Народный дом имени Пушкина во время и после революции

Переломные исторические события не минули провинциальный Псков: с началом Первой Мировой войны крупный узел транспортной логистики в тылу Русской императорской армии превратился, по сути, в большой прифронтовой госпиталь. К 1917 году население Пскова как минимум удвоилось и достигло 60 тысяч человек, что не могло не отразиться на театрально-концертной афише города. В течение одного театрального сезона в городе обычно гастролировали сразу несколько (до трех-четырех) артистических трупп и антреприз. Народный дом имени Пушкина, конкурируя с другими сценическими площадками города, оставался главным центром культурной и общественно-политической жизни Пскова.

В сентябре 1917 года в здании Народного дома по традиции прошли выборы гласных (то есть депутатов) Псковской городской Думы, поддержавшей Временное правительство Российской Республики, а 8 ноября Псковский Совет рабочих и солдатских депутатов со сцены Народного дома провозгласил власть Советов. На следующий день в Пскове начались ожесточенные бои между отрядами большевиков и частями, верными Временному правительству.

Боевые действия продолжались четверо суток. В городе фактически случился первый эпизод Гражданской войны, в результате которого вся полнота исполнительной власти перешла к Революционно-Военному Комитету (РВК) под руководством большевиков. Однако Псковская городская Дума (напомним, единственный учредитель и владелец Народного дома имени Пушкина со дня его открытия в 1906-м году) продолжала функционировать до 14 января 1918 года, когда весь состав гласных был арестован.

После боев на подступах к Пскову 25 февраля 1918 года губернский центр и несколько уездов (Псковский, Островский и Опочецкий) заняли войска кайзеровской Германии; 3 марта между РСФСР и Центральными державами был заключен сепаратный Брестский мирный договор. Началась девятимесячная оккупация части Псковской губернии. Несмотря на жесткий военный режим, установленный германским командованием, население Пскова, пострадавшее от террора большевиков, встретило оккупацию с явным облегчением.

Вид на Торговую площадь города Пскова в 1918 году. Немецкая почтовая открытка, напечатанная в Лейпциге для «Feldposte»

В городе вновь оживилась культурная жизнь, начала издаваться газета «Псковский вестник», в которой публиковались анонсы предстоящих «увеселительных мероприятий для господ офицеров и интеллигенции», печатались рецензии и отзывы на спектакли. 13 мая 1918 года в Народном доме открылся новый кинотеатр «Колизей», в котором показывали фильмы российского производства. Здесь стоит уточнить, что в те годы кино еще не превратилось в самостоятельный вид искусства, а оценивалось большинством скорее как театральное действо, запечатленное на кинопленку.      

Вот текст одного из типичных объявлений, анонсирующих программу мероприятий Народного дома с 15 по 17 мая 1918 года:

«Дом имени А. С. Пушкина. Ново оборудованное кафе-ресторан. Великолепная кухня: горячие завтраки и ужины, кофе, чай, прохладительные напитки и прочее по умеренным ценам. От 3 до 5 часов играет ТРИО. Кафе-ресторан открыт ежедневно с 11 часов утра. Завтраки с 1 часу дня. Ужины с 7 часов вечера.

Кинематограф-Колизей

15 и 16 мая  

1) Его последнее донесение

Захватывающая драма в 4-х частях К. Вольфа

2) Но, Милостивый Государь

Миниатюра в 1 действии Н. Струйского при участии драматической труппы артели труда.

Каждый посетитель может получать бесплатно либретто драмы на русском и немецком языках.

Сеансы сопровождаются струнным оркестром под управлением капельм. Штейна.

При театре роскошный кафе-ресторан. Начало 1 сеанса в 5 часов дня, 2 – 6 ½, и 3 в 8 ч. Веч.

17 мая в пятницу – «В среде расчетливых людей» пьеса в четырех действиях. Соч. И. Н. Елизарова. Участвует драматическая труппа Артели Труда. Предварительная продажа билетов в кассе театра ежедневно с двух часов дня».

