«Сознаюсь, что в порыве малодушия я проклинал шепотом медицину и свое заявление, поданное пять лет назад ректору университета. Сверху в это время сеяло, как сквозь сито. Пальто мое набухло, как губка. Пальцами правой руки я тщетно пытался ухватиться за ручку чемодана и наконец плюнул на мокрую траву. Пальцы мои ничего не могли хватать, и опять мне, начиненному всякими знаниями из интересных медицинских книжек, вспомнилась болезнь – паралич. “Парализис” – отчаянно мысленно и черт знает зачем сказал я себе».
Михаил Булгаков. «Полотенце с петухом»
В спектакле соединятся цикл «Записки юного врача» и примыкающий к нему рассказ «Морфий». Оба героя – молодые врачи, вчерашние студенты, – приезжают в глухую деревню лечить больных. Зритель увидит два альтернативных варианта развития одной истории. «История Полякова – про умирание, про гибель, про воющую вьюгу. Это история отчаяния и вхождения на темную сторону. История Доктора, наоборот, про жизнь: про преодоление, про помощь больным и спасение самого себя», – говорит режиссер.
Режиссер Антон Федоров избавляется от бытовой реалистичности и пугающих подробностей при помощи формы – спектакль решен на стыке жанров мультфильма, черно-белого кино и клоунады. Это, однако, не упрощает смысла булгаковского высказывания, а, наоборот, обнажает экзистенциальные вопросы, звучащие в этом тексте.
«В спектакле между строк звучит вопрос: “Что всем нам делать в этой вьюге?” – поясняет Антон Федоров. – У каждого из нас в голове, так или иначе, воет эта вьюга, и избавиться от нее невозможно. Просто в какой-то момент ты приходишь в точку, когда остается только выбрать: либо ты борешься, либо ты погибаешь».
Записки врачей. Шорт-лист знаменитых писателей, давших клятву Гиппократа
12 и 13 мая в Псковском театре драмы имени Пушкина – очередная премьера: спектакль «Морфий» по мотивам «медицинских» рассказов Михаила Булгакова. О феномене «врачебной прозы» и выдающихся литераторах, получивших медицинское образование и практиковавших лекарское искусство, – в тексте Александра Донецкого.
Читать подробнее ...
Режиссер и художник спектакля – Антон Федоров, известный театральный режиссер (многие московские театралы уже называют его «культовым»), сотрудничавший с «Гоголь-центром» (Москва), «Театром.doc» (Москва), театром «Около дома Станиславского» (Москва) и другими.
Над световым оформлением спектакля работал художник по свету Александринского театра Игорь Фомин, создавший световые партитуры более чем к ста спектаклям, многократный номинант на Национальную театральную премию «Золотая маска», в 2022 году ставший ее лауреатом.
Спектакль играли на гастролях в Санкт-Петербурге, Москве, Уфе и Ижевске.
Потрясающий спектакль «Морфий», потрясающий! Потрясающий. До мурашек, до самого нутра пробирает. Два раза смотрела, вчера и сегодня, и в третий раз хотела бы посмотреть. Клоунада бесподобна. Голоса персонажей как колокольный звон. Так точно выстроен ансамбль, по тембру, по тональности, по темпо-ритму, по характерности, по интонации, по способу существования. Клоунада и голоса персонажей произвели самое сильное впечатление. Никогда прежде такого не видела и не слышала. Кто бы мог подумать, что клоунада может быть такой достоверной и деликатной, тонкой, как осенний лед на реке, звенеть, как капель по водосточным трубам. Поверила тотально, вы меня забрали в свое пространство.
Псковский театр драмы им. А. С. Пушкина, браво. Трудный спектакль. Сильный. Не отпускающий зрителя ни до спектакля (сцена ввода в сюр очень сильна), ни во время его, ни после. Музыка, образы, свет и, конечно же, актерский ансамбль — все Браво. Режиссёру удалось вовлечь меня в больное сознание морфиниста, в тревоги молодого доктора, в атмосферу российской глубинки.
«Морфий» — очень серьезная работа, которая не оставит равнодушным ни одного думающего человека. Жена сказала, что это про преодоление как физического недуга, так и психологических проблем. Я же в первую очередь подумал о процессе обесчеловечивания и в то же время удивительной человечности, которую можно встретить даже в самой глуши. В героях можно узнать самого себя, своих родных и близких и удивиться, как же точно передана человеческая природа. Не ждите, что вам расскажут историю от начала до конца, режиссер оставил возможность каждому увидеть нечто свое, возможно, темное и неприятное, но давно ждавшее своего часа выйти на свет.
