24 мая 2021Кинопоказ короткометражного фильма Камиля Хардина «Река в конце деревни» состоится 25 мая
В киноклубе «Молоко и Сено» состоится показ фильма и обсуждение с режиссером. Начало: 25 мая в 19:00 в Новом зале Псковского театра драмы.
24 мая 2021Детская театральная студия «Гвозди» приглашает зрителей на открытые уроки
27 мая в 14:00 мастерская приглашает зрителей на представление младших студийцев, в 18:30 – старших. Вход свободный.
24 мая 2021Островский под «Нирвану» и Достоевский под «Рамштайн»: обзор театральной недели в Пскове
На этой неделе Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина предлагает вниманию зрителей восемь спектаклей, в том числе постановки для малышей. Что посмотреть? Театральный дайджест поможет определиться.
24 мая 2021«Смерть Тарелкина», или Восставшие из ада
В редакции Псковского театра драмы провиденциальный текст Сухово-Кобылина превратился в «криминальное чтиво».
24 мая 2021Предать и приспособиться. В моду вошел театральный винтаж
Советское время, его приметы, конфликты и атрибуты все чаще отвоевывают себе место на сцене, даже в спектаклях по классическим текстам. Молодые режиссеры с уже довольно длинной дистанции вглядываются в обстоятельства и характеры, проявленные историей прошлого века: десятилетиями подпольного существования, распрей с властью и собой. И это понятно: когда внешне статичные обстоятельства становятся причиной острой внутренней динамики, возникает материал для сцены. Спектакли трех молодых режиссеров объединяет именно это: постановочная лупа, укрупняющая, исследующая прошлое в настоящем.
Хуго Эрикссен в Псковском драматическом театре имени Пушкина поставил «Смерть Тарелкина». Действие пьесы Сухово-Кобылина режиссер решил перенести в поздние советские времена (события разворачиваются в восьмидесятых), интерпретировал как советский нуар, на классический ствол привил стилистику Алексея Балабанова, а именно знаменито-ужасного фильма «Груз-200». В спектакле действуют милиционеры, его превосходительство товарищ генерал, сюжет закручен вокруг украденного компромата, лексика осовременена, главный герой наделен всеми признаками эстетики безобразного. В самом начале он вытаскивает накладную челюсть, снимает парик — и оказывается бомжем с гнилыми зубами, сальными волосами и худобой алкоголика. Тарелкина/Копылова (Денис Кугай) и все его превращения снимает камера.
«Смерть Тарелкина». Фото: Вадим Боченков / Псковский драматический театре имени Пушкина
Сцены допросов в участке, где свидетельские показания выбивают из беззащитного, бессловесного дворника (Камиль Хардин), сцена, где крупным планом дано лицо героя, которого пытают бутылкой из-под шампанского, сцены разборок генерала-вора Варравина (Андрей Кузин) с героем спектакля — выстраивают отчетливо социальный контекст и отсылают прямо в наше сегодня.
Эрикссен не страшится быть непохожим на себя вчерашнего, пробует новые подходы, новые решения. Жанр его спектакля балансирует на грани гротеска и драмы.
Нельзя сказать, что драматург органично ложится в новое прокрустово ложе, однако режиссерская воля тут сама себе закон. Но классический текст (досочиненный, местами скорректированный) в этом сценическом ракурсе снова возвращает старую мысль: Россия всегда идет по спирали, ее история в людях и обстоятельствах повторяется из века в век.
«Смерть Тарелкина». Фото: Вадим Боченков / Псковский драматический театре имени Пушкина
Семен Серзин взял первый роман Алексея Иванова и на его основе сделал спектакль «Общага на крови». В центре — пятерка друзей, над которыми ошибочно повисает дамоклов меч: их могут выселить. Иванов всматривался в сверстников и писал почти притчу — Серзин ставит спектакль, посвященный вечной проблематике, в которую ввинчивает человека бытие, даже если оно кажется просто студенческим бытом.
Институтское общежитие девяностых кипит жизнью, и частной, и общей, в ней все остро, свежо, подчас непоправимо. Зрителям ясно, как непросто жить в этой страстной круговерти чувств и инстинктов. Здесь, в общаге, все как на ладони, с голым телом и обнаженной душой. Кто с кем спит, кто с кем пьет, кто на что пойдет ради места — даже не под солнцем, всего лишь на койке до конца семестра, — проясняет сюжет. Но скрытые события спектакля экзистенциальны: труднейший выбор своих обстоятельств и себя, вплоть до самоубийства. Ткань будней, где сплетены комендантша с психологией матерой вохры и общий любимец-поэт, который выберет стать стукачом, студент-отличник и старшой из своих, который держит в кулаке всю общагу, признанная красавица и девочка-ромашка, насильник и пьяница, плейбой и растяпа — все черты и черточки тут переливаются богатым шитьем жизни. И за всем проступает хребет советских времен: приспособленчество и его цена.