Из публикаций псковских краеведов, сделанных на основе объявлений и рецензий, мы знаем, что актерская труппа Артели Труда (полное название коллектива: труппа артистов Трудовой артели при Бирже труда Всероссийского комитета) представляла на сцене Народного дома традиционные «миксы» из драматических и музыкально-вокальных номеров. Репертуар, как и принято в те времена, был чрезвычайно пестрым и неровным в художественном отношении – от классики до чисто развлекательных и часто любительских пьес местных авторов; в частности, среди упоминаний прессы: «Брак по публикации» Мамонтова, «Как они бросили курить» Трахтенберга, «Простушка и воспитатель» Ленского, «Душа общества», «Визитеры» и «Новогодняя пасха» Аверченко, «Женский Мефистофель» Мировича, «На бойком месте» Островского, «Ночи моей жены» Лухмановой, «Мой беби» Сабурова, «Волшебный вальс» Шмидгофа, «Лабиринт» Полякова, «На краю бездны» Чиркова, «Последний день» Шабельского и другие произведения. Большинство названий и фамилий авторов ничего не говорят современному зрителю и сегодня знакомы разве что историкам театра, тем не менее, спектакли по этим пьесам и инсценировкам и видел зритель Народного дома в 1918-м году.

Немецкая оккупация не помешала Народному дому торжественно отметить очередной день рождения Пушкина. В программе вечера 15 июня 1918 года анонсировались фрагменты трагедии «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», две сцены из оперы «Евгений Онегин». Специально к представлению были изготовлены оригинальные декорации. «Устроители спектакля приложили много труда, знаний и забот, чтобы достойным образом почествовать память нашей национальной гордости», - отметил событие корреспондент «Псковского вестника».

25 ноября 1918 года немцы оставили Псков, и в городе вновь установилась Советская власть. Спустя месяц, в конце декабря 1918 года, Псковский губернский исполком выпустил постановление о реорганизации Народного дома: «Театр в доме имени А. С. Пушкина со всем своим персональным составом, хозяйством и пристройками перешел в непосредственное ведение отдела народного образования губисполкома и переименовывается в Псковский Коммунальный театр; Кутузовский сад же, находящийся при театре, - в Коммунальный сад. Дни спектаклей, лекций и митингов согласуются театральной секцией», - гласил текст постановления. Заведующим театральной секцией был назначен известный в Пскове энтузиаст театра и драматург-любитель А. Трахтенберг.

В мае 1919 года развернувшаяся на территории России Гражданская война переместилась на территорию Псковской губернии. В ходе наступления Северного корпуса Белого движения были захвачены Псковский уезд, Гдов, Печоры и часть Порховского уезда, а также Талабские острова. 25 мая эстонские национальные части и отряды полковника Станислава Булак-Балаховича вошли в Псков. Захват Пскова войсками Белого движения продлился три месяца и отличался особой жестокостью по отношению к местным жителям. Достаточно упомянуть, что в городе произошло более 120 публичных казней: людей вешали на фонарях и телеграфных столбах.

Полковник Станислав Булак-Балахович (крайний слева) в Пскове с командующим эстонской армией Йоханом Лайдонером, 31 мая 1919 года

Несмотря на все ужасы Гражданской войны, театральная жизнь в городе продолжалась: здесь только необходимо помнить, что Народный дом был «зимней» гастрольной площадкой, а летом театральный сезон перемещался на сцену Летнего театра. Известно, что Булак-Балахович лично посещал спектакли в Сергиевском саду. Публика гуляла до трех-четырех утра, играли оркестры, работали кафе и рестораны. На исходе лета, 26 августа, отряды Рабоче-Крестьянской Красной армии выбили белых из города, однако боевые действия вокруг Пскова (с угрозой его захвата) продолжались вплоть до ноября 1919 года.

Значительная часть населения ушла вместе с белыми, а военные действия нанесли огромный ущерб городскому хозяйству, фактически Псков был два раза ограблен: сначала - немцами, а затем – белыми. Оставшимся в городе жителям приходилось голодать и заниматься преимущественно выживанием, переезжая в сельскую местность. По некоторым оценкам современников, к 1920-му году в Пскове осталось всего 12-15 тысяч жителей, что не удивительно: за три года власть в городе менялась шесть раз, и всякий раз эта смена сопровождалась ожесточенными боями или террором.

