«Любая комедия – это всегда чья-то трагедия» — Алексей Ухов о спектакле «Влюбленные» и переезде в Псков
Представляем вашему вниманию интервью с исполнителем главной роли в спектакле «Влюбленные» Алексеем Уховым.
Алексей Ухов
В 2014-м он окончил Казанское театральное училище. Месяц проработал в Чебоксарах – и сорвался в Набережные Челны, чтобы поступить в труппу к Георгию Цнобиладзе, ученику Льва Додина. Отпустили с тяжелым сердцем и пророчеством, что главных ролей ему больше никогда не исполнить. Много воды с тех пор утекло, как и много ярких ролей, наград, статей, зрительских признаний в любви. Но в 2023-м Алексей Ухов, ведущий актер театра «Мастеровые», после победы на Фестивале театров малых городов бросает всё – и вот Псковский театр драмы представляет нового артиста труппы. Тут в его актерском списке уже «Пиковая дама», «Мой не мой», «Большое космическое путешествие», «Жанна» и главная роль в свежем спектакле «Влюбленные», о котором мы и поговорили с артистом.
С чистого листа
– Алексей, вы работали в театре «Мастеровые» без малого десять лет, довольно быстро стали ведущим артистом, любимцем публики – и ушли. Как бы вы описали свою жизнь в том театре, что еще недавно был для вас родным?
– Чувство предвкушения… В воздухе витало ощущение, что мы делаем что-то важное и интересное, что мы все смотрим в одну сторону, что мы создаем что-то такое, чем я горжусь и во что верю… И в один момент всё разрушилось. Из театра ушел главный режиссер Денис Хуснияров – человек, которого я считаю вторым театральным отцом после своих мастеров, человек, который научил меня всему тому, что я сейчас умею, педагог, который смог пробиться через мой характер, упрямый и вспыльчивый, сказать нужные слова, дать нужные книги… И вот он уходит: внутри – дыра размером с Псков. И я больше не верю в то, что мы делаем. Продолжать работать так было нечестно, и я понял, что нужно уходить. Тогда я еще не знал куда.
Алексей Ухов в спектакле «Шекспир. Про любовь» (Набережные Челны). Фото: Антон Катушенок
– В прессе писали, что после победы на Фестивале театров малых городов России в 2023 году вас засыпали предложениями и потому вы ушли…
– Я рад, что моя история в театре «Мастеровые» завершилась именно так, когда я взял приз за главную мужскую роль в спектакле «То самое», в моем последнем спектакле. Я поблагодарил зрителей и со спокойной душой сказал себе: «Я всё сделал». Но решение было принято раньше. Предложения после фестиваля действительно поступали, даже Олег Лоевский, член жюри, объявил со сцены: «Алексей теперь без театра» – но резюме я направил только в Псковский театр.
– Среди разных городов и театров вы выбрали именно Псков, почему?
– Я многое слышал о вашем театре, в том числе то, что он переживает ренессанс, я знал, что вы ставите потрясающие спектакли, и следил за тем, как вы живете. Я прямо обратился к руководству, приехал в Псков, подготовил чтецкую программу (я думал, именно так сейчас поступают в театр: монолог, песня, танец), очень волновался – и вот я с вами.
Признаюсь, мысль поехать за Денисом Хуснияровым в Самару, где он сейчас работает, у меня была. Но в этом случае я бы оказался в зоне комфорта и выбрал бы то, что уже знаю, – и я испугался, что не вырасту как артист. И вот я начинаю свой путь практически с нуля: я тут никому не нужен, обо мне никто ничего не знает. Но мне кажется, что актер на сцене всегда должен доказывать, что имеет право рассказать свою историю, вот и мне предстоит это доказать.
Кнопка «вдохновение»
Алексей Ухов в спектакле «Ревизор» (Набережные Челны). Фото: russdramteatr.ru
– В Набережных Челнах к вам было повышенное внимание: зрительское обсуждение не утихает до сих пор, пресса дважды вас включала в топ-10 женихов города. В связи с этим два вопроса: тяжело ли нести на себе груз популярности и каково без нее здесь?
– К этому я всегда относился как к бонусу. Да, это приятно, но не это главное. Иногда важнее почувствовать после спектакля, что сегодня вы со зрителем сделали хорошую работу, что вы прожили вместе одну историю. А какая тишина бывает в зале благодарная – громче аплодисментов. Зависимости от популярности у меня точно нет, работаю так же, как и раньше, и нормально отношусь к тому, что сегодня тебя любят, а завтра забудут.
– Зритель в Пскове действительно вас еще почти не знает, но многое об артисте могут сказать его роли. Какие роли вы считаете знаковыми в своей карьере?
– Первая – Хлестаков в «Ревизоре» Дениса Хусниярова. Эта роль открыла меня зрителю, мы ближе с ним познакомились, установили контакт, у меня появились поклонники, мне стали писать девушки… Наша постановка совсем не похожа на вашу. Я играл, по сути, ребенка, который быстро на всё откликается, влюбляется по-настоящему, плачет по-настоящему.
Алексей Ухов в спектакле «Собачье сердце» (Набережные Челны). Фото: business-gazeta.ru
Но особенно я горжусь ролью Шарикова в «Собачьем сердце» Семена Серзина. Все-таки Хлестаков – это немножко я, мне было приятно и легко его играть. Я тоже быстро говорю, быстро двигаюсь, красивым я никогда не был, но обаятельным был. А Шариков по сравнению с этим наивным парнем – чудовище. Я таких людей, как он, видел и всегда боялся – людей, от одного взгляда которых тебе становится необъяснимо страшно. Эта роль изменила меня как актера, после нее мне стало интересно исследовать темную сторону каждого персонажа. А еще до этой роли я размышлял, смогу ли я раздеться на сцене? Шариков смог. Этот поступок – полностью раздеться, прикрываясь балалайкой, – был в его манерах.
