История
«Принадлежность всякого порядочного города». Театральная жизнь Пскова до открытия Народного дома имени Пушкина
Летопись псковского театра неразрывно связана с историей города, в котором театр родился и вырос. В допетровские времена порубежный, пограничный Псков был не только военным форпостом, но и «западными воротами», через которые осуществлялись торговые и культурные контакты Московского Царства со странами Северной Европы. Весьма любопытной страницей в истории российского театра стало так называемое «псковское театральное лето 1644 года»: в течение целого месяца в Пскове находилась труппа немецких комедиантов из Страсбурга, прибывших в Россию по приглашению царя.
Известно, что первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович интересовался театральными потехами и в период подготовки свадьбы своей старшей дочери Ирины и Датского принца Вальдемара Кристиана, графа Шлезвиг-Голштинского, хотел создать в Москве постоянный придворный театр. В связи с этими матримониальными планами, умноженными на устройство театра, Московское правительство поручило жителю Риги Юстасу Филимонатусу найти артистов, которые согласились бы поступить на царскую службу.
Народный дом имени А. С. Пушкина (1906 – 1917)
В последние два десятилетия XIX века Александр Сергеевич Пушкин почти официально был признан национальным гением, «солнцем русской поэзии» одним из основоположников отечественной словесности и литературного языка. В год столетнего юбилея поэта Псковская городская Дума, отзываясь на общее настроение российского общества по увековечению памяти писателя, приняла решение переименовать улицу Садовую в улицу Пушкина и начать сбор средств на строительство в городе каменного театрального здания.
С разрешения правительства по всей стране был организован сбор денег в благотворительный «Пушкинский фонд». К 1901 году граждане России по подписке собрали в фонд 100 тысяч рублей, треть из которых были выделены Пскову на строительство Народного дома имени Пушкина. Еще 30 тысяч рублей государственной субсидии предоставило городу министерство финансов. К концу 1902 года проект главного архитектора Пскова Эдуарда Александровича Гермейера был утвержден муниципалитетом.
Народный дом имени Пушкина во время и после революции
Переломные исторические события не минули провинциальный Псков: с началом Первой Мировой войны крупный узел транспортной логистики в тылу Русской императорской армии превратился, по сути, в большой прифронтовой госпиталь. К 1917 году население Пскова как минимум удвоилось и достигло 60 тысяч человек, что не могло не отразиться на театрально-концертной афише города. В течение одного театрального сезона в городе обычно гастролировали сразу несколько (до трех-четырех) артистических трупп и антреприз. Народный дом имени Пушкина, конкурируя с другими сценическими площадками города, оставался главным центром культурной и общественно-политической жизни Пскова.
В сентябре 1917 года в здании Народного дома по традиции прошли выборы гласных (то есть депутатов) Псковской городской Думы, поддержавшей Временное правительство Российской Республики, а 8 ноября Псковский Совет рабочих и солдатских депутатов со сцены Народного дома провозгласил власть Советов. На следующий день в Пскове начались ожесточенные бои между отрядами большевиков и частями, верными Временному правительству.
Создание в Пскове стационарного театра
С 1918-го года театрально-зрелищными учреждениями в стране управлял Театральный отдел Наркомпроса, и значительная часть прав и функций профсоюза работников театра, принадлежавших ранее Императорскому Русскому театральному обществу, перешла к Советскому государству. Со свертыванием нэпа частный антрепризный театр постепенно ушел в прошлое. Театральное искусство строго разделилось на профессиональное, подчиненное идеологическим задачам и, по сути, ставшее частью государственной системы агитпропа, и любительское, существующее на уровне кружков творческой самодеятельности, народных студий и домов культуры.
Псковский театр драмы во время и после Великой Отечественной войны
Катастрофа первых месяцев Великой Отечественной войны привела к тому, что Псков был захвачен частями вермахта буквально через три недели после нападения на СССР – город был оккупирован германскими войсками уже 9 июля 1941 года; и в связи со сложившимся положением на театре военных действий (тридцатимесячная блокада Ленинграда) находился под оккупацией долгих три года и 13 дней – до 22 июля 1944 года, дольше, чем какой-либо другой регион России.
