16+

«Дядя Ваня»А. Чехов. Сцены из деревенской жизни. Спектакль Павла Зобнина

Одним осенним утром ты открываешь глаза и осознаёшь: жизнь пропала. Ты талантлив, умен, смел, у тебя большое сердце и нежная душа, а ты не стал ни Достоевским, ни Шопенгауэром. А стал дядей Ваней.

Ты двадцать пять лет работал, как вол, – и зачем? Ты влюблен в женщину, которую судьба забросила тебе под бок соседкой, – и безответно. Ты боготворил человека, считал его гением и работал на него – а он оказался пустышкой.

«Дядя Ваня» – одна из самых известных пьес мировой драматургии, к которой уже более века обращаются культовые режиссеры и главные российские и мировые театры. «Дядя Ваня» – это исследование великим Чеховым драмы человеческой души, это концентрат обыденности, переходящей в вечность.

«Обычный человек – вот что интересно Чехову. Изучать обычность и находить в этом где-то юмор, где-то глупость, где-то веру и надежду, а где-то и любовь – чувство в данном случае довольно простое, жестокое, мучительное», – отмечает режиссер.

«Дядя Ваня» Чехова, по мнению творческой команды спектакля, – это зеркало. А вот стыдиться увиденного отражения или жалеть его, презирать или сочувствовать – решать зрителю.

Чехов на ступеньках своего дома в Мелехово. Колоризированное фото 1897 года

Ремейк «Лешего» или новая форма? Несколько фактов о «Дяде Ване» Чехова, которые способны нас удивить

30 и 31 марта артисты Псковского театра драмы имени Пушкина сыграют спектакль «Дядя Ваня». Накануне премьеры журналист и литературовед, кандидат филологических наук Александр Донецкий перечитал биографию Чехова и нашел немало интересного в истории создания и интерпретации одной из самых знаменитых пьес русской и мировой сцены.
Читать подробнее ...

«Чехов – тот еще шутник, язва и циник. Он не размазня-интеллигент, как я думал раньше, он дерзкий, ироничный, смеющийся автор. Он видел всю эту серость, тоску, грязь и писал об этом, чтобы люди посмотрели на персонажей, как в зеркало, и чтобы им после этого стало стыдно перед собой. Так скучно и вяло ведут себя персонажи Чехова не потому, что он скучный и не потому, что он этого желал, наоборот, он хотел, чтобы человек таким не был», – поделился артист Георгий Болонев.

Павел Зобнин – приверженец русского психологического театра «по Станиславскому» – вместе с актерами подробно разбирает пьесу, попутно обращаясь к биографии и другим произведениям Чехова, задает ей неожиданные вопросы, ищет свежие и незаштампованные решения и образы. У тех, кто помоложе, на спектакле появится шанс увидеть живого, а не томно-манерного Чехова. Те, кто постарше, вряд ли останутся равнодушны к горестным метаниям героев, однажды осенью в деревне вдруг осознавших, что их жизнь была напрасна.

Павел Зобнин – известный российский театральный режиссер, один из самых успешных учеников Сергея Женовача. Поставил несколько десятков спектаклей в театрах России и Эстонии, принимал участие в режиссерских лабораториях в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Южно-Сахалинске, Улан-Удэ, Калининграде, Таллине, Ростове-на-Дону, Казани, Омске и других городах. Спектакль Павла Зобнина «Отец» (2018) был выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска» в четырех номинациях.

Над сценографией и костюмами к спектаклю работал Евгений Лемешонок, известный театральный художник из Новосибирска, дважды номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» за костюмы к спектаклям «Я.Другой.Такой.Страны» и «Ак и человечество» Дмитрия Егорова.

Продолжительность спектакля  2 часа 40 минут с антрактом.

Премьера спектакля: 30 марта 2022

Для зрителей 16+.


XXIX Пушкинский театральный фестиваль

Создатели спектакля

Постановка
Сценография и костюмы
Художник по свету
Александр Артемьев
Помощник режиссера
Галина Беседина
Свет
Игорь Гулий
Звук
Павел Иванов
Реквизит
Наталья Евсеева, Ирина Звонова
Костюмы
Анна Баландина, Ирина Лаптева, Ирина Монахова
Грим

В спектакле заняты

Сергей Скобелев Серебряков Александр Владимирович, отставной профессор
Александра Кашина Софья Александровна (Соня), дочь профессора от первого брака
Линда Ахметзянова Елена Андреевна, жена профессора
Ирина Смирнова Войницкая Мария Васильевна, вдова тайного советника
Андрей Кузин Войницкий Иван Петрович, сын вдовы
Георгий Болонев Астров Михаил Львович, врач
Виктор Яковлев Телегин Илья Ильич, обедневший помещик
Надежда Чепайкина Марина, старая няня

