Альметьевский татарский драматический театр
Спектакль-номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» в 2018 году: номинации «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера» (Эдуард Шахов), «Лучшая работа драматурга» (Олжас Жанайдаров), «Лучшая женская роль» (Диляра Ибатуллина, Мадина Гайнуллина). Спектакль-обладатель Гран-при Фестиваля театров малых городов России в 2017 году в Тобольске
Спектакль будет показан в рамках программы «Лучшие спектакли России в Пскове»
Попавшая в рабство молодая казахская девушка, продавщица, решает бросить вызов обстоятельствам. Не единственная в рабском положении, она оказывается одинокой в стремлении вырваться из этого ада. Рабство несет в себе разрушительное начало. Ведь и сама Зияш, хозяйка магазина, оказывается рабом и для своих рабов, ибо без них ее благосостояние обречено, и перед системой, так как вынуждена платить мзду власть имущим.
Альметьевский татарский драматический театр – один из самых известных и активно развивающихся национальных театров России, участник и лауреат многих театральных фестивалей, обладатель нешаблонного, яркого репертуара и удивительно сильной актерской труппы. Альметьевский театр посещает Псков с гастролями впервые в своей истории.
Организаторы мероприятия: региональное отделение ООГО «Российский фонд культуры» в Псковской области, Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина (филиал Национального драматического театра России).
Спектакль идет на татарском языке с синхронным аудиопереводом.
Продолжительность спектакля – 1 час 40 минут без антракта.
Спектакль не рекомендован зрителям с ранимой психикой и беременным женщинам.
Когда один человек противопоставляет себя человечности, гуманизму, когда допускает мысль, что ему всё позволено – он сверхчеловек, он выше других, он имеет право на насилие. Он сам дал себе это право, индульгенцию на насилие, оправдывая это какими-либо высокими целями, идеями мессианства. Всё это, в конечном счете, приводит к краху личности, деградации человека, потере человечности.
Режиссер спектакля Эдуард Шахов
Режиссер Эдуард Шахов и Альметьевский театр взялись, пожалуй, за один из самых страшных новых текстов для театра – «Магазин» Олжаса Жанайдарова. В этой пьесе всего две героини. Хозяйка московского магазина шаговой доступности Зияш и ее рабыня Карлыгаш. Мучитель и жертва. Каждая рассказывает свою версию событий, свою правду. Используя как отправную точку реальный сюжет из московской криминальной хроники, драматург, а вслед за ним и театр, ведут разговор о насилии, укорененном в традиционной культуре, и о насилии, поощряемом государственной системой большой многонациональной страны. Разговор этот не простой, требует бесстрашия и точности. И режиссер находит такой способ существования для двух актрис, что те, почти не уточняя характеров своих героинь, не жалея, не оплакивая их, словом и телом рассказывают эту историю. О мире тотальной несвободы повествуют безгранично свободные актерские тела. Через тело режиссер и актрисы проверяют эту историю, через тело, кажется, приходят к тому, что позволяет спектаклю быть не хоррором, а трагедией, способной от ужаса вести к очищению. В жгучей взаимной ненависти, в уничтожающем всё вокруг желании мучить другого узнаешь так видоизменившуюся, мутировавшую любовь. Эта любовь превратилась на чужой земле в свою полную противоположность, как казахская Ласточка-Карлыгаш обернулась в московском магазине безликой Катей, девочкой-манкуртом.
Критик Оксана Кушляева
При всех возможных оговорках «Магазин» получился спектаклем, к которому никак не применимо определение «провинциальный» — в традиционном его смысле. В первую очередь потому, что в нем есть безоглядные, совершенно не провинциальные резкость и определенность высказывания — как социального, так и эстетического. И совсем нет желания оградить зрителя от жестокости окружающего мира, подстраховаться развлечением, отвлечь, успокоить. Тема происхождения самого безобразного и немыслимого насилия из патриархального устройства традиционного общества артикулирована абсолютно внятно и с замечательным бесстрашием.
Ольга Федянина, «Коммерсантъ»
Пьеса Жанайдарова основана на реальных событиях: в основе – сюжет из криминальной хроники, рассказ о магазине одного из спальных районов Москвы, где хозяйка держала своих сотрудниц, приехавших на заработки из Средней Азии, на положении бесправных рабынь. В пьесе, материалом для которой служили многочисленные разговоры автора с сотрудниками правозащитных организаций, разбиравшихся в этом деле, множество отталкивающих, натуралистических деталей: вместе с героинями мы постепенно спускаемся на все новые и новые круги ада, каждый раз наивно предполагая, что хуже быть уже не может. Тем не менее, пьеса, в которой подробно рассказано об избиениях, разнообразных унижениях, рожденных извращенной фантазией, о пытках и продаже детей на органы, вовсе не смакует садистическую фактуру событий, пьеса Жанайдарова – не страшилка и не «чернуха».
«Магазин» – психологическая драма, в первую очередь – о природе рабства, об отказе от свободы, о том, как генетически живуч тоталитаризм, о кривом мире, в котором подобие справедливости вершится посредством нового преступления.Эдуард Шахов отнесся к тексту пьесы бережно, почти не подвергнув его каким-либо сокращениям, но жанровая природа всё-таки претерпела некоторые метаморфозы: альметьевский «Магазин» в большей степени притча, нежели психологическая драма, хотя нюансы взаимоотношений двух женщин довольно подробно решены через насыщенный пластический рисунок. Углы не сглажены, и все невыносимые подробности пьесы озвучены, хотя социальная острота ушла на второй план. Во время спектакля не думаешь о Москве, о большом современном мегаполисе, в котором удобно и безнаказанно расположился средневековый феодализм. Две женщины сосуществуют здесь будто в вакууме, и фокус спектакля сосредоточен именно на их состояниях, на том, как жертва становится слепком своей мучительницы.
Анна Банасюкевич, блог «Петербургского театрального журнала»