Артисты Псковского театра драмы, в июне 1941 года работавшие на гастролях в Вологде, в находившийся под угрозой захвата и оккупации Псков по понятным причинам не вернулись. Большинство работников театра поехали в готовившийся к обороне Ленинград, где и были мобилизованы: кто-то попал в ополчение или в армейские части, другие поступили в создававшиеся на фронтах артистические агитбригады. Псковские артисты работали в Театре народного ополчения, во «Фронтовом агитвзводе» и в Блокадном театре Ленинграда.
Театр в 50-е – 60-е годы
В 50-е годы в репертуаре театра была русская и советская классика: шли комедии А. Островского, военно-патриотические пьесы «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Разлом» Б. Лавренева, «Незабываемый 1919-й» и «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского.
В 50-е годы здесь начинали свой творческий путь народные артисты России Эммануил Виторган, Тамара Румянцева, Анатолий Азо, Иван Криворучко (МХАТ), Виталий Зикора (МХАТ), Виктор Шубин (Театр сатиры на Васильевском, С-Петербург), Сергей Мучеников (Театр Европы, С-Петербург).
«Оптимистическая трагедия» (1952). В 1952 году театр возглавил Леонид Эммануилович Лурье (в прошлом – режиссер московского ГОСЕТа, режиссер-ассистент Соломона Михоэлса на постановке знаменитого спектакля «Фрейлехс»). Он же и поставил на псковской сцене «Оптимистическую трагедию». Тогдашняя критика отмечала, что исполнительница роли Комиссара – Наталия Терентьева – создала не только волевой, но и глубоко человечный, обаятельный, интеллигентный образ русской женщины. Особо выделяли и исполнение роли Алексея артистом Виктором Лукиным.
«Баня» (1953). В 1953 году Лурье ставит «Баню» Владимира Маяковского – пьесу, за которую после запрета спектакля Всеволода Мейерхольда советские театры браться опасались. Псковская «Баня» опередила по времени премьеру нашумевшего московского спектакля Николая Петрова, Валентина Плучека и Сергея Юткевича в Театре сатиры. Спектакль Леонида Лурье соединял в себе черты фантастики, детали «сочного реализма» и откровенного плаката. Сатирический объем образов бюрократа Оптимистенко (Борис Борисов) и упоенного своим величием Победоносикова (Леонид Куклин) подчеркивался яркими внешними деталями. Живым и убедительным получился Чудаков, изобретатель машины времени, в исполнении Юрия Преснякова. На премьеру приезжала Лиля Брик, к постановке отнеслась благосклонно. Спектакль имел успех и в Пскове, и на гастролях в Ленинграде, в Риге. Над сценографией «Бани» и «Оптимистической трагедии» работала главный художник театра в 1952–1953 годах Валерия Яковлевна Скляр.
«Идиот» (1956). Впервые после долгого перерыва роман Ф.М. Достоевского «Идиот» (при Сталине Достоевского не жаловали) увидел свет рампы именно на сцене псковского театра – в 1956 году его поставил в Пскове режиссер Вениамин Вениаминов. В роли князя Мышкина выступал Юрий Пресняков, Настасью Филипповну играла Любовь Деримарко. Спектакль оформил сценограф Геннадий Николаевич Попов, работавший в театре с 1948 по 1962 годы. Год спустя два ведущих театра страны – БДТ им. Горького в Ленинграде и Театр им. Евг. Вахтангова в Москве – вновь обратились к этому роману.
«Без названия» (1957). Эта псковская постановка открыла российскому театру самую загадочную чеховскую пьесу «Без названия». Главный режиссер Псковского театра Владимир Истомин-Кастровский узнал о французском спектакле «Этот безумец Платонов» из газет, нашел юношескую пьесу Чехова и написал во Францию великому режиссеру Жану Вилару, который ответил русскому коллеге и выслал фотографии своего спектакля.
В 1957 году состоялась премьера псковской версии «Без названия».
«Очень хорош созданный Юрием Пресняковым образ Платонова», – писала газета «Советская культура».
Отмечалась работа Виктора Лукина, исполнившего роль Войницева: «В актерской природе В. Лукина есть чеховское начало. В нем чувствуется… непрерывность внутренней жизни героя, мягкость и изящество линий».
«Маскарад» (1961). Режиссер Борис Филиппов в 1961 году поставил «Маскарад» Лермонтова, в котором свою первую роль – князя Звездича – сыграл начинающий актер, а ныне известный артист театра и кино Эммануил Виторган.
