История

Открытие Народного дома имени А.С. Пушкина

4 апреля 1906 года

 Первый театральный сезон в Народном доме имени А.С. Пушкина торжественно открылся 4 апреля 1906 года спектаклем «Скупой рыцарь», дивертисментом и концертом с участием актеров Александринского театра. Главная звезда вечера, Григорий Григорьевич Ге, исполнявший роль барона, прочел «Памятник» и, поклонившись бюсту Пушкина, украсил его венком.

Городская газета «Псковский листок» сообщала, что спектакль несколько раз прерывался аплодисментами. Григорий Ге «с большим огнем, ярко и сильно играл роль барона». Герцог (Юрий Михайлович Юрьев, в будущем – Арбенин из «Маскарада» Мейерхольда) держался просто и естественно, а «его прекрасная сценическая внешность, благородные манеры и жесты, чрезвычайно приятный звучный голос» произвели «чарующее впечатление».

Предыстория. Театральная жизнь Пскова в XIX веке

 

Однако театральная жизнь в Пскове была насыщенной задолго до открытия Народного дома имени Пушкина. Еще 19 декабря 1810 года петербургская газета «Северная почта» сообщала, что каждый день общество немецких актеров устраивает для псковичей представления, которые посещают не только знатоки театра, но и простой народ, привлекаемый туда музыкой и нарядами артистов.

В 1829 году Псков упоминался среди девятнадцати провинциальных городов, в которых есть театр. Сообщалось, что здесь играли один раз в неделю трагедии и комедии приглашенные артисты (своей труппы в городе еще не было).

Первое здание театра. 1876 год

Первое здание театра на углу Садовой и Архангельской улиц (сегодня – улиц Ленина и Пушкина) – на том самом месте, где сейчас располагается театр – появилось еще в 1876 году. Это было деревянное строение на каменном цоколе с большим залом и подсобными помещениями. Для псковичей играли приглашенные артисты: труппы выступали с различным успехом, за четыре года сменилось десять антрепренеров. Во многом это было связано с репертуаром, в котором преобладали мелодрамы из зарубежной жизни.

Спустя пять лет после открытия деревянное здание Псковского стационарного театра уничтожил пожар, был объявлен сбор средств по подписке, но новое строительство долго не начиналось.

Другие псковские театры в XIX веке

Театр «Качёвка». В восьмидесятые годы XIX столетия в Пскове зарождаются театральные кружки, в доме купца Качёва начинают давать спектакли. В 1882 году появляется кружок любителей сцены, в 1884 году – Общество любителей драматического искусства, которое берет на себя организацию спектаклей. В 1886 году режиссером Общества становится Владимир Дмитриевич Рокотов, спектакли играют в доме купца Алексея Мартыновича Качёва (театр «Качёвка»).

Железнодорожный театр. С 1896 по 1899 годы в Пскове работает летний театр при паровозном депо. Его организовал начальник тяги 2-го участка Петербургско-Варшавской железной дороги Роберт Антонович Прайс. Спектакли создавались безвозмездно кружком любителей, шли каждое воскресенье и собирали не только работников станции, но и жителей близлежащих слобод. В 1899 году Прайса перевели из Пскова, и железнодорожный театр прекратил свою деятельность.

Летний театр. С 1898 года в Пскове работает Летний театр в Сергиевском саду (ныне – Летний сад), в труппе которого выступала Любовь Дмитриевна Менделеева, жена Александра Блока. Деревянное здание безвозмездно спроектировал городской архитектор Федор Павлович Неструх, он же руководил строительными работами. Театр открылся 4 июля 1898 года комедией Островского и Соловьева «Женитьба Белугина».

Строительство Народного дома имени А.С. Пушкина

1899 – 1906

В 1899 году, к столетию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, улицу Садовую в Пскове переименовали в честь поэта. Тогда же было решено построить театральное здание по проекту городского архитектора Эдуарда Александровича Гермейера.

