О театре и перерождении: интервью с актрисой Псковского драмтеатра Валентиной Банаковой

Артистка служит в Псковском театре драмы с 2000-го года, за это время она исполнила более 60 ролей. О спектаклях прошлого и настоящего, о знаковых ролях и любимых образах – в интервью с Валентиной Банаковой.

В 1995 году актриса Валентина Банакова окончила Орловский институт искусств. Отправилась в Нижнетагильский театр, потом был Брянск, Армавир, Смоленск. Везде задерживалась не больше чем на сезон, а потом приехала в Псков и осталась тут на 20 лет. Сегодня она играет в «Пиковой даме», «Ревизоре», «7САМУРАЯХ», «Талантах и поклонниках». О первых спектаклях в Псковской драме, о текущем репертуаре и ролях между жизнью и смертью мы поговорили с Валентиной Банаковой.

– Валентина, вы приехали в Псковский театр драмы в 2000-м году. Почему когда-то ваш выбор пал на Псков, и именно здесь захотелось остаться надолго?

После института мы вместе с подругой поехали в Нижний Тагил (ей очень понравился этот город, она нашла в этом что-то романтическое). Но уже через сезон я оттуда уехала и стала колесить по стране: я работала в Брянском театре кукол, потом жила в южном городе Армавире, потом в Смоленске. И везде я работала только по одному сезону: где-то меня что-то не устраивало, где-то проявляла свою горячую и эмоциональную натуру.

Нужно было уезжать и из Смоленска. Тогда я посмотрела на карту и увидела город Псков. Коллеги меня отговаривали, объясняли, что главный режиссер театра Вадим Иосифович Радун – эмоциональный человек, говорит всю правду в лицо, что мы с ним не сойдемся. А я не побоялась. Он был мне интересен, в первую очередь, как профессионал.

Валентина Банакова в спектакле "Кроткая" (2005)

– Помните ваши первые роли в псковском театре?

Первая моя роль – Даша в «Кубанских казаках», дальше я играла Снегурушку в детской сказке, а потом уже были «Фанатки» по пьесе Родиона Белецкого. Эта драматичная, эмоциональная роль Светы Булкиной важна для меня. Это была возможность показать свой актерский диапазон. Наверное, с диапазоном у меня все сложилось, и контракт мне продлили.

– В нашем театре вы сыграли больше 60 ролей! Над какими образами, с какими жанрами вам интереснее всего было работать?

Сейчас у меня больше комедийных персонажей, но я все-таки люблю психологические роли, в плане раскрытия человеческой натуры мне ближе отрицательные герои.

Валентина Банакова в спектакле "Не все коту масленица" (2008)

В «Четырех картинах о любви» я играла художницу, которую предал ее любовник. Разрешается этот конфликт убийством.

Мне очень нравилось «Убийство Гонзаго», где я играла Офелию. Было интересно разбираться, копаться в этой героине, исследовать, как восторженность переходит в сумасшествие. В этом спектакле у меня появлялся потрясающий парик – я ходила лысая.

Интересны такие повороты в драматургии, когда в жизни героя что-то происходит, и ему приходится делать выбор. И все зависит от человека: или он ступит на сторону зла и станет мстить, как в «Четырех картинах», или он просто сойдет с ума.

Лев Орешкин и Валентина Банакова в спектакле "Пиковая дама"

– В нынешнем репертуаре театра у вас тоже есть замечательные работы: старуха в «Пиковой даме» или Эра Громилова в «Талантах».

Конечно! Я безумно люблю «Пиковую даму». Когда я узнала об этой роли, была шокирована – 87-летняя старуха! Почему именно меня поставили вторым составом к Мирре Александровне Горской? Хотя роль комедийная, мне было сложно над ней работать.

Мне нравятся «Таланты и поклонники». Эту мужскую роль (трагика Эраста Громилова) режиссер сделал женской – в этом есть своя прелесть, оригинальность. Я надеюсь, что в феврале мы покажем этот спектакль, как раз будет моя очередь.

Сейчас у меня больше комедийных ролей, а мне бы хотелось психологически сложных – таких, чтобы между жизнью и смертью, постоянный выбор…

– Вы заняты и в спектакле «7САМУРАЕВ». Это, однозначно, не комедийная работа. Ведь артистки со сцены говорят о своих страхах, о своих переживаниях.

– Да, это удивительная работа. Мне очень хотелось попасть в этот спектакль, хотя было неизвестно, что получится в итоге. Зрители могут сказать, что это ерунда, что они ничего не поняли. Но я считаю, что это тот случай, когда перед просмотром спектакля зрителю нужно немного подготовиться, узнать, на каком материале строится спектакль, о чем именно мы говорим.

Кадр из спектакля "7САМУРАЕВ"

– Спустя 25 лет в актерской профессии вас еще можно удивить какими-то работами?

Когда актер говорит «я знаю, как это играть», ставится жирная точка, наступает актерская смерть. Театр – это живой организм, и если ты не будешь переносить свои мысли на сцену, перерождаться с каждой новой ролью, то зачем тогда играть? Прелесть театра в том, что актер может говорить то, что его волнует, задавать свои вопросы о жизни через роль. И роль всегда помогает найти ответы.

– С каким чувством вы выходите на сцену?

– Знаете, мне приходилось играть и с температурой, и с травмами. Как-то я сломала руку и играла с гипсом «Четыре картины» и детскую сказку «Краденое солнце». И температура бывала 38,5, а все равно играешь. И не потому, что мы не могли отменить спектакль, просто внутри всегда такое ощущение, что если сейчас я не выйду, то больше этого спектакля не будет. И это не красное словцо. Наверное, у всех актеров так…

Беседовала Елизавета Славятинская.

Дата публикации: 16 января 2021

4 мая 2024
19:00
суббота
12+

«Фламенко»

Новый зал
5 мая 2024
13:00
воскресенье
0+

«Год Жирафа»

Маленький театр
9 мая 2024
11:00
четверг
9 мая 2024
13:00
четверг
9 мая 2024
17:00
четверг
12+

«Случайный вальс»

Новый зал