Театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург)
«Преступление и наказание» Ф. Достоевский
В «Преступлении и наказании» Константина Богомолова все не то, чем кажется. Известный сюжет сжат до первой части названия, но это не значит, что в нем нет истории раскаяния Раскольникова. Роман Достоевского звучит как современная документальная драма, однако текст остается верным оригиналу. В постановке появляется песня знаковой питерской актрисы, но композиция никак не связана с «петербургским текстом» Федора Михайловича и отсылает нас к 1970-м годам. В целом спектакль обманывает привычные ожидания, не оставляет возможности стереотипного взгляда, но тем самым парадоксально возвращает к сути романа. К борьбе идей, к тому, что Бахтин назвал самосознанием, повернутым вовне, напряженно обращенным к себе, к другому, к третьему. А значит, в театральном смысле спектакль самого эпатажного режиссера наших дней оказывается абсолютно традиционным: в центре его внимания актеры и их диалоги с партнерами. Марина Игнатова, Дмитрий Лысенков, Александр Новиков, Валерий Дегтярь, Илья Дель, Алексей Ингелевич, Мария Зимина тонко и мастерски отключают нас от всего арсенала приемов театральной режиссуры ХХ века, чтобы вернуть к простоте и подлинности реалистического человека и слова на сцене. Можно ли придумать операцию радикальнее? Ответ за вами.
Оксана Ефременко
Вот как говорит о спектакле режиссер Константин Богомолов: «В этом спектакле вы не увидите Достоевского кричащего, страдающего, рыдающего. Здесь Достоевский спокойный, скорее рациональный, а не эмоциональный. Все эмоции здесь спрятаны внутрь. Сам подход к «преступлению» здесь (не способ изложения), действительно, тарантиновский. В том смысле, что у Тарантино смерть не рассматривается как драма, она — только эпизод жизни. Из истории Раскольникова изъяты моменты физических мучений, хотя сохранены и текст, и структура романа. Но при этом каждый монолог изъят из зоны нравственных и моральных мучений. Вот что здесь от Тарантино».
Константин Богомолов – один из ведущих театральных режиссеров России, художественный руководитель Театра на Бронной. Автор более 50 спектаклей в разных театрах России и за рубежом. Работает в кино как актер и режиссер. Постановщик сериалов «Содержанки» (2019) и «Хороший человек» (2020). Лауреат премии им. Олега Янковского «Творческое открытие» (2013). Неоднократно номинировался на премию «Золотая маска» (2010, 2011, 2013-16, 2018-20). В 2014 удостоен «Приза критики» фестиваля «Золотая маска» за создание спектакля «Идеальный муж. Комедия». В 2015 признан «Режиссёром года» по версии журнала GQ. Лауреат премии журнала «ОК!» в номинации «Театр ХХI века» (2016).
Спектакль – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль малой формы».
Спектакль – лауреат театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинациях: «Лучшая мужская роль» (Александр Новиков), «Лучшая женская роль» (Марина Игнатова).
Премьера состоялась 24 марта 2019 года.
Продолжительность спектакля – 3 часа 30 минут с двумя антрактами.
Создатели
Режиссер
Константин Богомолов
Художник-постановщик
Лариса Ломакина
Художник по свету
Лариса Ломакина, Яна Бойцова
Костюмы
Лариса Ломакина
Музыкальное оформление
Константин Богомолов
Исполнители
Родион Раскольников: Дмитрий Лысенков
Порфирий Петрович: заслуженный артист России Александр Новиков
Соня Мармеладова: народная артистка России Марина Игнатова
Аркадий Иванович Свидригайлов: народный артист России Валерий Дегтярь
Пульхерия Александровна Раскольникова: Алена Кучкова
Семен Захарович Мармеладов: Илья Дель
Дуня Раскольникова: Мария Зимина
Петр Петрович Лужин: Алексей Ингелевич
Я была в восторге после просмотра "Последней жертвы". Непередаваемая мрачная атмосфера. Минимализм в декорациях, белый, чёрный и красные цвета, освещение и звуки словно бы создали на сцене потусторонний мир. Одновременно пугающая и красивая картина. Не могу не отметить отличную игру актёров, эмоции, которые они отлично передали. Было много комичных моментов, от которых весь зал смеялся. Большое спасибо создателям за их работу!