«Дочь России» (1964). В 1964 году режиссер Леонид Луккер (главный режиссер Псковской драмы с 1963 по 1968 годы) выпускает спектакль «Дочь России» по пьесе великолукского автора Петра Чередниченко. Впервые в истории советского театра на сцену выходят вожди мирового пролетариата Карл Маркс (артист Николай Крицкий) и Фридрих Энгельс (артист Александр Багрецов). На праздничном концерте к столетию III Интернационала в Кремле псковичи играли сцену встречи вождей с русской революционеркой Елизаветой Томановской. Фрагмент лично выбирала министр культуры СССР Екатерина Фурцева. В правительственной ложе сидел Никита Хрущев.
С 1954 по 1964 годы главным художником театра был Георгий Андреевич Белоуско.
Театр в 70-е — 90-е годы
Главный режиссер – Владимир Михайлович Иванов (1970–1975)
Главный режиссер Владимир Михайлович Иванов приглашает на постановки ленинградских режиссеров: Б. Гутина, П. Коробова, Э. Нахамиса, А. Народецкого, В. Гаузнера, А. Чаплеевского. В труппе работают артисты ленинградской школы. Ведущие актеры театра – супружеская пара Сергей Мучеников и Тамара Садретдинова.
В 1972 году один из первых своих спектаклей «Лапти-самоплясы» (по М. Иванову) выпускает в нашем театре Вячеслав Кокорин.
Тогда начинающая, а ныне признанная живым классиком театральной режиссуры Генриетта Яновская создает в Псковской драме два любимых публикой спектакля: «Прощание в июне» А. Вампилова (1974) и «Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше (1975). Театр сотрудничает с художниками Эдуардом Кочергиным и Аллой Коженковой.
В 1973 году режиссер Владимир Иванов выпускает трагедию Пушкина «Борис Годунов». Декорации к спектаклю создал Эдуард Кочергин – народный художник России, член Академии художеств, лауреат Государственных и международных премий, профессор института искусств им. И. Репина, главный художник БДТ им. Г. Товстоногова. Главную роль исполнил актер Олег Окулевич.
Яркие и насыщенные сезоны следовали один за другим. Такого разнообразия самобытных, оригинальных режиссеров, имевших возможность творить, экспериментировать и воплощать самые смелые замыслы, как в начале 1970-х годов, псковская сцена еще не видела. В Пскове создавался новый театр, рождалась современная эстетика единого стиля, высокой культуры и хорошего вкуса. Главный режиссер Владимир Иванов поднял планку так высоко, что его уход из театра в 1975 году завершил эпоху в жизни псковского театра.
Почти 20 лет – с 1961 по 1979 годы – театром руководил опытнейший директор Александр Михайлович Пидуст, который многое сделал для укрепления материально-технической базы театра. В эти годы произвели реконструкцию большой сцены, построили цеха и гаражи, театр регулярно ремонтировался, открылась малая сцена.
Главный режиссер – Валерий Васильевич Бухарин (1975–1985)
В 1975 году главным режиссером театра становится Валерий Васильевич Бухарин, очередным – Вадим Иосифович Радун, главным художником – Николай Минченко. Оба режиссера переехали в Псков из Красноярского театра драмы им. А.С. Пушкина, а с ними и часть труппы: Виктор Агафонов, Геннадий Золов, Августа Кленчина, Юрий Новохижин, Валерий Порошин, Альбина Федорова, Виктор Шубин, Галина Шукшанова. Народный артист России Юрий Новохижин и заслуженная артистка России Галина Шукшанова служат псковской сцене и по сей день.
Десятилетие творческой жизни Валерия Бухарина наполнило репертуар масштабными и зрелищными историческими постановками. В театре шли спектакли «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого, «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова, «Песнь о начдиве» («Чапаев») Дмитрия Фурманова, «Деньги для Марии» Валентина Распутина, «Братья и сестры» Федора Абрамова, «Земля русская» Ивана Васильева.
Режиссера занимали сюжеты русской истории, он размышлял о том, как народ создает своего вождя. Бухарина привлекали цари и герои, он воспевал ратные подвиги во славу Отечества. Его творческий почерк – образная метафоричность, сочетание бытового и условного, пластическая выверенность и тонкая музыкальность.