Настоятельно рекомендую посетить «Морфий» в компании, а потом обменяться впечатлениями — вы будете удивлены, как много индивидуальных смыслов здесь можно разглядеть. Большое спасибо всем причастным!
«В этом спектакле видна командная работа: вы слышите, вы видите друг друга, вы вместе, тут нет лидеров, это общее большое действо. Работа актеров и художников замечательная – спектакль хочется смотреть издалека, чтобы видеть общую картину.
Я ожидала, что будет много фантазии. И если сравнить “Морфий” с музыкой, – это джаз. Дмитрий Дмитриевич [Дмитрий Месхиев – прим. авт.], поздравляю! Творите дальше, хулиганьте, это здорово».
«Это театрально, зрелищно (Федоров еще и художник в данном случае, а в «Чуваке» и один из авторов инсценировки), фантазийно, оригинально, умно, с авторским стилем, без эпигонства и зауми, ни секунды бессмыслицы, компактно, при этом выявляя каждого артиста.
Недаром он получил столько номинаций на Премию 2023».
«Я не припомню столько театральных деятелей сразу в зале в качестве зрителей, такое впечатление, что вся театральная Москва была сегодня здесь. Любовь к псковскому коллективу у меня случилась сразу и, видимо, навсегда, еще в Пскове.
Очень талантливо поставлен микс Булгакова из “Записок юного врача” и “Морфия”. С формой режиссер заморочился – то ли ч/б кино, то ли клоунада – вышло замечательно. Заслуженные 7 номинаций!
Браво Александр Овчаренко!»
«Очень сильные впечатления произвел спектакль – работа актеров, сценография, подбор треков, литературный материал (соединение двух произведений Булгакова). Очень динамичное повествование, талантливо сделано».
В спектакле органично соединилось несколько сюжетов. Он наполнен отсылками (например, к фильму «На игле»). Впечатлила сценография – не зря у спектакля много номинаций за сценографию и свет. Всегда приходишь в театр с мыслью: «Что еще могли такого сделать, чтобы тебя удивить?». Этот спектакль, действительно, оригинальный и удивляет!
Я поняла, какой жуткий голод у меня как у зрителя, как мне необходим хороший театр. Публике уже не нужны шокирующие впечатления и прочая ерунда, а нужен серьезный разговор и большое искусство. Сегодня я испытала всю силу воздействия театра. Это шедевр. Произведение искусства.
Это шедевр всей команды, включая видеоконтент, саунд-дизайн, труд монтировщиков и кропотливую работу всего ансамбля артистов. Об этом спектакле хочется думать, а самое главное, что после такого похода в театр хочется жить и хочется творить. Благодаря таким спектаклям любовь к театру возрастает.
Спектакль невероятный!!! Игра актеров, музыкальное сопровождение, декорации - все настолько завораживает, что смотришь спектакль на одном дыхании! Спасибо за прекрасный вечер!
Добрый день. Хочу поделиться своими впечатлениями после просмотра спектакля "Морфий". Я часто бываю в театре и видела достаточно много постановок, каждая из которых вызывает свой спектр эмоций, но "Морфий" превзошел все мои ожидания и покорил с первых же минут просмотра. Сказать ,что мне понравилось - не сказать ничего.... В нем идеально все: декорации ,свет, музыка и превосходная игра актеров. Действия завораживают. Уверено могу сказать, что это спектакль с глубоким и неоднозначным смыслом. У меня он вызвал ряд эмоций: страх и радость, грусть и изумление. Всю дорогу домой у меня возникали сцены из спектакля и заставляли снова и снова задумываться и рассуждать, появлялись новые мысли и догадки. И даже сейчас, я думаю, что нахожусь в плену "Морфия" и он не хочет отпускать. На мой взгляд это невероятная постановка с элементами мистики, которая навечно останется в моей памяти и сердце. Спасибо огромное всем, кто принимал участие в его создание и реализации. С моей точки зрения вы справились на все 1000%. СПАСИБО.
Спасибо за спектакль! Эмоции переполняют! Динамично, но нелегко, сложно, глубоко и очень стильно. Не размыто, не размазано, а очень аккуратно о важном для каждого. У каждого свой "морфий", как выстоять, не сломаться?! Свет, музыка, образы, игра актеров, детали - это все сложилось воедино.