Давайте встречаться в Народном доме А.С.Пушкина. Интервью с директором театра В.Павловым

22 октября с.г. наш драматический театр спектаклем «Скупой» по пьесе Ж.-Б.Мольера открыл 99-й театральный сезон. А в марте 2006 года исполняется 100 лет со дня открытия в Пскове Народного дома им.А.С.Пушкина — ныне Псковского академического театра драмы, который внес весомый вклад в развитие театрального искусства России, имеет славные традиции и историю. О том, как коллектив театра готовится к юбилею, рассказывает его директор Павлов Валерий Федорович.

Народные дома существовали в России с 1896 года, их численность достигала 8-9 тысяч. Первый такой дом был открыт на Нижегородской ярмарке, а в Петербурге его основала графиня Панина. Это были общественные объединения граждан, которые на бесплатной основе занимались вопросами просвещения, образования, культуры самых беднейших слоев населения. Дома организовывались по инициативе земства, меценатов, интеллигенции, дворянства, купцов и промышленников. Попечителями этих учреждений были сами великие князья. На сценах народных домов выступали известнейшие русские артисты. Здесь собиралась самая демократическая аудитория — студенты, рабочие, разночинная интеллигенция. К 1930 году народные дома в России были преобразованы в различные учреждения. И вот спустя семь десятилетий возникла идея возродить этот общественный институт силами подвижников, работающих бескорыстно. Они объясняют свое желание отсутствием в стране эффективного диалога с населением. Особенно ярко это проявилось во время президентской избирательной кампании 1996 года. С тех пор почти в ста регионах России появились общественные объединения под названием «Народный дом». Они заявляют о поддержке действий Президента РФ Путина В.В., помогают партии «Единая Россия». Идея этих людей состоит в том, чтобы собрать вокруг себя простых граждан, которые хотят сохранить Россию грамотной, культурной, единой. Они намерены консолидировать все патриотически настроенные силы общества, нести в массы культуру, прежде всего правовую и политическую, создать подлинно народные СМИ, оказывать населению конкретную социальную помощь. Несколько лет назад организован Всероссийский Союз Народных домов. В Санкт-Петербурге прошел их первый Всероссийский форум, который на базе Лиговского Народного дома был размещен в исторически существовавшем здании графини Паниной.

В Пскове Народный дом им.А.С.Пушкина заложен в 1899 году, в год столетия со дня рождения поэта, а строительство по проекту псковского архитектора Э. А. Гермейера завершено в 1906 году. Это точка отсчета нашего юбилея, хотя следует заметить, что уже в 1829 году Псков упоминается в числе 19-ти российских городов, где действовали театры.

История становления и развития Народного дома им.А.С.Пушкина в Пскове подробно описана в книгах, которые театр драмы выпустил в издательстве «Стерх» в последние годы?

Да. В 1997 году в Издательском Доме «Стерх» вышла книга И. Цирпонс «Актеры. Роли. Зрители. Из театральной жизни губернского Пскова»,в 1999 году, к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина появилось издание «Псковские сезоны. Провинциальный театр в ХХ веке». В 2002 году двухтомник «На рубеже тысячелетий. Книга о людях культуры и искусства» продолжил эту серию. Все названные издания получили горячий отклик читателей, удостоены премий Администрации Псковской области в сфере просветительской работы, тиражи их уже давно распроданы. Сегодня мы продолжаем свою издательскую юбилейную программу. Уже набраны книга Л. Никитиной «Театральные портреты» и двухтомный сборник «Псков, Пушкина,13. Театр в провинции: вчера, сегодня, завтра», в работе 3-й и 4-й тома серии «На рубеже тысячелетий. Книга о людях культуры и искусства». Над этим проектом мы продолжаем работать после настойчивых просьб псковичей. В наших планах есть идея обобщения 15-летнего опыта единственного в России репертуарного театра под открытым небом «Карусель», а также итогов более десятилетнего существования такого явления, как Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль, 4-й сборник своих стихов подготовил наш замечательный артист В. С. Свекольников. Пользуясь случаем, низко кланяюсь и благодарю за всемерную помощь в подготовке наших книг огромную армию псковских энтузиастов, предоставивших материалы и фотографии, работников государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, областной научной, детской и юношеской библиотек, архивов, отделений союзов писателей России, педагогического и политехнического институтов, краеведов Н. Ф. Левина, М. М. Медникова, Е. П. Матвеева. Особая благодарность областной и городской администраций за материальную и моральную поддержку нашей издательской программы, а также руководителям «Стерха» В. П. Носову и Н.М.Носовой. Словом, книги об истории псковского театра, культуры и искусства делаются всем миром. Это воплощенная в жизнь общественная инициатива, соответствующая идее и духу Народных домов.

