Создание в Пскове стационарного театра

С 1918-го года театрально-зрелищными учреждениями в стране управлял Театральный отдел Наркомпроса, и значительная часть прав и функций профсоюза работников театра, принадлежавших ранее Императорскому Русскому театральному обществу, перешла к Советскому государству. Со свертыванием нэпа частный антрепризный театр постепенно ушел в прошлое. Театральное  искусство строго разделилось на профессиональное, подчиненное идеологическим задачам и, по сути, ставшее частью государственной системы агитпропа, и любительское, существующее на уровне кружков творческой самодеятельности, народных студий и домов культуры.

Тридцатые годы ХХ века в СССР – период масштабного культурного строительства и кардинальной смены стилевой парадигмы: от авангардных поисков двадцатых годов (в литературе, театре, кино, музыке, изобразительном и других искусствах) художественная жизнь огромной страны постепенно была централизована и введена в жесткую схему единого метода, подчиненного идеологии коммунизма, – соцреализм.

На протяжении всех двадцатых и начала тридцатых годов сцена гостеатра имени Пушкина служила прокатной площадкой для временных (организуемых на сезон) трупп или гастролей иногородних (преимущественно – Ленинградских) театров. При этом отсутствие в городе стационарной труппы зачастую приводило к тому, что псковский зритель на несколько месяцев вообще лишался новинок театрального искусства.

В феврале 1936 года Ленинградский обком партии вынес постановление о создании в Пскове стационарного театра, но оно осталось без внимания городских властей. Однако спустя два года, в апреле 1938 года, вопрос об обязательном стационировании театров был спущен сверху. Всесоюзный Комитет по делам искусств при СНК СССР выпустил приказ о принудительном и повсеместном стационировании театров: согласно новым требованиям, отменялась индивидуальная контрактная система, все актеры зачислялись в штат, вводились трудовые книжки и кадровый учет, здания переходили в собственность театров и так далее.

Откликаясь на решения в Москве, власти Пскова начали в прессе обсуждение проблемы создания в Пскове стационарного театра на базе бывшего Народного дома имени Пушкина. Газета «Псковский колхозник» в публикации от 22 июля 1938 года констатировала: «Гастрольные театры все не смогут удовлетворить неизмеримо возросшие требования культурного населения многотысячного города. Диктуется необходимость организовать в Пскове стационарный театр». В публикации того же «Псковского колхозника» от 4 августа 1938 года это требование было развернуто в целую программу: «Трудящиеся Пскова, умеющие ценить и хорошо разбираться в жизни искусства, имеют право требовать, чтобы их вниманию была представлена полноценная художественная продукция. А это возможно не при гастрольной системе, а лишь при стационировании театра и творческого коллектива. Гастрольный театр — всегда гость в городе и никогда не будет связан с трудящимся зрителем вплотную, тогда как только тесная связь работников искусства с массами — встречи, беседы с рабочим зрителем — даёт художественный рост театру. Короче говоря, коллектив театра живет полноценной творческой жизнью, когда он тесно связан со зрителем и в театре, и вне его. <…> Конечно, рассчитывать на то, что стационарный театр в Пскове за первый же год даст блестящий результат — нельзя. Театру придется постепенно заново создавать костюмерный цех, бутафорию, реквизит... Но это не должно останавливать горсовет при решении вопроса о стационировании театра».

В апреле 1939 года Ленинградский облисполком принял окончательное решение о стационировании псковского театра (параллельно с театрами в Боровичах и Новогороде). Для этого в Псков переводился коллектив Ленинградского областного передвижного драматического театра, с 1933 года функционировавшего в Гдове. Гдовский областной театр неоднократно гастролировал в Пскове, и теперь его труппа должна была стать основой нового Псковского театра драмы. Художественным руководителем театра был назначен известный ленинградский актер и режиссер Владимир Николавевич Лебедев.

Одновременно была намечена реконструкция здания театра, на которую президиум Леноблисполкома выделил первоначальные 250 тысяч рублей (в процессе реконструкции сумма финансирования неоднократно увеличивалась). Согласно проекту в здании планировалось надстроить второй этаж над фасадом и вокруг сцены, сделать пристройку (для увеличения в два раза площади фойе), в помещениях второго этажа разместить гардероб, устроить курительную комнату для зрителей и гримерные для артистов, произвести ремонт зрительного зала. Открытие реконструированного здания театра было назначено на 1 октября 1939 года – к началу первого театрального сезона.