23 мая 1903 года в Кутузовском саду состоялась торжественная закладка Народного дома имени А.С. Пушкина. Сад украсили флагами и гирляндами, установили палатки, на эстраде разместились дамы во главе с губернаторшей княгиней Васильчиковой. На торжество приехал великий князь Владимир Александрович, который после молебна и закладки первого камня замуровал монеты «на счастье» и поднял бокал шампанского за процветание города.

Однако средства собирались медленно, и строительство театра затянулось. 4 августа 1905 года Псковская городская дума решила обратиться к частным благотворителям. Финальную крупную сумму – 25 тысяч рублей – внес представитель известной купеческой семьи Василий Яковлевич Сафьянщиков, благодаря чему строительство закончили в начале 1906 года.

В Народном доме был зрительный зал на тысячу мест, вестибюль, фойе, буфет и библиотека-читальня с отдельным входом. В архитектуре фасада читались художественно-переработанные классицистические мотивы и отдельные элементы модерна.

В Псков часто и охотно приезжали столичные артисты, особенно тесные связи установились с Императорским Александринским театром. На нашей сцене играли Владимир Давыдов, Вера Комиссаржевская, Константин Варламов, Мария Савина.

В 1909 году директором Народного дома стал псковский актер и антрепренер Николай Афанасьевич Листов. С этого момента в Пскове также гастролируют Передвижной театр Павла Гайдебурова, петербургские Малый театр, Новый театр, театр «Пассаж», а также известные музыканты: балалаечник Борис Трояновский, скрипач Бронислав Губерман, вокалисты Лев Сибиряков, Мария Долина.

Театр в послереволюционные годы

1918 – 1939

В 1918 году, после Октябрьской революции, театр получил название Коммунального. Летом 1919 года, когда Псков занимали белогвардейцы, часть псковских актеров выехала в Таллин, где составила костяк труппы Русского театра Эстонии. 

В 1920 году, уже в Псковский городской драматический театр им. А.С. Пушкина, были приглашены актеры из Петрограда, театр возглавил известный артист и режиссер Эрмитажного Показательного театра Анатолий Васильевич Турцевич. В апреле 1920 года с успехом прошла премьера спектакля «Без вины виноватые» по пьесе А.Н. Островского. В 1921 году в репертуаре псковского театра были спектакли «Проделки Скапена» и «Мораль пани Дульской» (режиссер Андрей Мюссар), «Дети Ванюшина» и «Самсон и Далила» (режиссер П.А. Терский), «Фуэнте Овехуна» (режиссер И.М. Ильин).

В эти годы театр переживает непростые времена: то выпускает успешные премьеры, то переживает творческий застой и находится на грани закрытия из-за долгов. В 1922 году с успехом прошли спектакли «Старый Гейдельберг» (реж. П.А. Терский), «Шейлок» (реж. И.М. Ильин, спектакль был решен как открытый судебный процесс над шекспировским Шейлоком), «Живой труп» (реж. И.Г. Муравский). С массовым размахом прошла в Пскове постановка под открытым небом «Действо о III Интернационале». Не обошли стороной псковскую сцену и авангардные искания 1920-х годов.

Но театр все-таки был убыточным, дотации из городского бюджета сокращаются, и в 1932 году Псковский горсовет решает передать театр в аренду Ленинградскому областному управлению театрами (ЛОУТ). С этого времени в Пскове начинают активно гастролировать ленинградские театры. 

Знаменитых гастролеров в Пскове в 1917-1939 годах было много. Осенью 1917 года на псковской сцене выступала балерина Тамара Карсавина. 19-20 мая 1920 года в театре два концерта дал Федор Шаляпин. Проходили спектакли с участием Павла Орленева, братьев Адельгейм, Екатерины Корчагиной-Александровской.

