«Принадлежность всякого порядочного города». Театральная жизнь Пскова до открытия Народного дома имени Пушкина

Летопись псковского театра неразрывно связана с историей города, в котором театр родился и вырос. В допетровские времена порубежный, пограничный Псков был не только военным форпостом, но и «западными воротами», через которые осуществлялись торговые и культурные контакты Московского царства со странами Северной Европы. Весьма любопытной страницей в истории российского театра стало так называемое «псковское театральное лето 1644 года»: в течение целого месяца в Пскове находилась труппа немецких комедиантов из Страсбурга, прибывших в Россию по приглашению царя.

Известно, что первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович интересовался театральными потехами и в период подготовки свадьбы своей старшей дочери Ирины и Датского принца Вальдемара Кристиана, графа Шлезвиг-Голштинского, хотел создать в Москве постоянный придворный театр. В связи с этими матримониальными планами, умноженными на устройство театра, Московское правительство поручило жителю Риги Юстасу Филимонатусу найти артистов, которые согласились бы поступить на царскую службу.

9 июня 1644 года бродячая труппа «потешников», возглавляемая известным немецким актером и антрепренером Симоном Данненфельсом, прибыла из Дерпта (ныне - Тарту) в Псков. Труппа Данненфельса считалась одной из лучших в Северной Европе. Однако из-за категорического нежелания принца Вальдемара Кристиана принять православие его брак с царевной Ириной Романовой был расстроен, в связи с чем, по-видимому, отменилась и царская затея по созданию в Москве стационарного театра.

Старинная немецкая театральная афиша (1644 год или раньше). РГАДА

Именно с пребыванием в Пскове труппы Данненфельса историки связывают появление в Российском архиве древних актов уникального документа – немецкой театральной афиши 1644 года. Архивисты полагают, что раритет своевременно поступил в государственный архив, отчего и оказался в хорошей сохранности (большинство афиш семнадцатого века не сохранилось). Афиша 1644 года обещала зрителям разнообразные развлечения - выступления канатоходцев, акробатов, жонглеров, фокусников и актеров, представляющих веселые скетчи по образцу спектаклей модных в Германии английских комедиантов. В июле того же года артисты из Страсбурга покинули Псков, тогда как сам принц Вальдемар Кристиан, не согласившийся ради свадьбы поменять вероисповедание, еще несколько месяцев – до смерти Михаила Федоровича в 1645 году – насильно удерживался в Москве.

Давали ли немецкие артисты выступления в Пскове или только дожидались решения своей участи, летописные источники, увы, умалчивают, но сам по себе сюжет «псковского театрального лета 1644 года» довольно занятный; достоверно известно, что первый придворный театр появился в России только три десятилетия спустя, в 1672 году, - уже при царе Алексее Михайловиче, отце Петра Великого.

Следующая страница театральной летописи Пскова, опять же, из-за географической близости к прибалтийским городам Европы (в частности, к Риге) связана с немецким театром. Здесь необходимо иметь в виду то обстоятельство,  что на протяжении всего XIX века в Пскове проживала большая диаспора выходцев из Германии и мест компактного проживания остзейских немцев в Латвии и Эстонии, что подтверждается наличием в городе лютеранской кирхи и отдельного немецкого кладбища, расположенного на территории города.

Разумеется, немецкоязычные жители Пскова имели свой культурный досуг, что нашло отражение в периодике того времени: 19 декабря 1810 года в газете «Северная почта», издававшейся в Санкт-Петербурге, появилась публикация о том, что общество немецких актеров дает в Пскове спектакли, которые музыкой и костюмами привлекают на представления простых горожан: «Псков. Декабря 19-го 1810 г. К нашим городским забавам присоединилось нынче общество немецких актеров, которые каждый день дают нам спектакли, стало быть, и мы занимаемся увеселениями большого света. – Писал корреспондент «Северной почты». – Не диво, если знатоки театра и немецкого языка посещают сии спектакли, но то весьма удивительно, что и простой народ охотится также смотреть немецкую комедию: без сомнения, музыка и наряд актеров привлекают его туда. Как бы то ни было, но театр всегда полон, и немецкие актеры делают свое дело хорошо».