Городская инфраструктура была разрушена; разрухе подверглось и здание Псковского Коммунального театра, который в 1920-м году реорганизовывали еще два раза: в апреле переименовали в Псковский показательный театр, в августе – в Псковский Государственный театр имени А. С. Пушкина. В архиве театра сохранился любопытнейший документ (акт осмотра), описывающий бедственное материально-техническое состояние бывшего Народного дома, цитируем:     

«Акт осмотра Псковского Государственного театра 25 октября 1920 года

Мы, нижеподписавшиеся члены-представители рабоче-крестьянской Инспекции – А. Егоров, В. Васильев, представитель Губздравотдела, лектор, Бузанский, представитель Отдела Коммунальных предприятий – И. Е. Петрашин, представители Отнаробраза) В. А. Соколов и П. А. Терский и управляющий театром – Я. В. Васильев, осмотрев центральное отопление, подвальное помещение, сцену и артистические уборные, нашли нижеследующее: паровое отопление в действие пущено быть не может вследствие неисправности кнализационных труб, как заявил т. Петрашин, т. к. благодаря их неисправности, подвальное помещение заливается водой и паровой котел находится в воде до самого верха.

По указанию доктора Бузанского и остальных членов комиссии работа в театре продолжаться не может, т. к. температура в уборных должна быть выше обычной нормальной (14 градусов), тогда как температура в уборных в настоящее время 5 градусов; сырость в подвальном не отопленном помещении охлаждает пол сцены. Сцена отделяется от зрительного зала только занавесью и после ее поднятия на сцене получаются сквозняки. При таких условиях работа артистов без ущерба для личного здоровья  происходить не может, а потому комиссия постановила: немедленно прекратить работу арстистов в театре впредь до приведения в исправность канализационных труб, после чего возможно пустить в ход центральное отопление, или же необходимо в каждой уборной, на сцене и под сценой ставить чугунки.

25 октября 1920 года».

В первой половине двадцатых годов единственным учредителем театра был  Губполитпросвет (то есть из муниципального учреждения культуры он стал губернским). Управление театром осуществлялось через уполномоченного Губполитпросвета, художественно-совещательный совет определял и утверждал репертуар театра. Труппа и административно-технический персонал находились на хозрасчете, то есть театр жил преимущественно за счет прибыли от спектаклей и, как и в дореволюционные годы, постоянно находился на грани разорения и закрытия: расходы учреждения (в среднем до 400 рублей золотом в месяц) часто превышали доходы. Губполитпросвет старался помогать театру продуктовыми пайками (наборами продуктов питания), которых часто не хватало, и тогда пайки компенсировались работникам деньгами. В связи с бедственным положением в театре наблюдалась постоянная текучка художественных кадров – артистов и режиссеров.

Легендарный певец Федор Шаляпин в 1917 году

Государственный театр, даже при наличии собственного репертуара, как и прежде, оставался прокатной площадкой, постоянно приглашавшей на свою сцену гастролеров, способных «делать кассу». Так, в историю Псковского театра имени Пушкина вошло легендарное выступление Федора Шаляпина, о котором мы знаем из воспоминаний управляющего Псковским показательным театром Исаака Михайловича Руммеля. В декабре 1919 года молодой человек (а Руммелю было в ту пору всего двадцать пять лет) прибыл в Петроград для приглашения на гастроли в Псков знаменитых артистов: «…В один из вечеров, в поисках гастролеров для Пскова, я встретился с режиссером Мариинского театра Исаем Григорьевичем Дворищиным, другом и уполномоченным Шаляпина. Дворищин доброжелательно выслушал меня и согласился уговорить Федора Ивановича. В назначенный срок я пришел за ответом. - Вспоминал Исаак Руммель. - Шаляпин сидел в кресле перед большим зеркалом. Артист был уже в гриме, на вешалке висел золоченый кафтан Бориса. Когда я вошёл, Фёдор Иванович бросил на меня беглый взгляд, как мне показалось, ласковый, но несколько насмешливый и недоверчивый, и снова повернулся к зеркалу. Шаляпин отнёсся ко мне снисходительно, сказал, что впервые имеет дело с таким молодым антрепренёром. И не очень охотно, как мне казалось, подтвердил свое согласие выехать в Псков. Вероятно, он был уверен, что из этого ничего не выйдет».