Псковская пресса регулярно информировала псковичей о ходе реконструкции «зимнего театра», как по привычке называли Народный дом имени Пушкина жители Пскова, и почти сразу у строителей возникли трудности. Реконструкция здания началась в мае под руководством инженера Сидоренко, составившего проект и смету, а уже 11 июня 1939 года корреспондент «Псковского колхозника» выражал озабоченность темпами проводимых работ: «Судя по темпам ремонта, создается опасность, что своевременное открытие сезона может быть сорвано. На строительной площадке не хватает цемента, сортового железа, гвоздей, даже извести. Областное управление Комитета по делам искусств совершенно не помогает театру в проведении быстрейшего ремонта. До сих пор дирекция театра не может добиться получения от областного управления 13 т цемента, 2 т сортового железа, 250 кг гвоздей. В стороне от подготовки к зимнему сезону, как это ни странно, стоит до сих пор и горсовет. Проектное бюро горкомхоза не сдало еще всех рабочих чертежей. Из-за их отсутствия не начата работа по дренажу подвального здания, задерживается возведение железных ферм в надстраиваемом втором этаже». Дата открытия театра сдвинулась с 1-го на 5-е октября 1939 года.

Несмотря на трудности с ремонтом, 17 августа 1939 года «Псковский колхозник» рассказал будущим зрителям о творческих планах театра на предстоящий сезон: «5 октября поднимется занавес над сценой нашего зимнего театра им. А. С. Пушкина. Этот день будет большим культурным событием для города: во вновь реконструированном театральном помещении впервые начнет работу Псковский окружной стационарный театр. Он собирается отметить открытие сезона пьесой «Павел Греков». В октябрьские дни он покажет новую свою премьеру «Ленин» (пьеса Каплера и Златогоровой). Роли Ленина и Сталина будут исполнять хорошо знакомые псковичам по пьесе «Человек с ружьем» — артисты Вадимов и Клейнбок. Затем сезон обещает быть очень интересным. Псковичи увидят комедию Грибоедова «Горе от ума», «Василису Мелентьеву» А. Н. Островского, «Дети солнца» Горького, «Женитьба Фигаро» Бомарше, новые пьесы советских драматургов — «Красная площадь» Ю. Славина, «Полководец Суворов» — историческую эпопею Бехтерева и Разумовского, «Страшный суд» В. Шкваркина. Артисты Псковского окружного театра в настоящее время находятся в отпуске. В Псков весь коллектив приезжает 17 сентября. К этому времени полностью закончится ремонт зимнего театра. Сейчас началось заключение договоров на постоянные места в театре на весь зимний сезон».

Спустя месяц, 26 сентября 1939 года, окружная газета опубликовала отчет о проведенных в театре работах: «Ремонтно-строительные работы в зимнем театре им. Пушкина подходят к концу. Сцена зрительного зала расширена и механизирована. Надстроен второй этаж здания, в котором будут расположены комнаты для артистов. Заново окрашены зал, фойе и буфет. Псковский государственный драматический театр под руководством т. Лебедева в октябре открывает зимний сезон…».

Однако реальная ситуация оказалась не столь оптимистичной, как об этом сообщала газета. В тот же самый день, 26 сентября, прошло заседание бюро Псковского горкома ВКП(б), на котором, заслушав доклад директора городского театра Г. М. Туричина «О готовности театра к открытию зимнего сезона», бюро пришло к выводу, что «вследствие неудовлетворительного руководства т. Туричина ремонт театра до сих пор не закончен». Срок сдачи объекта вновь перенесли – теперь уже на 10 октября – и обязали директора представить в горсовет план работы по дальнейшей реконструкции театра и освоения дополнительных 200 тысяч рублей, выделенных СНК РСФСР. Кроме того, руководству горсовета было поручено разработать план по встрече прибывающих в Псков артистов и обеспечению их жильем.

Руководство горсовета в очередной (и не последний) раз перенесло дату открытия театра – теперь уже на 25 октября, а директору Туричину за срыв начала театрального сезона было «поставлено на вид». Горсовет обязал строительную организацию, осуществляющую ремонт здания, до 20 октября завершить работы по оборудованию театра сантехникой и электротехникой, закончить установку ферм над крышей и настил полов. Между тем, в Псков из Ленинграда прибыла труппа бывшего областного театра – всего 46 актеров, которым из-за неготовности здания пришлось отправиться на гастроли в районные центры Псковского округа – Остров, Гдов, Сланцы, где артисты показывали спектакли своего текущего репертуара.    

