В Псков за театром
Не представляю: как можно отправиться в другой город и не запланировать поход в местный театр (или театры)?! Нет, ну а что еще делать вечером в чужом месте?
...
В Пскове, где я на днях побывал, с 1994 года проводится международный Пушкинский театральный фестиваль. Акцент делается на спектакли по русской классике и, в первую очередь, по произведениям Александра нашего Сергеевича. Но я ездил по иному поводу.
В местном академическом драмтеатре, носящем имя АСП, выпустил премьеру один из самых интересных и обсуждаемых российских режиссеров Антон Федоров. Он — из тех театральных деятелей, кого либо называют гением, превознося до небес, либо ругают похлеще великого и ужасного Богомолова.
...
И вот модного, культового Федорова заполучил к себе и Псков. Под занавес сезона здесь вышел спектакль «Морфий» — по мотивам булгаковских «Записок юного врача» и близкого по теме, но не входящего в этот цикл рассказа «Морфий» (1926). История двух молодых докторов, только что закончивших институт, работающих в глуши, в спартанских условиях, и живущих в одиночестве. Один из них, Поляков, впадает в наркотическую зависимость... При этом героев можно воспринимать и как одно целое: есть доктор Бомгард (Александр Овчаренко), а есть его альтер эго, мифический Поляков (Камиль Хардин), которого он видит в своих снах или галлюцинациях.
И один из главных вопросов, которые ставит режиссер, это вопрос спасения. В чем оно? Нужно ли спасать других, не спасая себя? Или спасать нужно только себя самого?
Сцена из спектакля «Морфий», Псковский драматический театр им. Пушкина
Федоров (он еще и художник спектакля) сочинил сложное по форме, тонкое по мысли, многослойное — и по картинке (художник по свету Игорь Фомин), и по звуку (композитор Григорий Калинин) — зрелище. Говорят, ничего подобного, с технической точки зрения, на псковской сцене еще не делали. И при всем натурализме — больница — это совсем не чернуха! Спектакль можно сравнить с мультфильмом, с комиксом или компьютерной игрой, с ожившей кинохроникой. Все персонажи причудливо двигаются и реагируют, странно говорят. В их пластике есть нечто клоунское, цирковое. А благодаря эффектной видеопроекции (Владислав Щетинин) на сцене создается удивительная, завораживающая, по-булгаковски мистическая, совсем небытовая атмосфера.
Сцена из спектакля «Морфий», Псковский драматический театр им. Пушкина
Понятно, что настоящими художниками спектакли ставятся не только и не столько ради денег и/или наград, но что-то мне подсказывает, что псковский «Морфий» сделает трехкратного номинанта национальной премии «Золотая маска» Антона Федорова её лауреатом. Ну или отметят кого-то из создателей спектакля.
Влад Васюхин
Источник: AlterLit