Гастроли немецких трупп в начале XIX века проходили в городе регулярно: та же газета «Северная почта» в выпуске от 30 сентября 1811 года снова сообщала о том, что «Немецкий театр» в Пскове пользуется успехом и востребован зрителями не меньше, чем астрономические явления: «Комета, которая, видимо, была здесь с 27 августа, теперь скрылась по причине туманных облаков. Зато на нашей поверхности земного шара появился Немецкий театр. Простой народ, посещающий иногда немецкие спектакли, с таким же любопытством смотрит на немецких актеров, как смотрел он на комету, а потому театр часто бывает полон зрителей».

Интересные воспоминания о той поре оставил известный писатель и театральный деятель России Рафаил Михайлович Зотов (1795 - 1871): «Родясь в губернском городе (Пскове), где я прожил до семилетнего возраста, я там впервые видел театральные представления… Там, (в Пскове), целую зиму играла какая-то труппа, и отец мой, пользовавшийся особенным расположением тогдашнего губернатора Ламсдорфа, занимал его ложу, когда сам граф не бывал в театре… Где, в какой улице был устроен этот театр, я теперь не помню, Знаю только, что это было в каком-то здании, в котором были две длинные залы, одна подле другой.

В одной установлены были ряды стульев, и в глубине возвышалась сцена. Лож не было, кроме ложи для губернатора, которая поставлена была на четырех столбах в заднем углу залы, а вход в нее был из другой, боковой залы, где одевались и актеры, и актрисы, и где хранились декорации, гардероб и прочее. Сюда однажды привел меня отец в бытность оного губернатора, который, приласкав меня, сказал, что я всякий день могу ходить в его ложу. <…> …однажды помню, что одно происшествие на сцене сильно поразило меня. Не знаю, какую давали пьесу, но одно действующее лицо провалилось под пол, и оттуда показалось пламя. Я испугался и хотел уйти, но, видя, что публика очень довольна, успокоился и, воротясь домой, рассказал об этих чудесах».

Вид на пролом Стефана Батория в Пскове. Литография 1837 года. Художник - Илья Степанович Иванов (1797-1846)

К началу тридцатых годов XIX века относятся и официальные сведения о наличии в Пскове постоянного местного театра. Псковский полицмейстер регулярно отправлял в цензурный комитет Министерства внутренних дел рапорты о репертуаре представлений, которые обычно давались в городском театре один раз в неделю. Вот текст одного из таких рапортов:

«Псковской городской полиции

Вашему превосходительству городская полиция честь имеет представить объявление о пьесе, представленной на здешнем театре сего октября 22 числа.

Полицмейстер.

№3606

Октября 27 дня 1831 года».

Здесь необходимо сделать одну историческую ремарку. Начиная со второй половины семнадцатого века, когда при дворе Алексея Михайловича была организована первая стационарная театральная труппа, театр в России четко делился на народные представления (ярмарочные выступления шутов и скоморохов, цирк, площадной балаган, театр кукол) и элитарное искусство, служившее развлечением для привилегированного класса, прежде всего - дворян. Крупные землевладельцы и богатые аристократы могли позволить себе такую дорогую игрушку как крепостной театр.

Одновременно в обеих столицах, Санкт-Петербурге и Москве, существовала система государственных императорских театров, как музыкально-танцевальных (опера, музыка, балет), так и драматических. Профессия актера входила в реестр чинов государственной службы. Сценические шоу тех времен – это обычно не отдельный спектакль по одной пьесе, а многочасовые (иногда – на весь день) концертные программы, состоящие из музыки и пения, танцев и драматических эпизодов, а также всего того, что сейчас назвали бы жанрами эксцентрики: фокусы, цирковые номера, фейерверки и так далее.