В 1920-30-е годы театральная жизнь в Пскове кипела и за стенами нашего театра. Работал ТРАМ – Театр рабочей молодежи, одним из создателей которого был Бруно Артурович Фрейндлих, в будущем – ведущий актер Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского).

Ленинградский областной драматический театр имени Пушкина

1939 – 1941

Стационарный театр в историческом здании Народного дома им. А.С. Пушкина открылся 5 ноября 1939 года. В Псков перевели артистов из Ленинграда, театр получил название Ленинградского областного драматического театра им. А.С. Пушкина, его возглавил Владимир Николаевич Лебедев. 

Главный режиссер и художественный руководитель выпустил в Пскове спектакли «Человек с ружьем» Н. Погодина, «Павел Греков» Б. Войтехова, Л. Ленча, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, «Бесприданница» А. Островского. 

Несколько спектаклей поставил режиссер Анатолий Турцевич, работавший в театре в первые послереволюционные годы: «Дети солнца» М. Горького, «Полководец Суворов» по пьесе И. Бахтерева и А. Разумовского.

В январе 1941 года спектакль Лебедева «Фельдмаршал Кутузов» занял первое место в смотре театрально-музыкального искусства Ленинградской области. Художественный руководитель театра Владимир Лебедев, актеры Н. Леонтьев и В. Богданова получили звания заслуженных артистов РСФСР.

Театр в годы Великой Отечественной войны

В июне 1941 года труппа выехала на гастроли в Вологду, где и получила известие о начале Великой Отечественной войны. Художественный руководитель театра и некоторые актеры прямо из Вологды отправились на фронт. Псковские артисты работали в Театре народного ополчения, во «Фронтовом агитвзводе» и в Блокадном театре.

Во время оккупации Пскова фашисты проводили в здании театра концерты и другие мероприятия. Здание сильно пострадало от бомбежек и было разграблено отступавшими фашистами. В 1944 году началось восстановление здания из руин, на ремонт ушло два года. С 1945 года наш театр носит название Псковского областного драматического театра им. А.С. Пушкина.

В послевоенные годы существенно обновилась театральная труппа, в которой состоял 31 артист, изменился репертуар. 

В 1947 году театр успешно гастролировал в Риге, Таллине и Вильнюсе со спектаклями «Женитьба Фигаро», «Таланты и поклонники», «Не всё коту масленица», «За тех, кто в море», «Русский вопрос», «Старые друзья».

Театр в 1950-1960-е годы

В 50-е годы в репертуаре театра была русская и советская классика: шли комедии А. Островского, военно-патриотические пьесы «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Разлом» Б. Лавренева, «Незабываемый 1919-й» и «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского.

В 50-е годы здесь начинали свой творческий путь народные артисты России Эммануил Виторган, Тамара Румянцева, Анатолий Азо, Иван Криворучко (МХАТ), Виталий Зикора (МХАТ), Виктор Шубин (Театр сатиры на Васильевском, С-Петербург), Сергей Мучеников (Театр Европы, С-Петербург).

«Оптимистическая трагедия» (1952). В 1952 году театр возглавил Леонид Эммануилович Лурье (в прошлом – режиссер московского ГОСЕТа, режиссер-ассистент Соломона Михоэлса на постановке знаменитого спектакля «Фрейлехс»). Он же и поставил на псковской сцене «Оптимистическую трагедию». Тогдашняя критика отмечала, что исполнительница роли Комиссара – Наталия Терентьева – создала не только волевой, но и глубоко человечный, обаятельный, интеллигентный образ русской женщины. Особо выделяли и исполнение роли Алексея артистом Виктором Лукиным.

