«Маленькие трагедии» великого Пушкина написаны в Болдине в начале 1830-х годов. К этому драматургическому циклу принято относить пьесы: «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь». В последнее время пушкинисты стали причислять к «Маленьким трагедиям» еще и «Сцену из Фауста».
«Маленькие трагедии» имеют огромную сценическую историю в России. Псковский театр драмы связан с ними неразрывно: именно с представления «Скупого рыцаря» началась в 1906 году история нашего театра. В дальнейшем Псковский театр неоднократно обращался к этому материалу.
В 2024 году, к 225-летию со дня рождения поэта, спектакль создала ученица Римаса Туминаса Гульназ Балпеисова. Ее постановку «Маленьких трагедий» отличает нестандартный подход к материалу, нацеленный не столько на иллюстрацию текста, сколько на обнажение его глубинных смыслов. В центре – творческий путь молодого поэта и его жизненный выбор. Похождения легендарного Дон Гуана из «Каменного гостя» не могут не напомнить о «донжуанском списке» молодого ловеласа Пушкина. Фабула «Скупого рыцаря» в гротескном виде отражает отношения поэта со строгим и прижимистым отцом Сергеем Львовичем Пушкиным. Наконец, в «Моцарте и Сальери» сталкиваются два типа художника: сумасшедший и беспорядочный гений, «гуляка праздный» – и, с другой стороны, размеренный и педантичный «ремесленник» от искусства, «поверяющий алгеброй гармонию». А не был ли выбор между условными «Моцартом» и «Сальери» насущным для самого Пушкина, прощавшегося с бурной молодостью и готовившегося обзавестись семьей?
Разумеется, проблематика спектакля не сводится к трактовкам пушкинской биографии. Речь о жизненном перепутье, возникающем перед каждым молодым человеком, будь он поэт или просто читатель, и о путеводной силе пушкинского наследия.
Наш спектакль – попытка пушкинианы. Полифония пушкинских текстов (в спектакле звучат и аукаются эхом фрагменты из десятков произведений – от «Евгения Онегина» до «Сцен из рыцарских времен» и ранней гражданской лирики) соединяется с живым музицированием вокально-инструментального ансамбля театра. Экспрессивное начало спектакля подчеркнуто заостренной пластикой, выразительными костюмами, чередой неожиданных актерских перевоплощений. Тут нет главных и второстепенных ролей, каждый актер получает право на сольный выход, но секрет этих «Маленьких трагедий» не в них, а в крепко спаянном актерском ансамбле.
Продолжительность — 3 часа с одним антрактом.
В спектакле использована музыка Вольфганга Амадея Моцарта, Генри Перселла, Антонио Сальери.