Отзывы зрителей

Владимир Яковлев, Санкт-Петербург 30 августа 2022

Режиссёр Павел Зобнин показал своего «Дядю Ваню». Спектакль получился смешным и очень горьким. Текст чеховский. Занавеса нет, сцена сдвинута в партер на 5 рядов. Сцена наполнена современной дачной мебелью. <...> Микрокосмос. Как и в пьесе. Боремся с подагрой, за экологию и уничтожаемые леса, боремся за жизнь, потому что надо жить... Актёрский состав из разных мест и островов, с разным опытом работы в разных же театрах. Дядя Ваня - Андрей Кузин, редкий по цельности натуры артист. Соня - Александра Кашина, прошлогодняя выпускница ГИТИСа, с первой реплики остаётся самым жизнерадостным стержнем спектакля. Пара Серебряковых, буффонадщик профессор и "замороженная" Елена. Как я не люблю этот образ, мне почему-то он кажется везде одинаковым. Маман с очками черепахи Тортиллы, взлохмаченная эмансипе. Великолепный яркий образ. Астров - Георгий Болонев как будто не играет, а всё так получается органично и запоминается надолго. И Вафля, бормотанием песен Гребенщикова счастлив без посторонней помощи - великолепный Виктор Яковлев.

Чтобы ещё глубже понять и принять эту Дачу-микрокосмос, надо приехать в Псков и смотреть спектакль столько, сколько потребует душа и восприятие! Рекомендую посмотреть.

Наталья, Псков 10 июня 2022

Спектакль очень понравился! С огромным удовольствием побывала два раза, и опять пойду в очередной раз получать не меньшее наслаждение. Отличная задумка с продлением сцены в партер, актеры как на ладошке, прекрасно видны их лица, эмоции. Да, это тот самый А.П. Чехов, тот самый "Дядя Ваня", и даже современные костюмы не мешают воспринимать сюжет в контексте чеховских времен. Открыла для себя Линду Ахметзянову, невозможно понравилась мне её Елена. Все актеры прекрасны, все огромные молодцы. Ну а сам дядя Ваня - абсолютный восторг! Мне очень нравится всё, что делает Андрей Кузин, а его дядей Ваней очаровалась бесконечно. ))) Добрый, шумный, трогательный, местами грустный, временами забавный спектакль. На мой взгляд лучше выбирать места в партере слева, на ближних к сцене рядах. Иногда действо перемещается в эту локацию, что позволяет близко увидеть глаза актёра, а по моему мнению это необыкновенное удовольствие! В общем-то спектакль не особо нуждается в рекомендациях, задолго раскупленные билеты и полный зал говорят сами за себя.

Ольга Вишнева, Псков 30 апреля 2022
Отличный спектакль! Видела много постановок «Дяди Вани» различных театров в разных городах и в очередной раз убеждаюсь, что монологи и диалоги Чеховских героев можно читать в любых декорациях, в любых костюмах, без привязки ко времени. Они всегда актуальны и свежи. Очень понравилась молодая актриса, исполнившая роль Сони. Она заметно положительно освежила привычный образ профессорской дочки. Желаю больших ролей этой актрисе. А вот дядя Ваня, наоборот, разочаровал. Какой-то маргинал получился на сцене. Не верится, что он работает, абсолютно не сочувствую его любви и не жаль его. Возможно, так и задумано….

Выйдя в фойе на время антракта и оглянувшись, я осознал, что публика состоит преимущественно из людей молодых и средних лет. Слева слышатся хвалебные отзывы в сторону постановки, справа — разговоры о том, насколько неплох Болонев и его торс, а сверху — громкие желания сходить на спектакль ещё раз. "Давно не видел такого единения", — произнёс я.
Но сравнение с недавним хитом южнокорейского производства не случайно: по ходу постановки возникает ощущение, что смотришь крепкий сериал.
Читать целиком...

POSTPSKOV 12 апреля 2022

«И сколько же грамм Чехова тут будет?» — подумалось мне, когда я услышала, как второй ряд обсуждал, что можно найти в буфете театра. «Вода есть, чай, пирожные… пара грамм кокаина найдётся», — отвечал со знанием дела мужчина своей удивлённой соседке. Что ж, проверить наличие всего перечисленного в буфете у меня не получилось, но вот на сцене Чехов точно был. И не пара грамм, а целых три.
Читать целиком...

Людмила Сорокина 1 апреля 2022

Браво!!! От души! Спектакль потрясающий!

Мария Булатова 1 апреля 2022

За что я особенно и отдельно люблю наш #дрампуш, так это за классику, которая как никогда актуальна в нашей современности.

Ирина Рогова 1 апреля 2022

СПАСИБО! За "просто" Чехова! За "просто" усовремененную классику. За новую старую историю... смотрелось в одно мгновение, и даже грустно, что сюжет закончился... А ещё за :"ой- ё,ой-ё, ой-ёи-никто не услышит!"

Ирина Яненсон, Псков 31 марта 2022
Настоящий, чеховский спектакль. Идите, не бойтесь. Пьесу не читайте, в спектакле всё чётко по тексту. 2-е действие по времени меньше, чем первое. Спасибо театру за такой качественный спектакль! Артисты - на высоте! Браво!