Но сегодня памятник федерального значения, здание Народного дома им.А.С.Пушкина в Пскове заметно обветшало, остро нуждается в реконструкции. Изменится ли что-нибудь в этом вопросе к 100-летнему юбилею театра? Об этом постоянно спрашивают наши читатели.

Это, действительно, давно наболевший вопрос. К его разрешению в последние десятилетия приступали неоднократно, а затем дело останавливалось. Как вы знаете, уже были забиты сваи под новое здание театра на берегу реки Великой на месте нынешнего долгостроя — гостиницы. Был разработан масштабный проект реконструкции театра в рамках Постановления Правительства СССР о музеефикации Новгорода и Пскова. Но началась перестройка…

В последние годы с учетом финансово-экономических реалий родилась идея поэтапного капитального ремонта театра. Завершается изготовление рабочей документации по реконструкции малой сцены. Проект архитектора Ширяева Ю. М. прошел главгосэкспертизу, утвержден Министерством культуры России, и при своевременном финансировании Генеральная дирекция «Псковреконструкция» сможет уже в этом году начать работы. Проект, на мой взгляд, очень интересный. Город и область получат хороший зрительный театрально-концертный зал на 300 мест с современным техническим оснащением. После его открытия можно будет приступить ко второму этапу реконструкции — капитальному ремонту основного здания. Так, кстати сказать, ведут реконструкцию Большой театр в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге: сооружают новые площадки, а затем ремонтируют старые. В 2004-2006 годах мы также надеемся провести косметический ремонт Большого зрительного зала, фойе, буфета.

Изменится ли к юбилею состав труппы? Появятся ли на псковской сцене новые лица?

Тот, кто часто бывает на наших спектаклях, видит, что ежегодно в псковском театре появляется от трех до шести молодых актеров. Зачастую они через год-два уезжают, но на их место приходят другие. Думается, это нормально. Миграция актеров в провинции должна быть. Мы на практике убеждаемся, что чрезмерная «стабильность» труппы ведет к творческому застою. Жизнь показывает, что все хорошо в меру. Безусловно, отрицательную роль играет низкая зарплата молодых (да и опытных) актеров. Не секрет, что сегодня заметно снизился интерес абитуриентов к театральным вузам, ухудшился их качественный состав. Тем не менее, в 2004 году мы совместно с Псковским областным колледжем культуры и искусства объявили прием студентов на дневное отделение по специальности «Актерское искусство». Провели в апреле-августе два отборочных тура и после 3-х лет 9 месяцев обучения надеемся получить в Псковский академический театр им.А.С.Пушкина целевой выпуск — полтора десятка молодых артистов. А пока пополняемся за счет выпускников театральных вузов Санкт-Петербурга, Ярославля, Красноярска и других городов.

Какова будет в ближайшей и дальней перспективе репертуарная политика театра? Какие и кем будут поставлены новые спектакли?

Репертуарная политика строится, как известно, в зависимости от множества факторов: от творческого мышления и концептуальных установок художественного руководства, от профессиональных и возрастных возможностей труппы, от наличия денег на постановки и на другие нужды театра, от запросов публики, от умения театральных служб рекламировать и выгодно «продвигать», продавать спектакли. В условиях города, где лишь один драматический театр, приходится ставить спектакли, «которые понравятся всем», дадут кассовый сбор. И это еще далеко не все факторы, которые на нас влияют. Сегодня Россия, казалось бы, признанная театральная страна, испытывает дефицит в кадрах режиссеров-постановщиков. Многие театры не имеют главных режиссеров. Молодые специалисты предпочитают приезжать в провинцию на разовые постановки. Так меньше ответственности: приехал, поставил спектакль, получил гонорар и уехал. Несмотря на финансовые затруднения, мы, конечно, будем приглашать новых режиссеров, чтобы разнообразить стилистику постановок.