На этом фоне в XIX веке большее развитие получил антрепризный театр: профессиональные труппы актеров гастролировали по городам России, прежде всего по тем провинциальным центрам, которые могли предоставить труппам постоянную сцену и наличие платежеспособной публики. Часто организация театральных сезонов в городе основовылась на благотворительных началах. Какие-то антрепризы прогорали, а какие-то приносили прибыль. По сообщению газеты «Северная почта», в конце тридцатых годов Псков входил в число девятнадцати городов Российской Империи, в которых регулярно давались театральные представления.

Вот как эмоционально описывал корреспондент газеты «Псковские губернские ведомости» театральный сезон зимы-весны 1841 года: «Как не порадоваться приятным переменам, которые Псков испытывает в последние годы! Не говоря уж о наружности города, о новых мостовых и т. п. Сколько в последнее время появилось новых заведений, доказывающих, что благоденствие Пскова возрастает! Давно ли у нас появились кондитерская, книжный магазин, литография, справочное место! Словом, Псков имеет все то, что составляет в наше время принадлежность всякого порядочного города, обитаемого людьми образованными: издаются книги, газета, часто бывают балы, иногда концерты и, наконец, есть ТЕАТР, правда, не свой, но труппа актеров, посетившая в этом году наш город, как слышно, располагает остаться здесь до наступления Великого поста. Рады таким гостям и желаем, чтоб и они остались довольны  своим пребыванием в Пскове. Бесспорно, что театр имеет благодетельное влияние на образование вкуса и успехи народной образованности, доставляя всем приятное провождение времени, отвлекает многих от беспутных занятий, порождаемых праздностью, представляет живые картины, в которых недостатки осмеяны, а достоинства являются в привлекательном виде. Самое устройство сцены имеет важное влияние на успех игры, а много ли эффекта может иметь сцена, устроенная в обыкновенном зале и без великолепных декораций. Впрочем, надо отдать должное псковской публике, что она умеет ценить дарования: после каждого представления актеры и актрисы, лучше сыгравшие, были взыскиваемыми осыпаемы рукоплесканиями».

Как видим, автор статьи, помимо чистого развлечения и соображений престижа, свидетельствующего о некотором уровне благосостояния жителей, видит в театре образовательную и воспитательную функции, считает наличие театра одним из главных признаков принадлежности Пскова к числу «порядочных», то есть приличных, образцовых городов империи. При этом описания спектаклей даются корреспондентом газеты в самых восторженных тонах: «Февраля 7 числа в 8 часу вечера зала в доме Дипнера (не сохранившемся до наших дней здании на Сергиевской улице, нынешнем Октябрьском проспекте – Ред.) наполнилась зрителями. Занавесь поднялся, и… началось очарование, пьесы были выбраны премиленькие: «Полюбовная сделка» и «Недотрога», а игра решительно превзошла ожидание публики. Большая часть действовавших на сцене в этот раз дебютировала с большим успехом. После каждой пьесы вызывали всех, и стены дрожали от грома рукоплесканий, сопровождаемых радостным «браво». Несколько раз зрители не могли удержаться от выражения чувств удовольствия от самой игры. И подлинно было чем любоваться: непринужденность, естественность разговора и всех поз достойны столичного театра».

