18+

«Смерть Тарелкина»А. Сухово-Кобылин. Картины прошедшего. Спектакль Хуго Эрикссена

Чиновник Тарелкин решается на смелую авантюру – инсценирует скоропостижную кончину, тем самым избавляясь от назойливых кредиторов, и готовится шантажировать своего бывшего начальника генерала Варравина. Однако события развиваются совсем не так, как планировал Тарелкин. Теперь его жизни угрожает самая настоящая опасность.

Жутковатая комедия Александра Сухово-Кобылина, наследующая сатирическому гротеску Гоголя и в чем-то предвосхищающая жестокий обэриутский абсурд, всегда манила театр: в сценическую историю «Смерти Тарелкина» вписаны громкие имена Мейерхольда и Товстоногова.

Молодой режиссер Хуго Эрикссен стремится отойти от сценической традиции зловещей комедии масок, прочно приросшей к пьесе Кобылина. Его спектакль – почти бытоподобный реализм. С одним важным исключением: это не историческая реальность 1860-х и не сегодняшний день, а 1990-е, вернее, миф о «лихих девяностых», живущий в массовом сознании и запечатленный в искусстве, преимущественно – в кино.

Вот как описывает свой замысел сам автор спектакля: «Мне показалось, что взамен гротеска я могу предложить некий постмодернистский ход, а именно – жанровость, то есть разыграть пьесу Сухово-Кобылина как некую криминальную историю из 90-х, которую я бы мог смотреть на VHS в детстве, перевести это в балабановский или тарантиновский ключ, что, на мой взгляд, не является насилием над текстом или издевательством над классикой, а, наоборот, хочется верить, даст изящный и ироничный способ ощутить пульсацию авторского содержания. Я хотел дистанцироваться от сегодняшней повестки и поместить всё происходящее в некие мифологизированные, постмодернистские 90-е, которые отпечатались в огромном количестве произведений искусства, и поиграть с этими культурными кодами».

Спектакль вошел в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска».

Спектакль  участник Биеннале театрального искусства (Москва, 2021) и Международного театрального фестиваля «Александринский» (Санкт-Петербург, 2022).

В спектакле использованы музыкальные композиции Бена Фроста, а также песни «Позови меня с собой» (музыка и слова Татьяны Снежиной, исполняет Алла Пугачева), «Странные танцы» (музыка и слова Романа Рябцева, исполняет группа «Технология»), «Ты не верь слезам» (музыка Павла Есенина, слова Эрика Чантурии, исполняет Шура).

Александр Сухово-Кобылин, фото конца 1840-х годов

Так убил или нет? Тайна Сухово-Кобылина

По просьбе нашего театра псковский журналист и литературовед, кандидат филологических наук Александр Донецкий в преддверии премьеры «Смерти Тарелкина» разбирается в одной темной истории из далекого прошлого, которая стоила человеческой жизни, но подарила нам драматурга Сухово-Кобылина.

Быть может, за все три столетия, что существует русская литература, не сыщется в ней фигуры более загадочной и противоречивой, чем Александр Сухово-Кобылин.
Читать подробнее ...

Александр Сухово-Кобылин. Фотопортрет, 1870-е годы

Между вампиром и оборотнем: «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина

Если «загуглить» словосочетание «Смерть Тарелкина», интернет сразу выдаст дюжину-другую пресс-релизов и рецензий: в нулевые и десятые годы третья пьеса Сухово-Кобылина была востребована русским театром не меньше «репертуарных хитов» Гоголя или Островского, и сегодня трудно поверить, что когда-то критики (да и сам автор) считали ее «несценичной». В России изменяются политические формации и законы, общественный уклад и приметы быта, меняется театр и его художественные приемы, а «Смерть Тарелкина» остается все такой же актуальной, как и 150 лет назад. В чем же секрет этого мрачного фарса?
Читать подробнее ...

Продолжительность спектакля — 2 часа 20 минут с одним антрактом.

Премьера спектакля: 12 мая 2021

Для зрителей 18+.

