18+

«Морфий»Прохождение в 1-м действии по мотивам рассказов Михаила Булгакова

«Сознаюсь, что в порыве малодушия я проклинал шепотом медицину и свое заявление, поданное пять лет назад ректору университета. Сверху в это время сеяло, как сквозь сито. Пальто мое набухло, как губка. Пальцами правой руки я тщетно пытался ухватиться за ручку чемодана и наконец плюнул на мокрую траву. Пальцы мои ничего не могли хватать, и опять мне, начиненному всякими знаниями из интересных медицинских книжек, вспомнилась болезнь – паралич. “Парализис” – отчаянно мысленно и черт знает зачем сказал я себе».

Михаил Булгаков. «Полотенце с петухом»

В спектакле соединятся цикл «Записки юного врача» и  примыкающий к нему рассказ «Морфий». Оба героя – молодые врачи, вчерашние студенты, – приезжают в глухую деревню лечить больных. Зритель увидит два альтернативных варианта развития одной истории. «История Полякова – про умирание, про гибель, про воющую вьюгу. Это история отчаяния и вхождения на темную сторону. История Доктора, наоборот, про жизнь: про преодоление, про помощь больным и спасение самого себя», – говорит режиссер.

Режиссер Антон Федоров избавляется от бытовой реалистичности и пугающих подробностей при помощи формы – спектакль решен на стыке жанров мультфильма, черно-белого кино и клоунады. Это, однако, не упрощает смысла булгаковского высказывания, а, наоборот, обнажает экзистенциальные вопросы, звучащие в этом тексте.

«В спектакле между строк звучит вопрос: “Что всем нам делать в этой вьюге?” – поясняет Антон Федоров. – У каждого из нас в голове, так или иначе, воет эта вьюга, и избавиться от нее невозможно. Просто в какой-то момент ты приходишь в точку, когда остается только выбрать: либо ты борешься, либо ты погибаешь».

Записки врачей. Шорт-лист знаменитых писателей, давших клятву Гиппократа

12 и 13 мая в Псковском театре драмы имени Пушкина – очередная премьера: спектакль «Морфий» по мотивам «медицинских» рассказов Михаила Булгакова. О феномене «врачебной прозы» и выдающихся литераторах, получивших медицинское образование и практиковавших лекарское искусство, – в тексте Александра Донецкого.
Читать подробнее ...

Режиссер и художник спектакля – Антон Федоров, известный театральный режиссер (многие московские театралы уже называют его «культовым»), сотрудничавший с «Гоголь-центром» (Москва), «Театром.doc» (Москва), театром «Около дома Станиславского» (Москва) и другими.

Над световым оформлением спектакля работал художник по свету Александринского театра Игорь Фомин, создавший световые партитуры более чем к ста спектаклям, многократный номинант на Национальную театральную премию «Золотая маска», в 2022 году ставший ее лауреатом.

Спектакль – лауреат Национальной театральной премии России «Золотая маска – 2023» в номинациях «Лучшая женская роль второго плана» (Наталья Петрова) и «Лучшая работа художника по костюмам» (Антон Федоров, Александр Стройло).

Спектакль получил приз зрительских симпатий XXXII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург, 2022).

Продолжительность спектакля — 2 часа без антракта.

Премьера спектакля: 12 мая 2022

Для зрителей 18+.

Создатели спектакля

Режиссер и художник
Художник по свету
Видеохудожник
Художник по костюмам
Художник по костюмам
Композитор
Игорь Колосов
Помощник режиссера

В спектакле заняты

Наталья ПетроваАнна Николаевна
Анна ШуваеваПелагея Ивановна
Сергей ПопковДемьян Лукич
Екатерина МироноваАксинья, Мать
Денис КугайВозница, Мельник

Отзывы зрителей

жанна евгеньевна рябкина, санкт петербург 27 декабря 2023
очень странное чувство. с одной стороны ничего не поняла(надо почитать произведение), с другой спектакль не оставит никого равнодушным( испытала разные чувства и смех и страх и любопытство и интерес!!!!потом много обсуждала его с мужем. однозначно рекомендую к просмотру!!
Voss Blok, Санкт-Петербург 2 апреля 2023
Невероятная, фантастическая постановка!!! Артисты, как цельный единый механизм, без сбоев и остановок, блестяще справились со своей задачей. Два часа невероятного эмоционального напряжения. Молодцы все, выделить кого то, это значит обидеть остальных, но и не отметить блестящую игру Александра Овчаренко просто нельзя. Спасибо вам всем еще раз!!!
Ирина Розанова, народная артистка РФ 24 марта 2023

«В этом спектакле видна командная работа: вы слышите, вы видите друг друга, вы вместе, тут нет лидеров, это общее большое действо. Работа актеров и художников замечательная – спектакль хочется смотреть издалека, чтобы видеть общую картину.

Я ожидала, что будет много фантазии. И если сравнить “Морфий” с музыкой, – это джаз. Дмитрий Дмитриевич [Дмитрий Месхиев – прим. авт.], поздравляю! Творите дальше, хулиганьте, это здорово».

