Знаменитый российский баснописец Иван Андреевич Крылов был человеком закрытым и сложным, склонным к мистификации, любил распускать о себе странные слухи, и истину трудно было отделить от вымысла. В жизни Крылова, на первый взгляд, успешного и респектабельного литератора, тайно мерцала трагическая раздвоенность.
Фото Марии Кузьминой
Завсегдатай высшего света – до конца жизни страдавший из-за своего незнатного происхождения. Убежденный холостяк – и чадолюбивый дедушка: тут постаралась незаконная дочка Сашенька, прижитая от экономки. В юности смелый сатирик, в зрелости умудренный опытом лоялист. Легендарный неряха и лежебока – и, как сказали бы сегодня, self-made person, человек, пробившийся из низов, добившийся права фамильярно шутить с императором. Просветитель, автор оперных либретто, реформатор библиотечного дела – и отчаянный картежник, в биографии которого обнаруживаются годы полной нищеты, ничтожества и отчаяния.
Фото Марии Кузьминой
Патентованный моралист, и ныне, после смерти, продолжающий своими баснями обучать умеренности и добродетели поколение за поколением, – и ценитель романтики разрушения, более всего обожавший любоваться на зрелище пожаров. Иван Крылов, и он же – Нави Волырк (этой анаграммой Крылов подписывал басни), собственный двойник, антипод, оборотень, отражение в зеркале.
Фото Марии Кузьминой
Псковский театр драмы первым осуществил постановку пьесы современного драматурга Олега Михайлова («Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века», «Клятвенные девы», «Красная комната») о последних часах жизни Ивана Андреевича Крылова. Пьесу-фантасмагорию, пьесу-мистификацию поставила в нашем театре молодой петербургский режиссер Елена Павлова. Спектакль о загадочной русской душе, о горечи и умиротворении, с которыми, уходя, мы оглядываемся на прожитую жизнь, необычен: в чем-то сложен и загадочен, в чем-то ярок и эксцентричен, а в чем-то исповедален и прост, как просты бывают окончательные истины.
Фото Марии Кузьминой
«Нави Волырк» – первый опыт сотрудничества Псковского театра драмы с одним из ведущих театральных художников России – Николаем Слободяником.
Спектакль создан к 60-летнему юбилею заслуженного артиста России Сергея Владимировича Попкова, одного из ведущих артистов нашей труппы. Сергей Попков здесь в центре, это его актерский бенефис. Театральный критик Жанна Зарецкая, видевшая эскиз спектакля, в своей статье в журнале «Театр» сопоставила игру Попкова в «Нави Волырке» ни много ни мало с легендарной работой Евгения Лебедева в «Холстомере» Георгия Товстоногова.
Спектакль Елены Павловой
Сценография – Николай Слободяник
Костюмы – Александр Стройло
Заслуженный художник Российской Федерации
Концертмейстер – Борис Никитин
Звук – Ольга Павлова
Свет – Галина Беседина
В спектакле звучит музыка Нильса Фрама, а также «Androgyne» Quartango и «Тибетское танго» Сергея Курехина
Спектакль содержит сцены курения
Спектакль ведет Александр Артемьев
Продолжительность спектакля 1 час 30 минут без антракта