Вид на Сергиевскую улицу города Пскова. Фото начала ХХ века

Спустя два с половиной года, 15 декабря 1843 года, те же «Псковские губернские ведомости» так описывали культурную жизнь города: «Псков. Погода у нас стоит непостоянная. Мороз сменяется оттепелью, тихая погода - вьюгами. <...> Во всех городах это время самое весёлое, самое занимательное время, - это эпоха и у нас. Верно,  все помнят начало 1841 года, так обильное и так разнообразное своими увеселениями, нынешние выборы обещают ещё более удовольствия... Огромный, великолепный зал в новом дворянском доме ждёт только приятных гостей, чтобы огласиться шумом веселия. В субботу, 18 числа, Псковское Благородное собрание даёт там первый бал. На другой день в воскресенье, в час пополудни наши любители музыки дают там концерт в пользу бедных. Имена участвующих, которые мы читаем в афишах, обещают очень много удовольствия и ручаются за полный успех. Во вторник 21-го декабря дан будет в пользу же бедных спектакль в зале Полубатальона военных кантонистов. После двух прекрасных пиес: Генеральша и Булочная или Петербургский немец последует дивертисмент с пением и плясками.

Билеты на концерт и спектакль получать можно в доме военного губернатора и Псковского гражданского губернатора, а в день представления при входе в зал. Цена билету как в концерт, так и в театр, зависит от благотворительности каждого, не менее рубля серебром».

Согласно изысканиям театроведов, кроме немецких, в Пскове выступали и известные русские труппы, в частности, антреприза Василия Оберского, постоянно гастролировавшая по городам Польши, Литвы и Белоруссии. Наряду с Псковом труппа давала спектакли в Острове и Порхове. Репертуар антрепризы Оберского включал популярные в те годы пьесы: «Таинственный гость» П. Федорова, «Русский человек добро помнит» и «Дедушка русского флота» Н. Полевого, «Влюбленный брат» Скриба и Мельвиля в переводе Д. Ленского, «Ссора, или Два соседа» В. Шаховского и другие названия.

Поскольку театральное дело напрямую связано с экономикой: для устройства театра необходим большой зал, приспособленный для показа спектаклей, то есть имеющий сцену и подсобные помещения для гримерных, костюмов и декораций, сделаем вторую необходимую историческую ремарку. После основания Санкт-Петербурга и победы России в Северной войне Псков утратил свое пограничное и во многих отношениях (торговых, культурных, демографических) выгодное геополитическое положение. Из стратегически важной окраины государства Псковщина перешла в разряд одной из многих аграрных областей; город, который образованные и повидавшие виды иностранцы легко сравнивали с Парижем (и в этом наблюдении по меркам шестнадцатого века почти не было преувеличения), превратился в маленький провинциальный городок, в настоящую российскую глубинку, - в пусть и административный центр губернии, но весьма ограниченный в материальных и финансовых ресурсах. Достаточно упомянуть, что численность населения города в первой половине XIX века не превышала 10 тысяч человек, и только в начале 80-х годов число жителей Пскова достигло 20 тысяч. К концу века, в 1897 году фиксируется цифра в 30 тысяч горожан (для сравнения: население Риги в том же году – 282 тысячи; Ревеля - 69 тысяч человек; Твери – 54 тысячи).

Тем не менее театральная жизнь в Пскове постепенно развивалась. В 1854 году губернатор Александр Львович Черкасов (кстати, прадед поэта Александра Блока), докладывал в Министерство внутренних дел: «Имею честь уведомить, что в вверенной мне губернии публичных театров не устроено, но псковский уездный предводитель дворянства (губернатор Черкасов имел ввиду псковского помещика Михаила Михайловича Грушецкого, которого псковичи называли «записным театралом» – Ред.) нанял для театра частное помещение, в котором по мере средств его бывают оные временно публичные театральные представления».

Присутствие в городе таких энтузиастов театра как предводитель дворянства Грушецкий привело к тому, что в начале 70-х годов псковские власти и городская общественность всерьез задумались о постройке специализированного здания театра. Газета «Псковские губернские ведомости» 27 марта 1876 года сообщала: «На углу Садовой и Архангельской улиц сооружается здание для постоянного театра – продукт частного предпринимательства». Уже 17 октября того же года, согласно акту сдачи объекта, новое здание театра было готово. Документ свидетельствовал, что «здание деревянное, выстроено на каменном фундаменте и цоколе, имеет печи, кроме главного входа, пять боковых входов, на случай занятия цирком сооружено стойло для лошадей, освещается посредством боковых керосиновых ламп, имеет два колодца во дворе».

