ПСКОВ. Но в нас горит еще желанье...
В феврале Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина пригласил нескольких критиков отсмотреть и обсудить три свои недавние премьеры. Своеобразный фестиваль премьер прошел продуктивно и с пользой. Александр Воронов — для журнала «Страстной бульвар, 10».
Дружная команда театра, работающая восьмой год и возглавляемая художественным руководителем — директором, заслуженным деятелем искусств РФ Дмитрием Месхиевым и арт-директором Андреем Прониным, приглашает талантливых режиссеров, следит за тенденциями современного театра и старается воплощать лучшие из них у себя, собирает по крупицам прекрасную труппу.
Первый спектакль «Мой не мой» по пьесе современного белорусского драматурга Андрея Иванова «С училища». Жесткая современная драма когда-то, лет восемь-десять назад, широко прокатилась по театральным сценам России. «Абьюз в дти раундах с одним антрактом» — так определен жанр спектакля театра из Пскова. Жизнь для персонажей этой истории — борьба, жестокая, скорее всего, без правил. Такова главная мысль постановки.
Режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Месхиев и художник заслуженный художник РФ Александр Стройло поместили героев в депрессивный город, добавив ему приметы Пскова, хотя он, на взгляд со стороны, таковым не является. Симметрично и тесно поставленные многоквартирные высотки, не оставляющие места для личного пространства, перед ними —детская площадка с каруселью и «прыгалками», фонарь. Часто в спектаклях симметрия раздражает, здесь же она несет смысловую нагрузку: все примитивно и безрадостно. Суровый облик современного провинциального двора. Давно замечено, что некрасивый пейзаж, унылые дома рождают в человеке агрессию. Окружающая среда и человек влияют друг на друга. Преподаватель училища Сережа (Максим Митяшин, в другом составе Александр Овчаренко), не отдавая себе отчета, спорит с приятелями, что соблазнит студентку Таньку (Ксения Чехова), которая любит его. Придя в себя, Сережа пытается отыграть ситуацию назад, но поздно. На попечении у Таньки отец-инвалид (Андрей Кузин), привыкший к тому, что его опекают, жалеют. Он ездит в инвалидной коляске, периодически вставая с нее: в коляске он вызывает большую жалость, поэтому в ней удобнее и полезнее во всех смыслах. Танька подрабатывает продажей рыбы в ларьке, но, желая понравиться Сереже, лжет ему и говорит, что продает книги.
Вскоре освобождается из заключения Славик, Танькин «бывший», и Сережа, которому она уже успела надоесть, уговаривает его убить девушку. Нелепая любовь, жалкая, примитивная и жестокая. Рассказанная история не вызывает сочувствия ни к одному из персонажей. Спектакль сделан по мотивам пьесы, изрядно дописанной, переписанной и переработанной. Материал пьесы, увы, и без того актуальный, постановочная команда попыталась еще больше приблизить к сегодняшнему дню и конкретизировать...
Жан-Батист Мольер в России популярный автор, однако о пьесе «Амфитрион» нельзя сказать, что она часто ставится. Последний спектакль, что всплывает в памяти, был создан еще в конце XX века в Театре имени Евг. Вахтангова. Режиссер, с недавнего времени — директор Татарского государственного академического театра им. Г. Камала (Казань), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Ильгиз Зайниев поставил спектакль, который начинается в замедленном темпе, но постепенно ускоряется, из грустной комедии уходит грусть и проявляется комедия.
События происходят в наши дни. Боги Юпитер (Георгий Болонев) и Меркурий (Максим Плеханов) — современные «звезды» шоу-бизнеса. Ну да, для сегодняшнего общества они и есть небожители. Амфитрион (Анатолий Кузьмин) с женой Алкменой (Анна Шуваева) живут где-то за городом, в дачной местности. Им прислуживают Созий (Александр Овчаренко) и Клеантида (Екатерина Миронова), ухаживая за огородом, успевая во всем прислуживать хозяевам по мере сил. Довольно убогая урбанистика — не в смысле денег, а с точки зрения вкуса (художник-постановщик Геннадий Скоморохов). Таким образом, авторы спектакля иронизируют над своими героями. Садовые скульптуры, газоны из бывших в употреблении автомобильных покрышек. Зелень, тишина, покой. И среди этого «благолепия» разворачиваются нешуточные страсти с попытками выдать себя за другого с большим или меньшим успехом. И вот спектакль уже играется с легкостью, свободой, когда актеры чувствуют удовольствие от ролей, и сам материал им тоже очень нравится.
Постановка местами напоминает капустник, благо, материал позволяет. Артисты временами играют отстраненно, держат дистанцию между персонажем и собой.