«Баня» (1953). В 1953 году Лурье ставит «Баню» Владимира Маяковского – пьесу, за которую после запрета спектакля Всеволода Мейерхольда советские театры браться опасались. Псковская «Баня» опередила по времени премьеру нашумевшего московского спектакля Николая Петрова, Валентина Плучека и Сергея Юткевича в Театре сатиры. Спектакль Леонида Лурье соединял в себе черты фантастики, детали «сочного реализма» и откровенного плаката. Сатирический объем образов бюрократа Оптимистенко (Борис Борисов) и упоенного своим величием Победоносикова (Леонид Куклин) подчеркивался яркими внешними деталями. Живым и убедительным получился Чудаков, изобретатель машины времени, в исполнении Юрия Преснякова. На премьеру приезжала Лиля Брик, к постановке отнеслась благосклонно. Спектакль имел успех и в Пскове, и на гастролях в Ленинграде, в Риге. Над сценографией «Бани» и «Оптимистической трагедии» работала главный художник театра в 1952–1953 годах Валерия Яковлевна Скляр.

«Идиот» (1956). Впервые после долгого перерыва роман Ф.М. Достоевского «Идиот» (при Сталине Достоевского не жаловали) увидел свет рампы именно на сцене псковского театра – в 1956 году его поставил в Пскове режиссер Вениамин Вениаминов. В роли князя Мышкина выступал Юрий Пресняков, Настасью Филипповну играла Любовь Деримарко. Спектакль оформил сценограф Геннадий Николаевич Попов, работавший в театре с 1948 по 1962 годы. Год спустя два ведущих театра страны – БДТ им. Горького в Ленинграде и Театр им. Евг. Вахтангова в Москве – вновь обратились к этому роману.

«Без названия» (1957). Эта псковская постановка открыла российскому театру самую загадочную чеховскую пьесу «Без названия». Главный режиссер Псковского театра Владимир Истомин-Кастровский узнал о французском спектакле «Этот безумец Платонов» из газет, нашел юношескую пьесу Чехова и написал во Францию великому режиссеру Жану Вилару, который ответил русскому коллеге и выслал фотографии своего спектакля.

В 1957 году состоялась премьера псковской версии «Без названия». 

«Очень хорош созданный Юрием Пресняковым образ Платонова», – писала газета «Советская культура». 

Отмечалась работа Виктора Лукина, исполнившего роль Войницева: «В актерской природе В. Лукина есть чеховское начало. В нем чувствуется… непрерывность внутренней жизни героя, мягкость и изящество линий».

«Маскарад» (1961). Режиссер Борис Филиппов в 1961 году поставил «Маскарад» Лермонтова, в котором свою первую роль – князя Звездича – сыграл начинающий актер, а ныне известный артист театра и кино Эммануил Виторган.

«Дочь России» (1964). В 1964 году режиссер Леонид Луккер (главный режиссер Псковской драмы с 1963 по 1968 годы) выпускает спектакль «Дочь России» по пьесе великолукского автора Петра Чередниченко. Впервые в истории советского театра на сцену выходят вожди мирового пролетариата Карл Маркс (артист Николай Крицкий) и Фридрих Энгельс (артист Александр Багрецов). На праздничном концерте к столетию III Интернационала в Кремле псковичи играли сцену встречи вождей с русской революционеркой Елизаветой Томановской. Фрагмент лично выбирала министр культуры СССР Екатерина Фурцева. В правительственной ложе сидел Никита Хрущев.

С 1954 по 1964 годы главным художником театра был Георгий Андреевич Белоуско.

Театр в 1970–1990-е годы

Главный режиссер – Владимир Михайлович Иванов (1970–1975)

Главный режиссер Владимир Михайлович Иванов приглашает на постановки ленинградских режиссеров: Б. Гутина, П. Коробова, Э. Нахамиса, А. Народецкого, В. Гаузнера, А. Чаплеевского. В труппе работают артисты ленинградской школы. Ведущие актеры театра – супружеская пара Сергей Мучеников и Тамара Садретдинова.

В 1972 году один из первых своих спектаклей «Лапти-самоплясы» (по М. Иванову) выпускает в нашем театре Вячеслав Кокорин. 