Главный режиссер с увлечением интерпретировал классику, открывая зрителям новые формы и прочтения. На псковской сцене выходили авторские спектакли Валерия Бухарина и Эдуарда Вериго: «Псковитянка» по пьесе Л. Мея («визитная карточка» псковского театра на долгие годы), «Круг жизни» по пьесе Б. Брехта «Кавказский меловой круг», «История в Эпидамне» по древнеримской комедии Т. Плавта «Два менехма». Эдуард Вериго адаптировал классические тексты и писал музыку к спектаклям.
В 1981 году театр наградили орденом «Знак Почета».
Главный режиссер – Вадим Иосифович Радун (1985–2010)
В 1985 году главным режиссером театра становится Вадим Радун. Его спектакли, социально заряженные, насыщенные эффектным театральным языком, мощными постановочными приемами, разгадывались как ребусы, их осуждали и запрещали, но и награждали. Каждый его спектакль был настоящим театральным событием и школой актерского мастерства.
Шестидесятник, создававший советский метафорический театр, он мечтал о том, «чтобы театр стал школой социального мышления, куда бы люди приходили постигать себя, а не просто развлекаться».
В псковском театре Вадим Радун проработал 39 лет – с 1975 по 2014 годы. За это время поставил 180 спектаклей. Он формировал театр и общественную среду вокруг него.
В 90-х годах Псковский театр драмы был достаточно известен как в провинции, так и в столичных городах. Коллектив гастролировал в России и за рубежом, участвовал в отечественных и международных фестивалях, становился их лауреатом. Псковский театр участвовал в международных проектах творческого сотрудничества между театрами городов-побратимов Пскова: «Русский сезон» (1994, Перт, Шотландия), «Из России с любовью» (1996, Неймеген, Нидерланды), Пушкинский театральный проект (1999, Нойс, ФРГ).
В 1994 году Псковский академический театр драмы проводит первый Пушкинский театральный фестиваль, который до сих пор каждый год привлекает в Псков театры со всей России и ближнего зарубежья.
В 1996 году театру было присвоено звание «Академический». В 1998 году коллектив удостоен приза «Золотая пальма» Координационного комитета международной программы «Партнерство ради прогресса» в числе 35-ти лучших учреждений культуры российской провинции, в 1999 году награжден специальным призом «Гран-при» и вновь вошел в число лучших провинциальных театров. В 2001 году театр становится лауреатом конкурса «Окно в Россию». В 2003 году «за верность пушкинской теме» театр получает премию «Петрополь». В 2006 году коллективу театра «за большой вклад в развитие театрального искусства и достигнутые творческие успехи» объявлена благодарность президента РФ Владимира Путина.
В эти же годы театр участвует в различных престижных фестивалях: Шекспировский фестиваль в Нойсе (Германия), историко-художественный фестиваль «Вехи» в Костроме, фестиваль российских театров «Играем Чехова» в Москве, «Руна Балтики» в Выборге, «Балтийский дом», «Театральный остров», «Солнцеворот» в Санкт-Петербурге, фестивали камерных спектаклей в Калининграде, Петрозаводске, Старой Руссе.
На посту директора театра с 1991 по 2009 годы трудился Валерий Федорович Павлов, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Пскова. Благодаря его усилиям в перестроечные годы псковский театр стабильно работал, получил признание в театральном пространстве России, выезжал на гастроли за рубеж, утвердил свой статус, став «академическим», пополнил труппу, выпустив на базе колледжа искусств в 2004–2008 годах актерский курс, артисты и сотрудники регулярно получали почетные звания и награды.
Театр на открытом воздухе «Карусель»
1988–2012
С 1988 по 2012 годы – в течение 25-ти лет – в Пскове работал единственный в России репертуарный театр в исторических памятниках под открытым небом «Карусель» (создатель и художественный руководитель – народный артист РФ Вадим Радун).
Псковская труппа играла спектакли в исторических памятниках Пскова, Санкт-Петербурга, Ивангорода, Выборга, Приозерска, Костромы, Ярославля, Вологды и в других городах «Золотого кольца» России.