Антрепренер и народный артист республики быстро договорились о вознаграждении, гонорар Шаляпина за два концерта в Пскове авансом составил, согласно расписке, «один пуд масла, один пуд свинины и двадцать фунтов шпику». В выступлении «за еду» не было ничего удивительного, продуктовым бартером в то трудное время жила вся страна, и гонорар Шаляпина был очень высокий. 

Вернувшись в Псков, Руммель обратился в Губисполком, который неожиданно поддержал идею выступления Шаляпина на сцене бывшего Народного дома при условии, что один концерт будет бесплатным – «для членов профсоюзов». На тумбе у здания театра вывесили афишу, и в течение двух часов все билеты на Шаляпина были раскуплены. На вырученные от продажи билетов деньги у псковских крестьян были закуплены продукты и отправлены в Петроград. Вот как вспоминал этот эпизод своей биографии сам Шаляпин:

«Приедет, бывало, какой-нибудь человек из Пскова за два-три дня до Рождества. Принесет с собою большой сверток, положит с многозначительной улыбкой на стол, развяжет его и покажет. А там - окорок ветчины, две-три копченых колбасы, кусок сахару фунта в три-четыре... И человек этот скажет: "Федор Иванович! Все это я с удовольствием оставлю вам на праздники, если только дадите слово приехать в Псков, спеть на концерте, который я организую... Понимаю, что вознаграждение это малое для вас, но если будет хороший сбор, то я после концерта еще и деньжонок вам уделю". "Помилуйте, какие деньги! - бывало, ответишь на радостях - вам спасибо. Приятно, что подумали обо мне". И в мае я отпевал концерт, "съеденный" в декабре».

Легендарные концерты Федора Шаляпина состоялись на сцене Псковского показательного театра 21 и 23 мая 1920 года. Встреча народного артиста на железнодорожном вокзале 20 мая не обошлась без курьеза: по какой-то причине не прибыл заказанный автомобиль. «Приезжаем – машины нет! – Вспоминал Руммель. - Федор Иванович понял мое смущение и пошутил:

- Псков – старинный русский город. Здесь сам Грозный ходил пешком, ничего, и мы пойдем».

Долгожданный концерт 21 мая 1920 года сопровождал небывалый ажиотаж публики: артиста встречала огромная толпа зрителей, здание театра было окружено милицией и воинскими патрулями. По свидетельству Руммеля, на каждого зрителя с билетом приходилось пять «зайцев»: «Театр битком набит, всюду приставные места, и даже на самой сцене открыты боковые кулисы и устроены ложи, в которых размещено по тридцать-сорок человек. <…> За кулисами оборудована артистическая уборная, устланная коврами, на столе пыхтящий самовар, большая чашка, взятая из реквизита, наколотый сахар, чтобы пить чай вприкуску (о необходимости этого меня предупредил Дворищин). Шаляпин снимает фрак и садится за чай, а мы уходим из комнаты. Я все время на сцене, недалеко от комнаты, слышу, он то распевается, то прекращает петь, видно, пьет чай (в день концерта он ничего не ел)... В тот памятный вечер он спел «Ноченьку», «Сомнение» Глинки и «Элегию» Массне в сопровождении виолончели, «Она хохотала» Лишина, «Блоху», «Семинариста» Мусоргского, «Мельника», «Червяка», «Титулярного советника» Даргомыжского и еще ряд оперных арий. <…> Со сцены он ушел совершенно мокрый».

На следующий день Шаляпин гулял по Пскову: посетил Кром, зашел в Троицкий собор, где «попробовал голос», вышел на высокий берег, откуда открывается вид на слияние рек Псковы и Великой, и декламировал монолог царя Грозного из оперы «Псковитянка». Выйдя на торговую площадь и встретив крестный ход, Шаляпин подпел хору «Спаси, Господи, люди твоя».

Бесплатный концерт для профсоюзов оказался еще более успешным. Шаляпин неоднократно спел на бис и два раза исполнил вместе с публикой свой знаменитый номер «Дубинушка». Зрители пели вместе с артистом, а он дирижировал залом. Провожать Шаляпина на железнодорожный вокзал отправилась толпа псковичей, а железнодорожники предоставили для проводов артиста самодеятельный духовой оркестр. Шаляпин вышел из вагона и подпевал музыкантам, пока не тронулся поезд. Так тепло и триумфально завершились майские гастроли Шаляпина 1920 года в древнем, разоренном революционными событиями городе.