Тогда начинающая, а ныне признанная живым классиком театральной режиссуры Генриетта Яновская создает в Псковской драме два любимых публикой спектакля: «Прощание в июне» А. Вампилова (1974) и «Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше (1975). Театр сотрудничает с художниками Эдуардом Кочергиным и Аллой Коженковой.

В 1973 году режиссер Владимир Иванов выпускает трагедию Пушкина «Борис Годунов». Декорации к спектаклю создал Эдуард Кочергин – народный художник России, член Академии художеств, лауреат Государственных и международных премий, профессор института искусств им. И. Репина, главный художник БДТ им. Г. Товстоногова. Главную роль исполнил актер Олег Окулевич.

Яркие и насыщенные сезоны следовали один за другим. Такого разнообразия самобытных, оригинальных режиссеров, имевших возможность творить, экспериментировать и воплощать самые смелые замыслы, как в начале 1970-х годов, псковская сцена еще не видела. В Пскове создавался новый театр, рождалась современная эстетика единого стиля, высокой культуры и хорошего вкуса. Главный режиссер Владимир Иванов поднял планку так высоко, что его уход из театра в 1975 году завершил эпоху в жизни псковского театра.

Почти 20 лет – с 1961 по 1979 годы – театром руководил опытнейший директор Александр Михайлович Пидуст, который многое сделал для укрепления материально-технической базы театра. В эти годы произвели реконструкцию большой сцены, построили цеха и гаражи, театр регулярно ремонтировался, открылась малая сцена.

Главный режиссер – Валерий Васильевич Бухарин (1975–1985)

В 1975 году главным режиссером театра становится Валерий Васильевич Бухарин, очередным – Вадим Иосифович Радун, главным художником – Николай Минченко. Оба режиссера переехали в Псков из Красноярского театра драмы им. А.С. Пушкина, а с ними и часть труппы: Виктор Агафонов, Геннадий Золов, Августа Кленчина, Юрий Новохижин, Валерий Порошин, Альбина Федорова, Виктор Шубин, Галина Шукшанова. Народный артист России Юрий Новохижин и заслуженная артистка России Галина Шукшанова служат псковской сцене и по сей день.

Десятилетие творческой жизни Валерия Бухарина наполнило репертуар масштабными и зрелищными историческими постановками. В театре шли спектакли «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого, «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова, «Песнь о начдиве» («Чапаев») Дмитрия Фурманова, «Деньги для Марии» Валентина Распутина, «Братья и сестры» Федора Абрамова, «Земля русская» Ивана Васильева.

Режиссера занимали сюжеты русской истории, он размышлял о том, как народ создает своего вождя. Бухарина привлекали цари и герои, он воспевал ратные подвиги во славу Отечества. Его творческий почерк – образная метафоричность, сочетание бытового и условного, пластическая выверенность и тонкая музыкальность. 

Главный режиссер с увлечением интерпретировал классику, открывая зрителям новые формы и прочтения. На псковской сцене выходили авторские спектакли Валерия Бухарина и Эдуарда Вериго: «Псковитянка» по пьесе Л. Мея («визитная карточка» псковского театра на долгие годы), «Круг жизни» по пьесе Б. Брехта «Кавказский меловой круг», «История в Эпидамне» по древнеримской комедии Т. Плавта «Два менехма». Эдуард Вериго адаптировал классические тексты и писал музыку к спектаклям.

В 1981 году театр наградили орденом «Знак Почета». 

Главный режиссер – Вадим Иосифович Радун (1985–2010)

В 1985 году главным режиссером театра становится Вадим Радун. Его спектакли, социально заряженные, насыщенные эффектным театральным языком, мощными постановочными приемами, разгадывались как ребусы, их осуждали и запрещали, но и награждали. Каждый его спектакль был настоящим театральным событием и школой актерского мастерства. 

Шестидесятник, создававший советский метафорический театр, он мечтал о том, «чтобы театр стал школой социального мышления, куда бы люди приходили постигать себя, а не просто развлекаться».