23 октября 1939 года главная газета округа выступила с резкой критикой хода и качества реконструкции здания театра: «В этом году Ленинградский обком ВКП(б) и облисполком сделали все необходимое, чтобы в городе был стационарный театр. Открытие его было намечено на 1 октября 1939 г. По городу были размещены афиши с репертуаром, затем приехал коллектив театра. Артистов тепло провожали из Ленинграда, заверив их, что по сообщениям из Пскова, помещение театра подготовлено и созданы условия для работы. Но театральный сезон не открылся ни 1-го, ни 15-го октября, и когда он будет открыт, пока неизвестно. Помещение театра не отремонтировано, и начинать работать в нем нельзя. Коллектив, пробыв в Пскове полмесяца и видя безответственное отношение к ремонту со стороны горсовета и зам. директора театра Туричина, вынужден был уехать в Боровичи. На ремонт театра ассигновано 490 тыс. руб. — этого совершенно достаточно, чтобы за пять месяцев надстроить второй этаж, поднять сцену, перестроить кафе и вестибюль для второго этажа. Но этого не произошло. <…> В целом ремонт проходил беспланово, сметы рассчитаны неправильно. В результате театральный сезон откладывается».

Наконец, несмотря на многочисленные недоделки, 5 ноября 1939 года, в присутствии партийного и хозактива города, представителей профсоюзов и комсомола, состоялось торжественное открытие Псковского театра драмы имени Пушкина, о чем газета «Псковский колхозник» рассказала своим читателям в номере от 11 ноября: председатель горсовета Тарасов, приветствуя зрителей, заявил: «Открытие Псковского драматического театра является новым достижением в деле развития и роста культуры нашего города», артистов поздравили рабочие, интеллигенция, красноармейцы. Назначенный директор театра Лебедев и актер Турек-Далин, как сформулировал корреспондент, «выразили надежду, что трудящиеся Пскова и городские организации окажут коллективу дружескую помощь, а они в свою очередь отдадут силы служению народу». Открылся сезон спектаклем из прежнего репертуара областного театра «Павел Греков».

Спустя два месяца после открытия, в номере от 5 января 1940 года, «Псковский колхозник» вновь обратился к теме неудовлетворительного технического состояния здания: «Работы по санитарно-техническому оборудованию (внутренняя сеть водопровода, внутренняя канализация, центральное отопление) в Псковском театре до сих пор не закончены, несмотря на то, что Президиум горсовета обязал стройконтору сделать их еще 25 октября прошлого года. Из-за недоделок театр открылся с большим запозданием, и сейчас дело обстоит не лучше. Это нисколько не беспокоит начальника строительной конторы Синельникова, в ноябре он даже снял бригаду слесарей с водопроводных работ. Запущен не только этот участок работ, но и вообще подготовка к реконструкции театра проведена не так, как нужно. Генеральный технический проект недоработан, а поэтому и качество смет, составленных на основе проекта, не отвечает требованиям театра. Так, сметами и проектом не предусмотрена смена 219 кв. м жилого межпалубного перекрытия, устройство лестницы для входа в надстроенную часть здания и др. Реконструкция предусматривалась без нового электроосвещения и электрооборудования, а временно принятые меры не отвечают потребностям театра. Проект механизации и оборудования сцены отсутствует, в то время как без этих мероприятий театр не может обойтись и нуждаемость в них срочная. <…> Если во вновь надстроенной части здания тепло, даже жарко, то в зрительном зале, буфете, в фойе холодно. Но переделка сети парового отопления применительно к нуждам не предусмотрена. Театр нуждается в мастерских для постройки новых декораций и в надстройке второго этажа к художественной мастерской, но и они сметами не предусмотрены. В создании проекта не участвовали проектировщики, когда-либо строившие театры. Составляли его люди некомпетентные, не знающие потребностей театра. Комитет по делам искусств при Леноблисполкоме несерьезно отнесся к строительству. Финансирование строительства второй очереди прекращено, работы опять задерживаются. А между тем, за время отъезда театра на гастроли в Ленинград нужно срочно развернуть работы по механизации сцены, электроосвещению. Нужны противопожарные устройства, без которых вторично не разрешат открыть театр. Все это надо срочно устранить, чтобы с 15 февраля театр мог нормально работать».