В ноябре 1876 года постоянный театр Пскова торжественно открылся. Первым антрепренером труппы стал купец 2-й гильдии Юлиан Самоходский, и за четыре следующих года театр сменил десять антрепренеров, которые регулярно прогорали. Коммерческие неудачи объяснялись просто: недостатком в городе театральной публики. Одна отдельная труппа не могла предоставить маленькому городу театральный репертуар на весь сезон. К сожалению, стационарная сценическая площадка просуществовала в Пскове недолго; спустя пять лет после открытия деревянное строение было уничтожено пожаром (ныне на его месте находится кирпичное здание бывшей гостиницы «Россия», построенное в 1886-м году).

Однако это печальное событие не остановило театральной жизни в городе. Наоборот, в 1884-м году в Пскове было учреждено Общество любителей драматического искусства, которое занялось организацией в городе нового театра. В уставе Общества, участниками которого сразу стали более ста горожан (спустя год их будет уже триста!), говорилось, что, кроме благотворительных и просветительских, оно ставит перед собой и художественные задачи.

К 20 апреля 1884 года Общество подготовило две премьеры – спектакль по  пьесе В. Дьяченко «Светские ширмы» и водевиль В. Куликова «Осенний вечер в деревне». Представления прошли с большим успехом, и Общество начало искать в городе подходящее под театр помещение. Приемлемые условия для устройства сцены и зрительного зала нашлись в трехэтажном доме купца Алексея Мартыновича Качева на улице Петропавловской (этот участок улицы до наших дней не сохранился, сегодня на его месте находится здание ПсковГУ).

Осенью того же года в большом зале дома купца Качева были сооружены шесть лож, хоры и партер, в смежных помещениях – фойе и буфет. Выпуск №90 газеты «Псковский городской листок» сообщил псковичам: «Сегодня вечером 14 ноября в новом доме Качева в помещении музыкально-драматического общества открылся новый театр. Спектакль, назначенный на 11-е число, отменен по очень простому случаю: к 11 числу кулисы не могли настолько высохнуть, что не можно было употребить в дело, а поэтому не могло состояться и самое представление».

Вид на Петропавловскую улицу, на которой находился дом купца Качева (до наших дней не сохранилась). Фото начала ХХ века

Открытие новой городской сцены прошло в торжественной обстановке. Был исполнен гимн «Боже, царя храни», произнесены торжественные речи, председательница Общества любителей драматического искусства Мария Васильевна Красовская получила в подарок серебряную корзину с роскошным букетом цветов. На сезон 1884-85-го годов советом Общества были запланированы спектакли по трем пьесам Островского «Правда хорошо, а счастье лучше», «Гроза», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина и «Нищие духом» Потехина.

Столь серьезный репертуарный план требовал привлечения дополнительных актерских талантов и умений опытного режиссера, поэтому совет общества определил несколько вакансий для профессиональных артистов и ставку театрального режиссера. Кроме того, был нанят специальный рецензент для освещения деятельности театра в местной прессе. В 1886-м году первым постоянным режиссером театра, который вскоре получил от жителей неофициальное наименование «Качевка», стал уроженец Пскова, известный театральный и общественный деятеля, предводитель дворянства Великолукского уезда Псковской губернии Владимир Дмитриевич Рокотов (1836 - 1900), отец в будущем популярной детской писательницы Маргариты Ямщиковой, публиковавшейся под псевдонимом «Ал. Алтаев».

