Звук китайского, лучший город, голос столицы

Рецензия на спектакль «Говорит Москва» в программе «Дабришутинг»

***

В репертуаре Псковского театра драмы появился новый моноспектакль «Говорит Москва». Считаю, что это лучший моноспектакль, который вообще когда-либо видела псковская сцена. Тем ярче мой восторг, что он - дело рук не приглашенных звезд, а местных служителей Мельпомены. Не могу назвать себя заядлым театралом или пылким любителем театрального искусства, но после просмотра постановки мое зрительское восприятие происходящего на сцене никогда не будет прежним. Расскажу о впечатлениях по порядку. Собираясь на премьеру, у меня в кои-то веки не было никаких ожиданий. Ну что мне с истории о дочери Сталина? Подумаешь, что там захотел сказать режиссер Александр Суховский. Ну работала над ролью год Линда Ахмедзянова, что она будет ярче, чем в главной роли в четырехчасовых «Лягушках»? Да нет, бред какой-то. Так думала я, готовясь к почти полуторачасовому созерцанию чьих-то влажных исторических фантазий. Да еще черт меня дернул открыть пьесу Юлии Поспеловой, по которой спектакль собственно и поставлен. Безобразно вязкий текст, который невозможно читать, автоматическое письмо ни о чем, пошлость и бессмысленность.

И вот я с этим багажом предвпечатлений вхожу в новый зал дрампуша. Пять минут в зале - и все ожидания остаются позади. Свет, организация сцены, рассадка зрителей - интересно все. Предметов на сцене много, их всех хочется рассматривать. Пока зал наполняется людьми, фантазия работает на полную, пытаясь представить, что же будет происходить со всем этим реквизитом. Для моноспекталя его довольно много. Как-то так повелось, что обычно моно выдерживается и в оформлении - один актер, который сидит на одном стуле за одним столом, говорит в один микрофон. «Говорит Москва» иначе. Я бы сказала, что и актер-то на сцене не совсем один. Он не бьется в сольных конвульсиях, говоря разными голосами. Линда Ахмедзянова проживает судьбу своей героини Светланы Аллилуевой. Все в зале понимают, кто ее отец. Но, кажется, мало кого это волнует, как саму Светлану до определенного момента.

В постановке удивительно хорошо, тонко и незаметно происходит переход от частного, личного к общему, общественному. Девочка-куколка, лапочка-дочка, школьница, влюбленная девушка, женщина, пережившая войну и наблюдающая за репрессиями – на наших глазах происходят эти метаморфозы. При этом режиссер постоянно напоминает, что мы находимся в плоскости фантазии. Актриса перевоплощается в свою героиню в начале спектакля и развоплощается из образа в финале. Однако зрители являются не только свидетелями чужой жизни, но и сопричастными происходящему на сцене. В конце концов, мы все в зале сидим в одной лодке за одним столом, будто на похоронах. Главной героиней моноспектакля быстро становится не отдельно взятая историческая личность, а Смерть. То, к чему невозможно привыкнуть, то, чего нельзя избежать, то, что нельзя оправдать, пережить метафизически и буквально – потеря. Она и до Сталина была, и после есть.

Фото: Игорь Ефименко

Опасные исторические параллели сглаживает театральное искусство – именно оно, в чистом виде и является самой сутью моноспектакля «Говорит Москва».

Таким получился мой обзор событий на сегодня. Что попадет под прицел в следующий раз? Узнаете через неделю.

Дина Дабришюте

Источник: Псковская Лента Новостей

Дата публикации: 26 мая 2023

18 апреля 2024
19:00
четверг
18+

«Зойкина квартира»

Большая сцена