В псковском театре Вадим Радун проработал 39 лет – с 1975 по 2014 годы. За это время поставил 180 спектаклей. Он формировал театр и общественную среду вокруг него.

В 90-х годах Псковский театр драмы был достаточно известен как в провинции, так и в столичных городах. Коллектив гастролировал в России и за рубежом, участвовал в отечественных и международных фестивалях, становился их лауреатом. Псковский театр участвовал в международных проектах творческого сотрудничества между театрами городов-побратимов Пскова: «Русский сезон» (1994, Перт, Шотландия), «Из России с любовью» (1996, Неймеген, Нидерланды), Пушкинский театральный проект (1999, Нойс, ФРГ).

В 1994 году Псковский академический театр драмы проводит первый Пушкинский театральный фестиваль, который до сих пор каждый год привлекает в Псков театры со всей России и ближнего зарубежья.

В 1996 году театру было присвоено звание «Академический». В 1998 году коллектив удостоен приза «Золотая пальма» Координационного комитета международной программы «Партнерство ради прогресса» в числе 35-ти лучших учреждений культуры российской провинции, в 1999 году награжден специальным призом «Гран-при» и вновь вошел в число лучших провинциальных театров. В 2001 году театр становится лауреатом конкурса «Окно в Россию». В 2003 году «за верность пушкинской теме» театр получает премию «Петрополь». В 2006 году коллективу театра «за большой вклад в развитие театрального искусства и достигнутые творческие успехи» объявлена благодарность президента РФ Владимира Путина.

В эти же годы театр участвует в различных престижных фестивалях: Шекспировский фестиваль в Нойсе (Германия), историко-художественный фестиваль «Вехи» в Костроме, фестиваль российских театров «Играем Чехова» в Москве, «Руна Балтики» в Выборге, «Балтийский дом», «Театральный остров», «Солнцеворот» в Санкт-Петербурге, фестивали камерных спектаклей в Калининграде, Петрозаводске, Старой Руссе.

На посту директора театра с 1991 по 2009 годы трудился Валерий Федорович Павлов, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Пскова. Благодаря его усилиям в перестроечные годы псковский театр  стабильно работал, получил признание в театральном пространстве России, выезжал на гастроли за рубеж, утвердил свой статус, став «академическим», пополнил труппу, выпустив на базе колледжа искусств в 2004–2008 годах  актерский курс, артисты и сотрудники регулярно получали почетные звания и награды.

Театр на открытом воздухе «Карусель»

1988–2012

С 1988 по 2012 годы – в течение 25-ти лет – в Пскове работал единственный в России репертуарный театр в исторических памятниках под открытым небом «Карусель» (создатель и художественный руководитель – народный артист РФ Вадим Радун).

Псковская труппа играла спектакли в исторических памятниках Пскова, Санкт-Петербурга, Ивангорода, Выборга, Приозерска, Костромы, Ярославля, Вологды и в других городах «Золотого кольца» России. 

В репертуаре «Карусели» было два десятка названий – исторические представления, классические произведения, детские постановки: «Сказ о прихожении Стефана Батория на град Псков в году 1581-м», «Легенда о княгине Ольге, царе Ивашке и псковской вольнице», «Мистерия о Ваньке по прозвищу Каин, московском воре и лихом разбойничке, доносителе и сочинителе», «Александр Невский», «Петр и Алексей», «Павел I», «Король Лир», «Цыганы» и другие. 

В 2000 году театр в исторических памятниках «Карусель» был награжден призом Вологодского театрального фестиваля «Голоса истории». В 2003 году активно участвовал в праздновании 1250-летия Старой Ладоги и 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи.

В 2012 году состоялась последняя премьера театра – обновленная «Псковитянка». Спектакль играли у стен Псковского кремля.