Актер и режиссер Владимир Рокотов. Фото 1890-х годов XIX века

Позже, в своей мемуарной книге «Памятные встречи», Маргарита Владимировна написала об отце и его работе в Пскове: «В восемьдесят шестом году ему судьба немного улыбнулась: он получил место режиссера в любительском кружке Пскова. Он не только ставил спектакли, но и играл видные роли. Это был совсем особенный любительский кружок. Помещался он, как и большинство любительских кружков, в клубе. И хотя председательницей его и командиром была «дама общества», жена председателя суда Красовская, но она была далеко не без дарования, со вкусом и довольно широкими начинаниями. Она недурно справлялась с ролями гранд-дам и светских старух, усиленно подражала александринской Жулевой.

Остальные любители тоже нравились псковичам, и театральный зал редко когда не был полон. Не помню, сколько раз в неделю шли спектакли, но знаю, что часто, и знаю, что Псков ценил своих любителей. Пьесы большей частью шли ходовые, часто классического репертуара. Ставили «Горе от ума», ставили Островского, отважились на «Псковитянку»… <…> Но что особенно придавало ценность псковскому театру – это частые гастроли известных столичных артистов. Мы жили в Пскове один сезон, и я не знаю всех, кто там перебывал, но помню хорошо приезды Стрепетовой и Кузьминой. Стрепетова блестяще сыграла Катерину в «Грозе» и Лизавету в «Горькой судьбине» - роль забитой и оскорбленной женщины. Она вызвала бурю оваций, и Псков долго не мог забыть ее».

В 1887-м году из-за конфликта с арендодателем Качевым (прижимистый купец отказался ремонтировать скрипучий пол в зале и резко поднял арендную плату) Обществу любителей драматического искусства пришлось съехать из полюбившегося дома на сцену Соединенного клуба. Демонтаж и перевоз театрального оборудования занял три дня. Возникшие неудобства заставили совет Общества вновь хлопотать перед властями Пскова о строительстве в городе постоянного театра.

В 1888-м году гласные Псковской Думы высказались за то, чтобы безвозмездно передать Обществу любителей драматического искусства часть Кутузовского сада (тот самый участок, на котором теперь стоит здание Псковского театра драмы). Думой были одобрены первоначальные архитектурные проекты, но финансировать строительство власти отказались. Меценаты смогли выделить только сорок тысяч рублей, и проект пришлось положить в долгий ящик. Между тем, театральная жизнь Пскова бурно расцветала: вкусивший театральной славы, купец Качев решил сам сделаться антрепренером, и после небольшого перерыва стал приглашать в свой освободившийся зал профессиональные труппы из Санкт-Петербурга. По свидетельствам псковичей, название «Качевка» надолго стало в Пскове синонимом успеха и своего рода знаком столичного театрального качества, в отличие от любительского кружка, спектакли которого часто не отличались профессионализмом – актер мог не прийти на спектакль или потерять костюм.

И все-таки, несмотря на все курьезы и трудности, можно говорить о том, что к концу девятнадцатого столетия в Пскове наметилась серьезная артистическая конкуренция. В зимний сезон 1891-92 годов в «Качевке» выступала настоящая звезда русской сцены тех лет – Елизавета Горева (1859 - 1917), она привлекала зрителей своей классической красотой и безупречной актерской выучкой, спектакли с ее участием проходили при неизменных аншлагах. Вообще профессионалы, выступающие в «Качевке», часто действовали так, как обычно поступают в гастрольных городах артисты антрепризы: разными способами старались привлечь псковского зрителя - упоминали или изображали в спектаклях известных людей города, вставляли в водевили куплеты на злободневные местные темы; артисты-любители подкупали публику искренностью и вдохновением.

Актриса Елизавета Горева. Гравюра 1885 года

Во второй половине девяностых годов Псков получил еще две сценические площадки. Летом 1896 года начальник тяги 2-го участка Петербургско-Варшавской железной дороги Роберт Антонович Прейс организовал для псковичей Летний театр, мыслимый им как общедоступный и просуществовавший до 1899-го года. За свой счет инженер построил открытую сцену при паровозном депо и собрал кружок любителей театра, которые безвозмездно ставили спектакли для железнодорожников. Пьесы ставились самые простые, в жанре «комедия для народа» - «Бедовая бабушка», «Ни минуты покоя», «Вытурил». Билет стоил до 40 копеек. Иные представления собирали до 1400 человек публики. 