Однако материально-технические проблемы, связанные с эксплуатацией здания, судя по прессе, не помешали коллективу театра в творчестве: 20 декабря 1939 театр представил премьеру – спектакль худрука Владимира Лебедева «Полководец Суворов». В многофигурной эпической постановке была занята вся труппа, на костюмы и декорации потратили 100 тысяч рублей, было создано 12 портретных гримов исторических персонажей — Суворова, Кутузова, Павла I и других. Спектакль получил множество положительных отзывов, 29 декабря «Псковский колхозник» опубликовал хвалебную рецензию за подписью местного обозревателя культуры г. Храменко: «Дерзания Псковского государственного драматического театра приносят богатые плоды. Вслед за такими крупными, идейно и художественно выдержанными спектаклями, как «Человек с ружьем» и «Павел Греков», театр дал новую превосходную постановку, ярко знакомящую зрителя со славным прошлым русского народа. «Полководец Суворов» — интересный, волнующий спектакль, глубоко и правдиво раскрывающий ту великую и неопровержимую истину, что непобедим тот вождь армии, который неразрывно связан со своим народом. Псковский драмтеатр, воскресив образ великого русского полководца, заслуживает большой похвалы. Превосходна массовая сцена, когда Суворов, окруженный солдатами — соратниками многих славных боев, обнажив меч, направляет русскую армию на штурм Измаила. Постановщик, художественный руководитель театра В. Лебедев в этом замечательном спектакле выявил себя умным и даровитым сценочным мастером». Не обошлась рецензия и без критических замечаний: «Есть в спектакле и недочеты. Кутузов в исполнении артиста Д. А. Турек-Далина бледен, монотонен, не похож на известного нам героя Очакова, Измаила и Отечественной войны 1812 г. Не удался образ Павла I артисту А. П. Мыльцеву. В его исполнении Павел слишком карикатурен».

В конце декабря 1939 года псковский театр выехал на гастроли в Ленинград. Весь январь и часть февраля нового 1940 года псковские артисты показывали «Полководец Суворов» в клубах культуры – в ДК имени Капранова, в Володарском ДК, в Клубе железнодорожников, в Театре Управления по делам искусств, во Дворце культуры им. С. М. Кирова; всего состоялось более 50 показов, которые посмотрели 63 тысячи зрителей.

Гастрольный тур в Ленинграде был завершен 18 февраля 1940 года, а месяц спустя, 18 марта 1940 года, «Псковский колхозник» опубликовал отзыв исполнителя главной роли – актера П. Кашевского: «На мою долю выпала задача — воссоздать этот образ, каким его сохранила народная память. Переиграв сотни ролей за свой 40-летний сезонный путь, роль Суворова я ставлю наряду с ролями царя Федора, Чацкого, Ариэля Акосты и др. Изучил литературу об эпохе, поставил задачу дать подлинного Суворова, как полководца и человека. Пользовался в Ленинградской Публичной библиотеке — «Генералиссимус Суворов» Петрушевского и др. литературой. Судя по горячему приему спектакля псковским зрителем, а теперь и ленинградской общественностью, спектакль «Полководец Суворов» стал большой творческой победой театра. Впечатление от нашей недавней гастрольной поездки в Ленинград — радостное, гордое и взволнованное».

Следующими премьерами сезона 1939/40 годов в Псковском театре стали «Василиса Мелентьева» по исторической драме А. Островского, «Ольга Ивановна» Я. Ялунера, «Дети солнца» М. Горького, «Обрыв» по роману И. Гончарова. Всего в течение сезона на своей сцене театр сыграл 138 спектаклей, обслужив 61100 зрителей. В марте 1940 года Псковский горисполком передал в ведение Псковского театра драмы имени Пушкина здание бывшего Летнего театра в Сергиевском саду, а к лету – всю территорию сада месте с аттракционами. Закончив зимний сезон, труппа отправилась в новый гастрольный тур – в Ленинград, Териоки, Старую Руссу, Витебск, Бобруйск и по городам Западной Белоруссии, недавно вошедшей в состав СССР.