– Есть ли у вас актерская мечта?
– У меня есть такая теория, что гениальный артист может найти в себе кнопку «вдохновение». Вот играл я семнадцать спектаклей за месяц, и только четыре из них я играл так, как будто парил, не касаясь сцены: я чувствовал абсолютный контакт с партнером, светом, музыкой, зрителем, каждое слово производило эффект, я делился самым интимным и сокровенным. И таких спектаклей бывает три-четыре из семнадцати. И я убежден, что актер может научиться входить в это состояние. Кстати, в Пскове я вижу у артистов такое же стремление постичь эту материю.
Наверное, я слишком влюблен
Бэби-спектакль «Большое космическое путешествие» (Псков). Фото пресс-службы
– Работая над ролью, артисты погружаются в контекст по-разному: одни читают биографию автора и полное собрание сочинений, другие – смотрят кино. Как вы настраивались на роль Фульдженцио в спектакле «Влюбленные»?
– Мне помогает музыка. Этот способ я подсмотрел довольно давно у голливудского актера Дэниэла Дэй-Льюиса. Именно музыка подсказывает мне актерское существование: я слушаю произведение, я испытываю эмоцию, я ее фиксирую, а потом использую при создании персонажа. Сейчас я слушаю много песен про любовь, про конфликтную любовь. Например, The Rolling Stones “Laugh I Nearly Died” («Смейся, я почти умер»); Guns N’ Roses “Don`t Cry” («Не плачь»); группа Portugal. The Man.
– Интересно, что вы слушали, когда готовили роль Шарикова?
– Рэпера Хаски. Он накачивает тебя безысходностью, деструктивной эмоцией, у тебя повышается температура, ты закипаешь… Хотя в жизни я такую музыку не слушаю.
– Значит ли это, что сейчас, когда несколько месяцев прошли в мыслях о взаимоотношениях Фульдженцио и Эуджении, вы чувствуете себя немного влюбленным?
– Да! Во-первых, чувствую, что вернулся в юность, на пять-шесть лет назад, а во-вторых, размяк… Я посмотрел столько фильмов о любви («Дневники памяти», «Ла-Ла Ленд» и многие другие), столько послушал музыки, что стал таким нежным… Это проявляется даже в общении с окружающими. Когда вместо слов «коллеги» и «друзья» появляются «мои дорогие», «мои милые»… И каждое слово у меня выходит мягким, и голос стремится наверх. Хочется даже одернуть себя: «Ну что это такое? Алексей, вернись!» Но за это я и обожаю актерскую профессию: с каждой новой ролью ты становишься немного другим.
И ты скажешь: «Вот это любовь»
Спектакль «Влюбленные» (Псков). Фото пресс-службы
– Пьеса «Влюбленные» кажется довольно простой – комедия характеров, в которой «милые бранятся – только тешатся», но всё ли так однозначно в нашей трактовке?
– На первый взгляд, всё, правда, выглядит как в том меме.
Он: «Она не может любить меня!»
Она: «Да я люблю тебя!»
Но мы уходим от этого. Фульдженцио – не герой мелодрамы и не герой-любовник, мы стараемся подняться выше. Любая комедия – это всегда чья-то трагедия. Возьмите того же «Ревизора»: все смеются над городничим, но он разбит. Я хочу показать зрителю, что для моего персонажа такая любовь – это трагедия. И я испытывал это в жизни, и мне было не до веселья, и я помню эту боль. Могут ли переживания моего героя рассмешить зрителя? Конечно, ведь когда мы влюблены, мы совершаем безумные поступки, глупые, наивные и смешные. Это всё еще веселая и легкая комедия, но хотелось бы донести до зрителя более серьезное послание. Да и мучаются наши герои по-настоящему.
– Но в чем трагедия, если двое любят друг друга и все равно будут вместе (возвращаясь к жанру комедии)?
– Трагедия в том, что они абсолютно несовместимы. Они так похожи, что их любовь разрушительна: никто не идет на уступки, каждый считает именно себя жертвой, они знают слабые точки друг друга и намеренно давят на них. Такие отношения опасны, может быть, даже патологичны. Именно поэтому наш финал не такой, как в пьесе, он честнее: борьба между этими характерами никогда не закончится.
Лично мне хотелось бы, чтобы на наш спектакль пришла пара, и во время какой-то сцены парень посмотрел на девушку, и ей стало немножко стыдно. И наоборот. Чтобы кольнуло, чтобы они узнали себя, чтобы после поговорили друг с другом: «Ах, вот как мы выглядим со стороны? А мы и не замечали…». Но, дорогой зритель, даже если это не про вас, все равно приходите: в этой истории есть и другие персонажи, и может быть, у них та самая любовь, которая близка вам.
– У каждого персонажа спектакля свое понимание любви. А как Алексей Ухов продолжит фразу: «Любовь – это…»?
– Я украду цитату у Паоло Соррентино: «Любовь – это затянутый облаками далекий горизонт». Для меня любовь – это что-то такое далекое, неизвестное, куда ты смотришь, а идти боишься… Но тебе интересно, и потому ты стремишься туда…
Но в какой-то момент ты придешь и скажешь: «Вот это любовь».
Беседовала Елизавета Славятинская
Обсуждение спектакля «Станционный смотритель» со зрителями
«Кулов-фест»Буфет театра
Обсуждение спектакля «Жребий» со зрителями
«Кулов-фест»Буфет театра
Обсуждение спектакля «Нос» со зрителями
«Кулов-фест»Буфет театра