Тарелкин, жив ты или нет?

Статья о спектакле Хуго Эрикссона «Смерть Тарелкина» в арт-журнале «Около».

Хуго Эрикссен в 2021 году поставил в Псковском театре драмы имени Пушкина черную трагикомедию Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Спектакль получился страшным и отталкивающим, никто из героев не вызывает сочувствия. И что самое неприятное — режиссёр хочет, чтобы в персонажах мы узнавали себя, и для этого в какой-то момент камера (а спектакль сами актёры снимают в режиме реального времени — привет Шерешевскому) оборачивается в зрительный зал. Публика смеётся, но это, кажется, нервный смех. 

Действие перенесено в современность, а вернее будет сказать — в безвременье. Помните, на записях с видеокамер девяностых (такая была и в моей семье) всегда стояла дата съёмки? В спектакле это 12 мая 1998. Чуть больше, чем через полтора года, Ельцин (его портрет висит на стене в отделе милиции, его скрипучий голос звучит по радио, между песнями Шуры и группы «Технология») скажет: «Я устал», и страна изменится навсегда. Эти перемены кажутся сегодня необратимыми, как смерть. 

Тарелкин (Денис Кугай) с первых минут вызывает отторжение и неприязнь, и они не проходят до финала, я не смогла найти в нем приятные черты, хотя Тарелкин в спектакле Семёна Серзина в «Приюте комедианта» — привлекательный и обаятельный мошенник, интересно смотреть, как он выкручивается. Но и остальные герои не лучше: продажный ментовский начальник Ох (Виктор Яковлев), «достойный» представитель современной российской политической элиты — проворовавшийся чиновник Варравин (Андрей Кузин), доктор, которому всё равно, что полицейские пытают подследственного. Это равнодушные люди, которые думают только о своей выгоде. Да и люди ли? Возникает ощущение, что они потеряли человеческий облик. Сухово-Кобылин придумал отличную метафору — тухлую рыбу, которую кладут в гроб для убедительности запаха. И в спектакле действительно используют настоящую селёдку — холодную и бесчувственную. 

Если в пьесе для Тарелкина история заканчивается более-менее благополучно: он выживает и готов приниматься за новые тёмные дела («Не нужен ли кому управляющий именем?»), а в версии Серзина финал остаётся открытым, то Хуго Эрикссен придумывает для героя тёмный и мрачный, как сам спектакль, но вполне предопределенный и закольцованный исход. Нет никаких мцырей и вурдалаков, о которых много говорят в спектакле. Но люди бывают страшнее любых монстров, и пьют кровь ближнего своего. 

Текст: Алла Игнатенко 

Источник: okolo.me

Дата публикации: 2 октября 2023

4 мая 2024
19:00
суббота
12+

«Фламенко»

Новый зал
5 мая 2024
13:00
воскресенье
0+

«Год Жирафа»

Маленький театр
9 мая 2024
11:00
четверг
9 мая 2024
13:00
четверг
9 мая 2024
17:00
четверг
12+

«Случайный вальс»

Новый зал