Второй сезон стационарного театра в Пскове открылся 6 ноября 1940 года спектаклем «Дети солнца». Руководство Ленинградской области решило прикрепить к провинциальным театрам региона ведущие ленинградские театры: «куратором» Псковского театра стал Ленинградский академический театр имени А. С. Пушкина (бывший – Александринский). В качестве главного режиссера в Псков прибыл В. С. Ефимов. В течение сезона было поставлено несколько спектаклей по пьесам современной и мировой драматургии, инсценировок русской литературной классики: «Таня» А. Арбузова, «В степях Украины» А. Корнейчука, «Звезда Севильи» Лопе де Веги, «Маскарад» М. Лермонтова, «Отцы и дети» И. Тургенева, «Идиот» Ф. Достоевского, однако главным сценическим событием сезона стал «Фельдмаршал Кутузов» по пьесе Владимира Соловьева. Спектакль был заказан Областным управлением по делам искусств и продолжал тренд театра на создание больших исторических полотен, показывающих героическое прошлое России.

Премьера «Фельдмаршала Кутузова» состоялась 26 декабря 1940 года, а с 27-го по 29-е декабря в городе были организованы массовые культпоходы на спектакль комсомольцев и молодых рабочих завода «Металлист» и льночесальной фабрики; 30 декабря 1940 года газета «Псковский рабочий» посвятила премьере целую полосу восторженных отзывов зрителей под заголовком «Выдающийся патриотический спектакль».

6 января 1941 года труппа театра отправилась в Ленинград – на первую в СССР декаду областного искусства, в ходе которой артисты давали «Фельдмаршала Кутузова» на крупнейших промышленных предприятиях Ленинграда, таких, как Кировский завод; после чего выехали на гастроли в Боровичи и Новгород. «Фельдмаршал Кутузов» удостоился высокой оценки центральной прессы, отзыв на спектакль знаменитой актрисы «Александринки», народной артистки СССР Екатерины Корчагиной-Александровской был опубликован в газете «Известия» и перепечатан «Псковским рабочим» 2 февраля 1941 года: «Зал Выборгского ДК в Ленинграде, вмещающий свыше 1000 человек, заполнен до отказа. Выступает Псковский драмтеатр, идет «Фельдмаршал Кутузов». Открывается занавес. И мы почти физически ощущаем волнение и трепет, знакомую всем актерам приподнятость, напряженность первой сцены... Псковский театр создал хороший спектакль. Основные ведущие роли проведены убедительно и правдиво... Спектаклем «Фельдмаршал Кутузов» псковский театр продемонстрировал свою художественную зрелость. Второй своей постановкой — «Дети солнца» (реж. А. В. Турцевич) — он закрепил это право. Театр прочно укрепился на позициях реалистического искусства. Пожелаем ему на этом пути дальнейших успехов и плодотворной творческой работы». (Здесь необходимо добавить одну любопытную биографическую деталь: в молодости, с 1896-го по 1903 год, Екатерина Корчагина-Александровская выступала на псковской сцене, то есть Псковский театр не был для нее чужим).

Успех «Фельдмаршала Кутузова» закрепили средства массовой информации: 22 января 1941 года из студии Ленинградского радио прозвучал фрагмент спектакля псковского театра «Дети солнца», а кинодокументалисты сняли журнал, посвященный декаде областного искусства в Ленинграде, в котором большую часть занимала сцена из спектакля «Фельдмаршал Кутузов». В феврале 1941 года киножурнал вышел на экраны страны, в том числе и на экран псковского кинотеатра «Пограничник» (ныне – кинотеатр «Победа»).

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 января 1941 года были присвоены звания Заслуженных артистов РСФСР худруку театра Владимиру Лебедеву, актеру Костантину Леонтьеву и актрисе Валентине Богдановой. Первые успехи стационарной труппы неожиданно совпали со сменой руководства театра: с января 1941 года новым директором театра стал Н. Д. Райский, художественным руководителем — Заслуженный артист РСФСР А. Ларионов. Завершился сезон 1940/41 годов гастролями псковского театра в Вологде, где артистов труппы и застала Великая Отечественная война.

 

27 августа 2024
19:00
вторник
18+

«Мой не мой»

Большая сцена
28 августа 2024
19:00
среда
18+

«Мой не мой»

Перенос с 6 июля
Большая сцена
29 августа 2024
19:00
четверг
30 августа 2024
19:00
пятница
12+

«Фламенко»

Новый зал
31 августа 2024
19:00
суббота