«Смерть Тарелкина»Картины прошедшего. Сценическая редакция театра по мотивам пьесы А. Сухово-Кобылина

Вы можете приобрести билеты на ближайшие спектакли:

15 октября 2021 19:00
Купить билеты

Мероприятие участвует в программе «Пушкинская карта»

Чиновник Тарелкин решается на смелую авантюру – инсценирует скоропостижную кончину, тем самым избавляясь от назойливых кредиторов, и готовится шантажировать своего бывшего начальника генерала Варравина. Однако события развиваются совсем не так, как планировал Тарелкин. Теперь его жизни угрожает самая настоящая опасность.

Жутковатая комедия Александра Сухово-Кобылина, наследующая сатирическому гротеску Гоголя и в чем-то предвосхищающая жестокий обэриутский абсурд, всегда манила театр: в сценическую историю «Смерти Тарелкина» вписаны громкие имена Мейерхольда и Товстоногова.

Молодой режиссер Хуго Эрикссен стремится отойти от сценической традиции зловещей комедии масок, прочно приросшей к пьесе Кобылина. Его спектакль – почти бытоподобный реализм. С одним важным исключением: это не историческая реальность 1860-х и не сегодняшний день, а 1990-е, вернее, миф о «лихих девяностых», живущий в массовом сознании и запечатленный в искусстве, преимущественно – в кино.

Вот как описывает свой замысел сам автор спектакля: «Мне показалось, что взамен гротеска я могу предложить некий постмодернистский ход, а именно – жанровость, то есть разыграть пьесу Сухово-Кобылина как некую криминальную историю из 90-х, которую я бы мог смотреть на VHS в детстве, перевести это в балабановский или тарантиновский ключ, что, на мой взгляд, не является насилием над текстом или издевательством над классикой, а, наоборот, хочется верить, даст изящный и ироничный способ ощутить пульсацию авторского содержания. Я хотел дистанцироваться от сегодняшней повестки и поместить всё происходящее в некие мифологизированные, постмодернистские 90-е, которые отпечатались в огромном количестве произведений искусства, и поиграть с этими культурными кодами».

В спектакле использованы музыкальные композиции Бена Фроста, а также песни «Позови меня с собой» (музыка и слова Татьяны Снежиной, исполняет Алла Пугачева), «Странные танцы» (музыка и слова Романа Рябцева, исполняет группа «Технология»), «Ты не верь слезам» (музыка Павла Есенина, слова Эрика Чантурии, исполняет Шура).

Продолжительность спектакля – 2 часа 20 минут с одним антрактом.

Александр Сухово-Кобылин, фото конца 1840-х годов

Так убил или нет? Тайна Сухово-Кобылина

По просьбе нашего театра псковский журналист и литературовед, кандидат филологических наук Александр Донецкий в преддверии премьеры «Смерти Тарелкина» разбирается в одной темной истории из далекого прошлого, которая стоила человеческой жизни, но подарила нам драматурга Сухово-Кобылина.

Быть может, за все три столетия, что существует русская литература, не сыщется в ней фигуры более загадочной и противоречивой, чем Александр Сухово-Кобылин.
Читать подробнее ...

Александр Сухово-Кобылин. Фотопортрет, 1870-е годы

Между вампиром и оборотнем: «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина

Если «загуглить» словосочетание «Смерть Тарелкина», интернет сразу выдаст дюжину-другую пресс-релизов и рецензий: в нулевые и десятые годы третья пьеса Сухово-Кобылина была востребована русским театром не меньше «репертуарных хитов» Гоголя или Островского, и сегодня трудно поверить, что когда-то критики (да и сам автор) считали ее «несценичной». В России изменяются политические формации и законы, общественный уклад и приметы быта, меняется театр и его художественные приемы, а «Смерть Тарелкина» остается все такой же актуальной, как и 150 лет назад. В чем же секрет этого мрачного фарса?
Читать подробнее ...

Премьера спектакля: 12 мая 2021

Для зрителей 18+.

Создатели спектакля:

Режиссер-постановщик
Художник-постановщик
Ассистент художника-постановщика
Художник по свету
Светотехник
Платон Беседин
Звукотехник
Игорь Гулий
Гример
Анна Баландина
Спектакль ведет
Мария Кузьмина

Роли исполняют:

Кандид Касторович Тарелкин, он же Сила Силич Копылов
Максим Кузьмич Варравин, он же капитан Полутатаринов
Андрей Кузин, Заслуженный работник культуры Сахалинской области
Антиох Елпидифорович Ох
Виктор Яковлев, Заслуженный артист России, Заслуженный деятель искусств Псковской области
Иван Антонович Расплюев
Флегонт Егорыч Попугайчиков
Сергей Попков, Заслуженный артист России
Доктор, дворник Пахомов
Людмила Спиридоновна Брандахлыстова

Отзывы зрителей

Роман, Курган 30 июня 2021

Превосходная постановка. Замечательна всем, начиная от декораций и атмосферы (звуковое сопровождение, наличие «внутренней» съёмки и трансляции прямо во время спектакля) и до подбора труппы и актерской игры. Тяжёлый финал, который несколько резонирует с общим, пожалуй, юмористическим стилем, но из пьесы слов не выкинешь. В громадном восторге, спасибо! Театр уютный, приветливые сотрудники и атмосфера праздника как вишенка на торте.

Анастасия Трошкова 13 мая 2021

Отличная современная постановка. Во-первых, показалась синемафильской – лично мне вспомнился и Джармуш, и Нолан, и целая эпоха российского массового кино (дивная смесь, да?). Во-вторых, невероятно интересный зрительский опыт одновременного восприятия двух медиумов – видео и театра. Ну и в-третьих, игра актеров, саунд и свет – все работает на высокую оценку.

Екатерина Андреева 13 мая 2021

Очень понравился спектакль, впечатления хорошие. Прекрасно передана атмосфера 90-х. Хватает и криминала, и юмора – безумно довольна. Иногда после просмотра остается послевкусие какого-то недопонимания, здесь все наоборот. Все прекрасно: и актерский состав, и постановка в целом.

Юлия Пронь 13 мая 2021

Прежде всего, поразило очень интересное, я бы даже сказала, изящное, режиссерское решение этого спектакля. Пьеса классическая, может, немногие ее знают, но ценности в ней трактуются вечные. Монолог актера Плеханова заставил меня задуматься, переосмыслить какие-то сиюминутные вещи, хотя в пьесе дело идет в далеких временах, в спектакле действие перенесено в 90-е, но оно совершенно не становится каким-то чужим нам. Спектакль воспроизводит очень актуальные истины: кто мы друг другу?

Ольга Куземкина 13 мая 2021

Поразила правдивость картины. Эмоции подступали постепенно, волнами: я испытывала то напряжение, то расслабление, в какие-то моменты было очень смешно, в какие-то – очень тревожно. Эта буря в конце перерастает в огромный ураган, который проглатывает тебя полностью. Это очень сильное впечатление. История правдивая, захватывающая и оставляющая большой, весомый след.

* - обязательные для заполнения поля.

Обратите внимание:
Ваш отзыв будет опубликован после проверки его модератором. Сообщения, содержащие оскорбительные высказывания, ненормативную лексику, а также не соответствующие теме, будут удалены.