Они пластичны и органичны. Текст пьесы довольно подробно разобран. Зайниев хорошо чувствует юмор Мольера, добавляет к нему российского колорита, придавая тем самым «Амфитриону» очарование.
И, наконец, третья работа — премьера сезона «Маленькие трагедии» по А.С. Пушкину. Большой трехчасовой спектакль режиссера-постановщика Гульназ Балпеисовой в ее же сценической редакции. Сценография и костюмы созданы совместно с лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска», заслуженным художником РФ Александром Стройло. Сложносочиненная постановка, в которой, кроме собственно «Маленьких трагедий», еще пушкинские стихи, обрывки фраз и строф. Все рождается на наших глазах — бессмертные строки из любовной и гражданской лирики, из «Евгения Онегина». Они переплетаются, накладываются одна на другую и оживают.
На сцене музыканты: Катя Руч, Игорь Колосов, Ярослав Погодин, Борис Федотов, Иван Федоров. Нельзя не написать о них хотя бы несколько слов. Во-первых, когда на сцене звучит живая музыка, это придает спектаклю дополнительное очарование, ведь театр — искусство, которое творится здесь и сейчас. Во-вторых, от музыкантов многое зависит, темпоритм, например; они — полноправные участники постановки и должны выходить на поклоны вместе с актерами.
Иван (Иван Шарый) — одновременно и Пушкин и не Пушкин. Он сидит за столом справа от зрителя на авансцене, перед ним музейное ограждение, и зритель понимает, что вот он, Иван — Пушкин, но без бакенбард и цилиндра. Балпеисова стирает вековые штампы, делая Пушкина, извините за трюизм, нашим современником, гением, конечно, но вместе с тем живым человеком.
Начинается спектакль сценой из «Пира во время чумы». Раблезианский, роскошный в своем чрезмерном изобилии и этим пугающий инфернальный пир. Стол уставлен яствами и залит вином-кровью. Строки Пушкина звучат немного жутковато, вбирая в себя разное, но неизменно красиво-поэтичное и великое. Отдельные части «Маленьких трагедий» не играются по порядку, как это часто бывает, а проникают одна в другую, перемешиваются. Первый акт заканчивается изумительным «Каменным гостем» в исполнении Георгия Болонева (Дон Гуан) и лауреата «Золотой Маски» Натальи Петровой (Леди Анна — здесь она именно леди).
Сальери мучается от осознания, что никогда не достигнет в музыке тех вершин, как это произошло с Моцартом, хотя он, безусловно, талантлив. Ему физически нехорошо, его буквально корчит от зависти. Обе роли виртуозно исполняет Алексей Ухов: переход от одного персонажа к другому происходит мгновенно и органично. Кстати, в спектакле звучит музыка Моцарта и Сальери, а также Генри Перселла.
В «Скупом рыцаре» Барона (заслуженный работник культуры Сахалинской области Андрей Кузин) «соблазняют» сундуки. Деньги для Барона все — и женщины, и богатство. Прекрасно сделана сцена поиска старинного дублона. Здесь и воспоминания, греющие душу, и огромное самодовольство, и животный страх, и паника — актеру подвластно многое. В финале на сцене появляются радиоуправляемые мыши. Вспоминается пушкинское: «Жизни мышья беготня... что тревожишь ты меня?». Как пояснила на обсуждении режиссер, мышей она увидела во время поездки в Пушкинские горы, и поняла, что ничто не происходит случайно. Откуда берется вдохновение — вопрос, на который нет ответа. Что ж, все «в копилочку», все работает.
В режиссерском рисунке Гульназ Балпеисовой заметно влияние ее мастеров, прежде всего Римаса Туминаса. Что ж, неплохой образец для подражания. Тем более, Гульназ не слепо копирует мастера, а привносит в спектакль нечто свое. В спектакле и актеров играют 24 роли. Масштабное полотно появилось на свет благодаря огромной команде, куда, кроме уже названных, вошли художник по свету Нарек Туманян, композитор и музыкальный руководитель Олег Синкин, хормейстер Елена Обухова, режиссер по пластике Илона Гончар, научный консультант Вячеслав Козмин, линейный продюсер Алена Морозова — и это далеко не полный список. В итоге получился спектакль, конгениальный Пушкину.
Что объединяет эти работы Псковского театра? Наверное, тема любви, которая сквозит в каждой из них в разных проявлениях: ревность, самоотречение, любовные мужи и, вместе с тем, наслаждение любовью. Три новых спектакля — довольно представительный срез, по которому можно понять, куда идет театр, как развивается и что хочет сказать зрителю. А то, что у него есть, что предъявить самой искушенной публике на любых престижных фестивалях, не подлежит сомнению.
Александр ВОРОНОВ
Источник: Страстной бульвар, 10