Создатели спектакля

Режиссер-постановщик
Художник-постановщик
Ассистент художника-постановщика
Художник по свету
Павел Иванов
Ведет спектакль

В спектакле заняты

Денис КугайКандид Касторович Тарелкин, он же Сила Силич Копылов
Андрей КузинМаксим Кузьмич Варравин, он же капитан Полутатаринов
Виктор ЯковлевАнтиох Елпидифорович Ох
Максим ПлехановИван Антонович Расплюев
Сергей ПопковФлегонт Егорыч Попугайчиков
Камиль ХардинДоктор, дворник Пахомов
Валентина БанаковаЛюдмила Спиридоновна Брандахлыстова

Отзывы зрителей

Марина Семенова 15 сентября 2023

Потрясающий спектакль. Почему-то к посещению его не рассматривала. Когда посмотрели, я прям влюбилась. И формат, и подача, и сюжет - все великолепно. Актерам браво!

Елена, Псков 19 февраля 2023
Была вчера на спектакле - понравился очень! Браво всем причастным. Сильно, необычно, профессионально!!!
Юля Алексеева 31 января 2022

Обожаю эту постановку, таких ярких противоречащих друг другу эмоций давно не испытывала.

Бела Беладонна 31 января 2022

Спектакль прекрасный!!!! Денис играет великолепно, в прочем, как всегда!!!

Инна Доценко 31 января 2022

Здравствуйте, уважаемые сотрудники театра! Обращаюсь ко всем. Какие вы крутые, умнички,спасибо. Спектакль Смерть Тарелкина шикарный. Актеры великолепны! Так органичны, натуральны!!! Особенно младший лейтенант хорош! Спасибо! Выше всяких похвал! Постановка потрясающая! Очень впечатлил антураж, техническое воплощение, задумка, идея! Видеокамера, особенно в зал!:))) съёмка с камерой - это вообще интрига. Жаль зритель у нас деревянный...Аплодисменты скупые и редкие. Но мы вас любим. А, и буфет превосходный! Как там красиво и уютно!

Роман, Курган 30 июня 2021

Превосходная постановка. Замечательна всем, начиная от декораций и атмосферы (звуковое сопровождение, наличие «внутренней» съёмки и трансляции прямо во время спектакля) и до подбора труппы и актерской игры. Тяжёлый финал, который несколько резонирует с общим, пожалуй, юмористическим стилем, но из пьесы слов не выкинешь. В громадном восторге, спасибо! Театр уютный, приветливые сотрудники и атмосфера праздника как вишенка на торте.

Анастасия Трошкова 13 мая 2021

Отличная современная постановка. Во-первых, показалась синемафильской – лично мне вспомнился и Джармуш, и Нолан, и целая эпоха российского массового кино (дивная смесь, да?). Во-вторых, невероятно интересный зрительский опыт одновременного восприятия двух медиумов – видео и театра. Ну и в-третьих, игра актеров, саунд и свет – все работает на высокую оценку.

Екатерина Андреева 13 мая 2021

Очень понравился спектакль, впечатления хорошие. Прекрасно передана атмосфера 90-х. Хватает и криминала, и юмора – безумно довольна. Иногда после просмотра остается послевкусие какого-то недопонимания, здесь все наоборот. Все прекрасно: и актерский состав, и постановка в целом.

Юлия Пронь 13 мая 2021

Прежде всего, поразило очень интересное, я бы даже сказала, изящное, режиссерское решение этого спектакля. Пьеса классическая, может, немногие ее знают, но ценности в ней трактуются вечные. Монолог актера Плеханова заставил меня задуматься, переосмыслить какие-то сиюминутные вещи, хотя в пьесе дело идет в далеких временах, в спектакле действие перенесено в 90-е, но оно совершенно не становится каким-то чужим нам. Спектакль воспроизводит очень актуальные истины: кто мы друг другу?

Ольга Куземкина 13 мая 2021

Поразила правдивость картины. Эмоции подступали постепенно, волнами: я испытывала то напряжение, то расслабление, в какие-то моменты было очень смешно, в какие-то – очень тревожно. Эта буря в конце перерастает в огромный ураган, который проглатывает тебя полностью. Это очень сильное впечатление. История правдивая, захватывающая и оставляющая большой, весомый след.