В репертуаре «Карусели» было два десятка названий – исторические представления, классические произведения, детские постановки: «Сказ о прихожении Стефана Батория на град Псков в году 1581-м», «Легенда о княгине Ольге, царе Ивашке и псковской вольнице», «Мистерия о Ваньке по прозвищу Каин, московском воре и лихом разбойничке, доносителе и сочинителе», «Александр Невский», «Петр и Алексей», «Павел I», «Король Лир», «Цыганы» и другие.
В 2000 году театр в исторических памятниках «Карусель» был награжден призом Вологодского театрального фестиваля «Голоса истории». В 2003 году активно участвовал в праздновании 1250-летия Старой Ладоги и 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи.
В 2012 году состоялась последняя премьера театра – обновленная «Псковитянка». Спектакль играли у стен Псковского кремля.
Василий Георгиевич Сенин (2013–2015)
С 2013 по 2015 годы художественным руководителем театра был режиссер Василий Георгиевич Сенин.
(Информация дополняется.)
Александр Иванович Кладько (2015–2017)
С 2015 по 2017 годы художественный руководитель театра – режиссер Александр Иванович Кладько.
(Информация дополняется.)
Реконструкция театра 2012 – 2014
Сегодня театр предстает перед зрителями в обновленном виде. В 2012-2014 годы здание – памятник архитектуры начала ХХ века – отреставрировали, театр получил современную световую и звуковую аппаратуру.
На реконструкцию и ремонт здания Народного дома, построенного в стиле модерн, памятник архитектуры начала XX века, из федерального и областного бюджета было выделено около 1,1 млрд рублей. Произведены работы по укреплению фундамента и восстановлению фасадов начала XX века, реставрации лепного декора и карнизов в фойе, коридорах и на лестницах.
Торжественная церемония открытия театра совпала с открытием XXI Всероссийского пушкинского театрального фестиваля, который проходил в Пскове с 3 по 10 февраля 2014 года. На его открытии присутствовали президент России Владимир Путин и министр культуры Владимир Мединский.
«Театр потрясающий, очень красивый. Начиная работу, мы хотели сохранить не просто здание, но и традиции этого театра. Надеюсь, Псковский драмтеатр станет серьезной точкой притяжения русской культуры», – отметил министр.
С 2014 года театральный комплекс состоит из двух зданий – здания театра и новой пристройки, где размещаются театральные мастерские и залы для различных культурных мероприятий – выставок, кинопоказов, лекций, концертов, диспутов.
Беспрецедентный прорыв театра во втором десятилетии XXI века
Художественный руководитель – Дмитрий Дмитриевич Месхиев
(2017 – настоящее время)
С августа 2017 года и по настоящее время художественный руководитель театра – кинорежиссер, продюсер, заслуженный деятель искусств России Дмитрий Дмитриевич Месхиев. Под его руководством сформирована творческая команда, в которую вошли арт-директор Андрей Пронин, главный художник Александр Стройло и другие сотрудники театра.
Своей задачей они считают привлечение в театр разнообразных режиссерских сил, в том числе и молодых постановщиков, а каждый новый спектакль мыслят не только как режиссерское высказывание, но и как своеобразный тренинг для артистов («актерский театр XXI века»).
Благодаря усилиям команды художественного руководителя сформировано новое творческое лицо театра, удалось привлечь в Псков ярких представителей нового поколения режиссуры, значительно расширилась, стала более разнообразной по стилистике и по режиссерскому почерку репертуарная афиша театра. Это и стало залогом успешного прорыва Псковского театра в последние годы и сделало его узнаваемым в современном театральном пространстве. Псковская драма занимается смелыми художественными поисками, не забывая и о развлекательной функции театра, а также о детском и подростковом зрителе.
Под художественным руководством Дмитрия Месхиева театр впервые за 25 лет гастролировал в Москве и становился участником самых значимых театральных фестивалей: «Черешневый лес», «Биеннале театрального искусства», «Территория. Kids» в Москве; «Радуга», «Осенний марафон», «Александринский» (в этом фестивале впервые участвовал театр из провинции), театральная премия для молодых «Прорыв» в Санкт-Петербурге; «М@rt. Контакт» в Могилеве (Белоруссия); «Европейская весна» в Архангельске; «Монофест» в Перми; Платоновский международный фестиваль искусств в Воронеже; «Свидания на Театральной» в Рязани; «Реальный театр» в Екатеринбурге; фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция» в Москве, Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске, театральная Олимпиада во Владивостоке, Всероссийский театральный марафон в Великом Новгороде; Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии (Ташкент). География гастролей и фестивалей беспрецедентная. Это самая яркая гастрольная и фестивальная страница в истории театра!