В предъюбилейные годы наша репертуарная политика будет строиться прежде всего с учетом выпуска высокохудожественных спектаклей на основе русских и зарубежных классических пьес, а также лучших произведений современных драматургов. Мы не разделяем мнение некоторых театральных деятелей о том, что театр в новых условиях должен выполнять только развлекательную функцию, давать коммерческую прибыль. Мы глубоко уверены, что русский театр должен оставаться общественной кафедрой, с которой звучит великий и могучий русский язык, быть очагом духовности и нравственности. Противоположный путь ярко демонстрируют сегодня многие каналы телевидения, которые предлагают зрителю чудовищные образцы пошлости и скудоумия, а безудержная навязчивость, крикливость и безвкусие телерекламы представляет собой новую разновидность массового психологического терроризма. Бесконечные показательные презентации, вручение премий одним и тем же лицам, бодрые шутки и плоские остроты столичных юмористов на фоне замерзающих городов, природных и технических катастроф, разгула преступности, кровавых событий в Чечне в целом выглядят как гигантская иллюстрация пушкинского «Пира во время чумы». Мы в ближайшие годы будем ставить пьесы Шекспира и Достоевского, Чехова и Горького, Тургенева и Островского, спектакли из русской и мировой истории, а также комедии, высмеивающие вечные человеческие пороки. В обозримом будущем на псковской сцене к 60-летию Победы появится история любви русского офицера-освободителя и немецкой девушки («Соловьиная ночь»), в 2005 году 12-й Всероссийский пушкинский театральный фестиваль, я надеюсь, откроет наша версия «Бориса Годунова». В 2002 году псковский академический стал лауреатом конкурса «Окно в Россию» по номинации «театр года», который проводила газета «Культура», в 2003 году нам в квартире-музее А. С. Пушкина на Набережной Мойки, 12 в Санкт-Петербурге вручена престижная премия «Петрополь» — «за верность пушкинской теме». Потому что в репертуаре псковского театра уже 6 спектаклей по произведениям поэта. Театр «Карусель» — лауреат главных призов различных фестивалей, награждался за «глубокое развитие идеи театра под открытым небом». Всё это обязывает нас держать высокую творческую планку.

Надо полагать, у театра есть программа подготовки к 100-летнему юбилею в 2006 году?

Такая программа у нас есть. Мы надеемся, что ее поддержат в Государственном комитете по культуре, что выйдет распоряжение администрации области о подготовке и проведении празднования 100-летия открытия в Пскове Народного дома им.А.С.Пушкина, начнет работу областной оргкомитет, и всё это станет заметным событием в нашей культурной жизни.

Во все времена театр объединял самых разных людей, которые собирались под его сводами в смутное время, в дни лихих испытаний, невзгод, во время праздничных торжеств. И сегодня Народный дом им.А.С.Пушкина — центр духовности, самая престижная художественная трибуна Псковщины. Хочется верить, что в этих вековых стенах, свидетелях человеческих страстей и исторических событий еще долгие годы сохранится общественный очаг, и люди будут встречаться для утоления духовной жажды и человеческого общения.

Иногда приходится слышать, что люди на театральные спектакли в Пскове ходят мало. Зал в лучшем случае заполняется на 50-60%.
Я могу на этот вопрос ответить по-разному: слишком много в проблеме «зритель — театр» подвопросов. С одной стороны наши спектакли в 2003 г. посмотрело 80 тысяч зрителей. В Пскове двести с небольшим тысяч населения. Только спектакли «Карусели» под открытым небом в июле — августе 2004 года в Кремле, на Гремячей башне, в Печорах, в районах области посмотрело более 20 тысяч человек. На представлениях московских и питерских театров аншлаги. Недавно увидел в «Новостях Пскова» пожелание группы ветеранов войны и труда о льготных спектаклях для стариков и был очень удивлен. У нас есть льготные билеты. В 2003-2004 годах по заявкам учреждений и общественных организаций наши спектакли посетило более 5 с половиной тысяч ветеранов и инвалидов.

Мне подчас говорят: «А мы не любим ваши спектакли, особенно те, которые поставил В. И. Радун». Спрашиваю: «А когда в последний раз вы были в театре? Какую постановку смотрели?». Ответить не могут.

В нашей работе со зрителем немало недостатков. Надо улучшить рекламу, чаще выходить в организации, в интернет. Осуществить конкретные меры по пропаганде театрального искусства среди молодежи и много еще чего. Думается, следует после спектаклей проводить, как в прошлые годы, зрительские конференции и вести с людьми откровенный заинтересованный диалог.

В целом мы не можем пожаловаться на нелюбовь земляков. Но не секрет, что еще есть люди, которые никогда не были в театре. А если бы каждый взрослый пскович дважды за год побывал в театре, купив билет за сто рублей — многие финансовые проблемы у нас были бы решены. Надо, поэтому, и театру, и зрителю сделать шаги навстречу друг другу. Давайте встречаться в Народном доме на ул. Пушкина, д. 13.

Многие спектакли у нас сегодня ставит широко известный в театральном мире России мастер, народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ В.И. Радун. В июле 2005 года ему исполниться 65 лет со дня рождения. Он также отметит 30-летие творческой работы на псковской сцене. Театр Вадима Радуна, он и его артисты давно уже внесены во многие театральные энциклопедии. У нас есть молодежь, немало актеров, которые служат в псковском театре 20, 30 и 40 лет. А заведующий монтировочным цехом большой сцены В. С. Ермолаев в октябре отмечает полувековой юбилей работы за кулисами псковского театра драмы. В конце октября- начале ноября наш коллектив вступит в 99-й театральный предюбилейный сезон.