Елена Посувалюк 24 марта 2023

«Это театрально, зрелищно (Федоров еще и художник в данном случае, а в «Чуваке» и один из авторов инсценировки), фантазийно, оригинально, умно, с авторским стилем, без эпигонства и зауми, ни секунды бессмыслицы, компактно, при этом выявляя каждого артиста.

Недаром он получил столько номинаций на Премию 2023».

Надежда 24 марта 2023

«Я не припомню столько театральных деятелей сразу в зале в качестве зрителей, такое впечатление, что вся театральная Москва была сегодня здесь. Любовь к псковскому коллективу у меня случилась сразу и, видимо, навсегда, еще в Пскове.

Очень талантливо поставлен микс Булгакова из “Записок юного врача” и “Морфия”. С формой режиссер заморочился – то ли ч/б кино, то ли клоунада – вышло замечательно. Заслуженные 7 номинаций!

Браво Александр Овчаренко!»

Зритель фестиваля «Золотая маска» 24 марта 2023

«Очень сильные впечатления произвел спектакль – работа актеров, сценография, подбор треков, литературный материал (соединение двух произведений Булгакова). Очень динамичное повествование, талантливо сделано».

Николай 24 марта 2023

В спектакле органично соединилось несколько сюжетов. Он наполнен отсылками (например, к фильму «На игле»). Впечатлила сценография – не зря у спектакля много номинаций за сценографию и свет. Всегда приходишь в театр с мыслью: «Что еще могли такого сделать, чтобы тебя удивить?». Этот спектакль, действительно, оригинальный и удивляет!

Зритель Международного театрального фестиваля «Балтийский дом», Санкт-Петербург 14 октября 2022

Я поняла, какой жуткий голод у меня как у зрителя, как мне необходим хороший театр. Публике уже не нужны шокирующие впечатления и прочая ерунда, а нужен серьезный разговор и большое искусство. Сегодня я испытала всю силу воздействия театра. Это шедевр. Произведение искусства.

Ольга, Санкт-Петербург 14 октября 2022
Вчера были на спектакле, сидели прямо на сцене. Потрясающее впечатление, смотришь почти в глаза актерам, а значит никакой фальши не должно быть. Игра актеров превосходна, режиссерские находки впечатляют. Очень понравилось!!! После такого спектакля действительно хочется размышлять.
Василиса, Санкт-Петербург 14 октября 2022

Это шедевр всей команды, включая видеоконтент, саунд-дизайн, труд монтировщиков и кропотливую работу всего ансамбля артистов. Об этом спектакле хочется думать, а самое главное, что после такого похода в театр хочется жить и хочется творить. Благодаря таким спектаклям любовь к театру возрастает.

Алексей, Псков 26 августа 2022
Спектакль посетили 26 августа. Очень впечатлены уровнем спектакля!! Игра актёров выше всяких похвал! Свет , реквизит, музыка! Спасибо всем причастным! После ревизора второй спектакль, на который сходил бы снова!
Инга, Псков 29 мая 2022

Спектакль невероятный!!! Игра актеров, музыкальное сопровождение, декорации - все настолько завораживает, что смотришь спектакль на одном дыхании! Спасибо за прекрасный вечер!

Анастасия, Псков 14 мая 2022

Добрый день. Хочу поделиться своими впечатлениями после просмотра спектакля "Морфий". Я часто бываю в театре и видела достаточно много постановок, каждая из которых вызывает свой спектр эмоций, но "Морфий" превзошел все мои ожидания и покорил с первых же минут просмотра. Сказать ,что мне понравилось - не сказать ничего.... В нем идеально все: декорации ,свет, музыка и превосходная игра актеров. Действия завораживают. Уверено могу сказать, что это спектакль с глубоким и неоднозначным смыслом. У меня он вызвал ряд эмоций: страх и радость, грусть и изумление. Всю дорогу домой у меня возникали сцены из спектакля и заставляли снова и снова задумываться и рассуждать, появлялись новые мысли и догадки. И даже сейчас, я думаю, что нахожусь в плену "Морфия" и он не хочет отпускать. На мой взгляд это невероятная постановка с элементами мистики, которая навечно останется в моей памяти и сердце. Спасибо огромное всем, кто принимал участие в его создание и реализации. С моей точки зрения вы справились на все 1000%. СПАСИБО.

Ольга Вишнева, Псков 13 мая 2022
Спасибо за невероятную интерпретацию Булгакова! Офигенная коллаборация мультика и ч/б кино начала 20 века, даты избавить зрителя от медицинских подробностей и бытовой рутины. В связи с этим фантастическая игра актеров (Чаплин нервно курит в сторонке????). Браво дрампуш!
Ольга Иванова, Псков 12 мая 2022

Спасибо за спектакль! Эмоции переполняют! Динамично, но нелегко, сложно, глубоко и очень стильно. Не размыто, не размазано, а очень аккуратно о важном для каждого. У каждого свой "морфий", как выстоять, не сломаться?! Свет, музыка, образы, игра актеров, детали - это все сложилось воедино.

Cтранная история доктора Шиле и Эгона Полякова «Петербургский театральный журнал»
Сквозь вьюгу Газета «Экран и сцена»