Спектакли псковского театра узнали и высоко оценили в российском театральном сообществе. Постановки в театре осуществляют известные и талантливые режиссеры и художники различных направлений.
Самое наглядное тому доказательство – впервые Псковский театр драмы стал соискателем Национальной театральной премии России «Золотая маска» – высшей театральной награды: в 2018 году спектакль «Река Потудань» (режиссер Сергей Чехов) боролся за премию в шести номинациях, в 2019 году спектакль «Ревизор» (режиссер Петр Шерешевский) – в пяти номинациях. Актриса Дарья Чураева завоевала «Золотую маску» за роль Марьи Антоновны в спектакле «Ревизор» (номинация «Лучшая женская роль второго плана»). Это первая в истории театра «Золотая маска»!
В 2020 году спектакль «7САМУРАЕВ» режиссера Сергея Чехова вошел в лонг-лист лучших спектаклей страны по версии премии. В 2021 году спектакль Хуго Эрикссена «Смерть Тарелкина» вошел в лонг-лист «Золотой маски».
Псковский театр драмы приглашает лучшие русские и мировые театральные проекты, собирает театральных деятелей и публику со всей страны. Театр проводит три больших фестиваля: Пушкинский театральный фестиваль, фестиваль искусств людей с ограниченными возможностями «Другое искусство» и фестиваль «Псков в истории православия России». На псковской сцене выступали известнейшие театры: Liquid-театр (Москва), театр NonNova (Нант, Франция), Московский театр на Таганке, Театр АХЕ и драмтеатр им. В. Волкова (Ярославль), Театр «Красный факел» (Новосибирск), Лиможская театральная академия, «Школа драматического искусства» (Москва), Пипа Аттона (Англия), «А.Р.Т.О.» (Москва), Театр.DOC (Москва), Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Театр имени В.Ф. Комиссаржевской (Москва), Театр имени Ленсовета, Александринский театр, Большой театр кукол (Санкт-Петербург), Рижский русский театр, Таллинский театр русской драмы, Театр наций (Москва) и многие другие.
При Псковском театре драмы занимается Актерский курс Российского государственного института сценических искусств, один из студентов РГИСИ в 2020 году пополнил труппу театра.
Работает галерея «Цех», в которой проходят выставки современных художников и фотографов, лекции, творческие встречи, художественные мастер-классы.
С 2015 года при театре работает детская театральная школа-мастерская «Гвозди», где юные участники занимаются сценической речью и актерским мастерством, играют в выпускных постановках и сами создают спектакли. Поставлено шесть спектаклей, один из них – «Чёрное молоко, или Экскурсия в Освенцим» – впоследствии игрался как репертуарный.
В труппе театра сегодня 31 актер и 5 музыкантов, из них два народных артиста России, пять заслуженных артистов России, один заслуженный работник культуры Сахалинской области, один почетный работник культуры и искусства Тюменской области и два лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска». В труппе актеры разных поколений: вместе с молодыми выходят на сцену и старейшины псковской сцены, которые служат ей несколько десятилетий.
Псковский театр драмы сегодня востребован не только псковичами и гостями города, его с радостью принимают лучшие театральные фестивали, особенно приятно, что фестивальным успехом пользуются разные спектакли текущего репертуара.
«В театре должны присутствовать разные направления и жанры – от классики до авангарда. В городе Пскове один драматический театр, и мы обязаны учитывать разные предпочтения и вкусы людей. Кому-то интересен легкий жанр, кто-то любит экспериментальный театр. Без ложной скромности скажу: если уж наш театр вырвался из тесных рамок провинциальных подмостков, мы должны учитывать и тренды современного театрального мира и не опускать свою планку», – говорит художественный руководитель театра Дмитрий Месхиев.
С 1 января 2021 года Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина вошел в структуру Национального драматического театра России. Это расширило постановочные возможности псковского театра, позволило привлечь известнейших режиссеров страны, добрать труппу сильными артистами.