4 июня 1898-го года в Сергиевском саду (ныне - Летний) по решению Псковской Думы был открыт деревянный Летний театр по проекту городского архитектора Федора Павловича Неструха, который был выполнен им бесплатно, как подарок городу. По свидетельствам современников, театр получился удобным и вместительным – зал вмещал 1500 человек. Общая площадь помещения 216 квадратных метров. Боковые галереи были заняты ложами, задние ряды построены в виде амфитеатра. Оркестр был отделен от зала по образцу столичных театров. Машинное отделение, осветительная и пожарная службы были оборудованы по последнему слову тогдашней техники.

Вид на Летний театр в Сергиевском саду. Фото 1910-х годов ХХ века

Сезон в Летнем театре начинался 15 апреля, когда иногда бывало прохладно, и газетными объявлениями зрителей предупреждали, что нужно одеться потеплее. Спектакли шли по четвергам, воскресеньям и праздничным дням и обычно начинались в 18.30. Публика собиралась задолго до начала представления. С четырех часа дня и в антрактах в саду играл духовой оркестр. Год от года росла посещаемость спектаклей. Если в первый год, в 1898-м году, театр посетило 30725 зрителей, то в 1900-м уже в два раза больше – 61352 человек. В летний сезон 1904 года число зрителей превысило 74 тысячи.

Репертуар утверждался Обществом народной трезвости с участием псковского протоирея  Евгения Лебедева. В список названий обязательно входила русская и зарубежная театральная классика (например, летом 1898 года в театре шли «Горе от ума», «Ревизор», «Свадьба Кречинского», «Гамлет», «Мещанин во дворянстве», «Без вины виноватые», «Бедность не порок», «Коварство и любовь»), а также легкие комедии, написанные специально для народных театров.

Писатель и драматург Иван Щеглов. Фото 1880-х годов XIX века

Известный писатель, драматург и театральный журналист Иван Леонтьевич Щеглов (1856 - 1911), побывав в Пскове весной и летом 1903 года, оставил интересные записки о посещении спектаклей в Сергиевском саду: «Летний театр был тот же веселый и уютный, построенный на редкость гуманным архитектором, который боковые места для народа сочинил таким образом, что народу решительно все было видно, что делалось на сцене, - даже, пожалуй, больше, чем платным интеллигентным зрителям, восседавшим в партере под пышным прикрытием дамских шляп. И народ на галерке был все тот же настоящий народ: бабьи платки и солдатские бескозырки, мещанские косынки и картузы торговцев и мастеровых рябили перед глазами, точно на ярмарке».

Актриса Любовь Блок (под псевдонимом - Басаргина). Фото 1917 года.

В сезон 1917 года на сцене Летнего театра под псевдонимом Басаргина играла Любовь Блок, дочь знаменитого химика Дмитрия Менделеева и жена поэта Александра Блока. В составе приглашенной в Псков труппы Любовь Дмитриевна отработала с 14 апреля по 1 августа 1917 года. 22 апреля 1917 года Любовь Дмитриевна написала мужу из Пскова письмо, отрывок из которого любят цитировать туристам псковские экскурсоводы: «А Псков — слов нет, какой хороший. Ну, точно маленький итальянский городишко; хожу по улицам с тем же чувством. У меня есть очень, очень хорошая книга – описание Пскова и план его есть. Все церквушки такие невыдуманные, так органически выросли из земли — точно “хорошие” белые грибы, и у них такой же “простой профиль”, как у твоего зайца, но тоже полон содержания и значения, как и у него; и очень много миленькости».

25 апреля 2024
19:00
четверг
16+

«Говорит Москва»

Перенос на 5 июня
Новый зал
25 апреля 2024
19:00
четверг
18+

«Бовари»

Малая сцена