Между тем, успешные гастроли знаменитых столичных артистов не могли исправить общей печальной ситуации: на протяжении всех двадцатых годов труппа Псковского Государственного театра имени Пушкина, по существу, оставалась на грани закрытия, средняя посещаемость спектаклей составляла всего 35%, опытных актеров не хватало, росли долги за потребленную электроэнергию, положение артистов было бедственным.

Городская пожарная команда на фоне фасада Государственного театра имени Пушкина. Фото 1922 года

Дело дошло до того, что в августе 1924 года на заседании агитколлегии губкома РКП(б) было принято решение о реорганизации гостеатра имени Пушкина: «На зимний сезон 1924/25 годов гостеатр отдавать в аренду кому бы то ни было не следует. Театр должен быть решительно рассчитан на обслуживание широчайших масс рабочих и служащих с привлечением всех культурных организаций к самодеятельности и проявлению инициативы. Наименование должно быть присвоено следующее: "Дом просвещения имени А. С. Пушкина". Отрасли работы "Дома просвещения": самодеятельный театр, кино, гастроли, радио-концерты, работа клуба, устройство лекций, музыкально-вокальных вечеров, музыкально-вокальных вечеров и т. п.». То есть партийные органы фактически предлагали превратить театрально-зрелищное предприятие в обычный дом культуры.

Эти меры не спасли гостеатр от системной убыточности, и в начале апреля 1927 года специальная комиссия горсовета провела аудиторскую проверку его деятельности и сделала малоутешительный вывод: «В такой ситуации Управление ТЗП допустило крупнейшую административную ошибку, распустив труппу зимнего сезона, оплатив договорный срок и не использовав артистов. Перевод театра на гастрольную систему дал только убыток. Репертуар не соответствовал рабочему зрителю. Сам театр требовал срочного ремонта».

В 1927 году Псковская губерния была ликвидирована: ее территория была разделена на два округа – Псковский и Великолукский, которые вошли в Ленинградскую область. В 1929-м году Великолукский округ был включен в Западную область, а в 1935-м – в Калининскую. Псковский округ оставался в составе Ленинградской области, но в 1940-м округ был ликвидирован, и Псков стал обычным районным центром Ленобласти, то есть был подчинен непосредственно Ленинградскому облисполкому.

Все эти административные пертурбации необходимо учитывать, когда мы оцениваем сегодня положение Псковского Государственного театра в двадцатые-тридцатые годы. С одной стороны, театр должен был удовлетворять идеологические запросы правящего коммунистического режима (власти требовали меньше развлекательных и больше «идейных», «воспитательных спектаклей»), с другой стороны, гостеатр регулярно терпел убытки. Отсутствие постоянной труппы, формирование временных трупп или ставка на гастрольные шоу в целом не решали проблему привлечения зрителя: средняя посещаемость спектаклей в 1920-30-ые годы составляла всего 35%.

Исключения составляли гастроли в Пскове ведущих Ленинградских театров – Малого драматического театра, Театра Леноблисполкома, Ленинградского нового театра, Государственного академического драматического театра имени Пушкина (бывшего Александринского). Билеты на спектакли раскупались задолго до начала гастролей. Вот как описывал в 1937-м году корреспондент журнала «Рабочий и театр» гастрольные спектакли Ленинградского Пушкинского театра на псковской сцене: «В эти дни в театре не только не бывает свободного места, но посетители выстраиваются шпалерами у стен, занимают оркестр. Зрители протестуют против однообразия репертуарного пайка областных театров и бурными аплодисментами приветствуют квалифицированный высококачественный спектакль».

В тридцатые годы население Пскова, несмотря на его окружной и – позже – районный административный уровень, неуклонно росло и, согласно статистической справке, к 1939-му году достигло 67 тысяч 740 человек. После окончания нэпа в стране стремительно свертывалась всякая частная антреприза, культурная политика получила обязательный государственный статус. Руководство Ленинградской области всерьез задумалось об учреждении в Пскове полноценного стационарного театра с постоянным репертуаром, что требовало привлечения значительных материальных и кадровых ресурсов: площадкой для создания такого театра в Пскове стал бывший Народный дом имени Пушкина.    

29 марта 2024
19:00
пятница
18+

«Бовари»

Малая сцена