Василий Георгиевич Сенин (2013–2015)

С 2013 по 2015 годы художественным руководителем театра был режиссер Василий Георгиевич Сенин.

(Информация дополняется.)

Александр Иванович Кладько (2015–2017)

С 2015 по 2017 годы художественный руководитель театра – режиссер Александр Иванович Кладько.

(Информация дополняется.)

Реставрация здания театра

2012 – 2014

Сегодня театр предстает перед зрителями в обновленном виде. В 2012-2014 годы здание – памятник архитектуры начала ХХ века – отреставрировали, театр получил современную световую и звуковую аппаратуру.

На реконструкцию и ремонт здания Народного дома, построенного в стиле модерн, памятник архитектуры начала XX века, из федерального и областного бюджета было выделено около 1,1 млрд рублей. Произведены работы по укреплению фундамента и восстановлению фасадов начала XX века, реставрации лепного декора и карнизов в фойе, коридорах и на лестницах.  

Торжественная церемония открытия театра совпала с открытием XXI Всероссийского пушкинского театрального фестиваля, который проходил в Пскове с 3 по 10 февраля 2014 года. На его открытии присутствовали президент России Владимир Путин и министр культуры Владимир Мединский.


«Театр потрясающий, очень красивый. Начиная работу, мы хотели сохранить не просто здание, но и традиции этого театра. Надеюсь, Псковский драмтеатр станет серьезной точкой притяжения русской культуры», – отметил министр.

С 2014 года театральный комплекс состоит из двух зданий – здания театра и новой пристройки, где размещаются театральные мастерские и залы для различных культурных мероприятий – выставок, кинопоказов, лекций, концертов, диспутов.

Беспрецедентный прорыв театра во втором десятилетии XXI века

Художественный руководитель – Дмитрий Дмитриевич Месхиев 

(2017 – настоящее время)


С августа 2017 года и по настоящее время художественный руководитель театра – кинорежиссер, продюсер, заслуженный деятель искусств России Дмитрий Дмитриевич Месхиев. Под его руководством сформирована творческая команда, в которую вошли арт-директор Андрей Пронин, главный художник Александр Стройло и другие сотрудники театра.

Своей задачей они считают привлечение в театр разнообразных режиссерских сил, в том числе и молодых постановщиков, а каждый новый спектакль мыслят не только как режиссерское высказывание, но и как своеобразный тренинг для артистов («актерский театр XXI века»). 

Благодаря усилиям команды художественного руководителя сформировано новое творческое лицо театра, удалось привлечь в Псков ярких представителей нового поколения режиссуры, значительно расширилась, стала более разнообразной по стилистике и по режиссерскому почерку репертуарная афиша театра. Это и стало залогом успешного прорыва Псковского театра в последние годы и сделало его узнаваемым в современном театральном пространстве. Псковская драма занимается смелыми художественными поисками, не забывая и о развлекательной функции театра, а также о детском и подростковом зрителе.

Под художественным руководством Дмитрия Месхиева театр впервые за 25 лет гастролировал в  Москве и становился участником самых значимых театральных фестивалей: «Черешневый лес», «Биеннале театрального искусства», «Территория. Kids» в Москве; «Радуга», «Осенний марафон», «Александринский» (в этом фестивале впервые участвовал театр из провинции), театральная премия для молодых «Прорыв» в Санкт-Петербурге; «М@rt. Контакт» в Могилеве (Белоруссия); «Европейская весна» в Архангельске; «Монофест» в Перми; Платоновский международный фестиваль искусств в Воронеже; «Свидания на Театральной» в Рязани; «Реальный театр» в Екатеринбурге; фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция» в Москве, Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске, театральная Олимпиада во Владивостоке, Всероссийский театральный марафон в Великом Новгороде; Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии (Ташкент). География гастролей и фестивалей беспрецедентная. Это самая яркая гастрольная и фестивальная страница в истории театра!