Уральская общага стоит на крови тех, кто, не выдержав заданных условий, «сбросился», как говорят обитатели, с крыши.
Серзин с актерами независимого театрального объединения «Невидимый театр» создали работу достоверную и многозначную; в спектакле обаятельная актерская энергия, сильный ансамбль. И над всем трагический голос Башлачева в финале.
Актерский состав спектакля «Общага на крови». Фото: Георгий Кардава / Театральный центр «На Страстном»
Андрей Калинин поставил на Новой сцене Александринского театра спектакль «Товарищ Кисляков» по давно и прочно забытому сатирическому сочинению Пантелеймона Романова.
История Кислякова была прочувствована автором, надо полагать, на собственной биографии. Гимназиста дворянских кровей, прозаика, в котором Горький видел талант, а Маяковский «Лицо классового врага», самого протащило через водовороты двадцатых-тридцатых: его и печатали, и подозревали, и травили. Умер он внезапно и рано. И, как бывает, сюжет биографии растворен в контексте спектакля.
«Кисляков» у Калинина — о том, как интеллигент «из бывших», музейный работник, принял революцию, совершив ее в себе.
Как возжаждал войти в новый мир, стать своим среди чужих — и чем за это расплатился. Главный герой постепенно, трудно договариваясь с самим собой, вначале пригубливает вкус компромисса, добровольно очаровываясь жутковатым товарищем Полухиным и безоглядно влюбляясь в жену лучшего друга, а потом тонет в своей гибели непоправимо. Так называемый попутчик (роль Кислякова тонко и неспешно, словно музыкальную партию, разыгрывает белорусский актер Иван Трус) в какой-то миг спектакля надевает вместо штиблетов сапоги — и вместе с ними другую идеологию. Ипполит Григорьевич становится товарищем Кисляковым.
«Товарищ Кисляков». Фото: Александринский театр
Жена героя, ее тетка, главный друг и главный покровитель — серьезные актерские работы Василисы Алексеевой, Сергея Еликова, Петра Семака и Никиты Барсукова. Сатира на сцене — трудная вещь, но артисты с блеском осваивают карикатурные рисунки ролей, и возникает мрачноватое обличье советского времени, его острые типажи, физически ощутимая духота.
Калинин точно чувствует атмосферу тридцатых, вибрацию на гранях гибнущего и возникающего мира, его многоцветность и черноту, «купол времени», как писал Шкловский. Под этим куполом происходят простые, как с Тамарой (Олеся Соколова), и сложные, как с Кисляковым, метаморфозы. Но если временно верная провинциальная жена быстро превращается в неразборчивую старлетку, то вчерашний гуманист — с мучительной медлительностью — в «классово близкого» власти, а в итоге предателя и убийцу. Спектакль силен художественным объемом, несводимостью к простым посылам и выводам.
«Товарищ Кисляков». Фото: Александринский театр
Во всех трех работах молодых так или иначе центральными становятся темы приспособленчества и предательства. Логично предположить: ради таких «рыб» и забрасывает свои сети современность. Молодые постановщики смотрят назад — ради того, чтобы понять, из чего мы состоим сегодня и что впереди.
Марина Токарева, обозреватель
24 мая 2021Валерий Фокин поделился своим мнением о премьере «Смерть Тарелкина»
Новый спектакль Псковского театра драмы посмотрел художественный руководитель Александринского театра, народный артист России, четырежды лауреат Государственной премии России Валерий Фокин.
22 мая 2021Псковский театр драмы приглашает на бенефис заслуженной артистки России Ирины Смирновой
Ирина Смирнова выйдет к зрителю в главной роли в спектакле «Жанна» в воскресенье, 23 мая.
20 мая 2021Спецпоказ фильма Марлена Хуциева «Июльский дождь» пройдет в Псковском театре драмы
Показ фильма «Июльский дождь» пройдет 23 мая в 18:00 в Новом зале театра.
20 мая 2021Анимационные фильмы Саши Свирского покажут в киноклубе «Молоко и Сено»
В пятницу и субботу, 21 и 22 мая, гостем киноклуба «Молоко и Сено», действующего при Псковском театре драмы, станет известный режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, сценарист Саша Свирский.
19 мая 2021В кассе Псковского драмтеатра действуют скидки
Псковский театр драмы подарит зрителям, заполнившим короткую анкету в кассе театра, скидку 20% на спектакли мая и июня.