Спектакли псковского театра узнали и высоко оценили в российском театральном сообществе. Постановки в театре осуществляют известные и талантливые режиссеры и художники различных направлений.

Самое наглядное тому доказательство – впервые Псковский театр драмы стал соискателем Национальной театральной премии России «Золотая маска» – высшей театральной награды: в 2018 году спектакль «Река Потудань» (режиссер Сергей Чехов) боролся за премию в шести номинациях, в 2019 году спектакль «Ревизор» (режиссер Петр Шерешевский) – в пяти номинациях. Актриса Дарья Чураева завоевала «Золотую маску» за роль Марьи Антоновны в спектакле «Ревизор» (номинация «Лучшая женская роль второго плана»). Это первая в истории театра «Золотая маска»!

В 2020 году спектакль «7САМУРАЕВ» режиссера Сергея Чехова вошел в лонг-лист лучших спектаклей страны по версии премии. В 2021 году спектакль Хуго Эрикссена «Смерть Тарелкина» вошел в лонг-лист «Золотой маски».

Псковский театр драмы приглашает лучшие русские и мировые театральные проекты, собирает театральных деятелей и публику со всей страны. Театр проводит три больших фестиваля: Пушкинский театральный фестиваль, фестиваль искусств людей с ограниченными возможностями «Другое искусство» и фестиваль «Псков в истории православия России». На псковской сцене выступали известнейшие театры: Liquid-театр (Москва), театр NonNova (Нант, Франция), Московский театр на Таганке, Театр АХЕ и драмтеатр им. В. Волкова (Ярославль), Театр «Красный факел» (Новосибирск), Лиможская театральная академия, «Школа драматического искусства» (Москва), Пипа Аттона (Англия), «А.Р.Т.О.» (Москва), Театр.DOC (Москва), Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Театр имени В.Ф. Комиссаржевской (Москва), Театр имени Ленсовета, Александринский театр, Большой театр кукол (Санкт-Петербург), Рижский русский театр, Таллинский театр русской драмы, Театр наций (Москва) и многие другие.  

При Псковском театре драмы занимается Актерский курс Российского государственного института сценических искусств, один из студентов РГИСИ в 2020 году пополнил труппу театра.

Работает галерея «Цех», в которой проходят выставки современных художников и фотографов, лекции, творческие встречи, художественные мастер-классы.

С 2015 года при театре работает детская театральная школа-мастерская «Гвозди», где юные участники занимаются сценической речью и актерским мастерством, играют в выпускных постановках и сами создают спектакли. Поставлено шесть спектаклей, один из них – «Чёрное молоко, или Экскурсия в Освенцим» – впоследствии игрался как репертуарный.

В труппе театра сегодня 31 актер и 5 музыкантов, из них два народных артиста России, пять заслуженных артистов России, один заслуженный работник культуры Сахалинской области, один почетный работник культуры и искусства Тюменской области и два лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска». В труппе актеры разных поколений: вместе с молодыми выходят на сцену и старейшины псковской сцены, которые служат ей несколько десятилетий.

Псковский театр драмы сегодня востребован не только псковичами и гостями города, его с радостью принимают лучшие театральные фестивали, особенно приятно, что фестивальным успехом пользуются разные спектакли текущего репертуара.

«В театре должны присутствовать разные направления и жанры – от классики до авангарда. В городе Пскове один драматический театр, и мы обязаны учитывать разные предпочтения и вкусы людей. Кому-то интересен легкий жанр, кто-то любит экспериментальный театр. Без ложной скромности скажу: если уж наш театр вырвался из тесных рамок провинциальных подмостков, мы должны учитывать и тренды современного театрального мира и не опускать свою планку», – говорит художественный руководитель театра Дмитрий Месхиев.

С 1 января 2021 года Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина вошел в структуру Национального драматического театра России. Это расширило постановочные возможности псковского театра, позволило привлечь известнейших режиссеров страны, добрать труппу сильными артистами.