Пельмени как компас судьбы

По просьбе Псковского театра драмы в преддверии премьеры спектакля «Лягушки» первый заместитель декана восточного факультета Петербургского университета, литературовед-китаист, кандидат филологических наук Алексей Родионов взялся в коротких словах объяснить несведущим, кто таков писатель Мо Янь и какое место он занимает в китайской и мировой литературе.

Мо Янь и его супруга готовят пельмени, Стокгольм. Фото: russian.china.org.cn

Китайский писатель Мо Янь (настоящее имя Гуань Мое) родился в 1955 году в восточно-китайской провинции Шаньдун, в тех самых местах, откуда происходили философы Конфуций и Мэнцзы, где творил средневековый новеллист Пу Сунлин – автор необычайных историй о необычайном. Глухая деревня в уезде Гаоми, где прошли детство и юность Мо Яня, никак не должна была, но стала мощным трамплином, отправившим крестьянского сына к Нобелевской премии. Всё благодаря пельменям. В голодном детстве, а оно выпало и на «большой скачок», и на «культурную революцию», Мо Янь как-то прознал, что писатель, живший в уездном центре, каждый день ест пельмени, причем мясные. В семье же Мо Яня этот деликатес появлялся на столе только под Новый год, да и то овощей в начинке было куда больше, чем мяса. В жизни появился смысл – литература. 

В возрасте одиннадцати лет Мо Яня исключили из школы из-за недостаточной революционности его семьи, и на несколько лет мальчик оказался предоставлен козам, свиньям и товарищам – пастухам, погрузившим его в мир легенд и сказок; и это на фоне бушевавшей вокруг «культурной революции». Позже ему довелось получить и пролетарскую закалку, работая на маслобойном заводе. Будущий писатель слушал рассказы старших товарищей, впитывал истории сказителей, выступавших на уездном рынке, и вскоре обнаружил в себе дар красочного пересказа, а позже и сочинительства. Родные советовали ему почаще держать язык за зубами, откуда позже и пошел псевдоним «Мо Янь» – «Не болтай».

Нобелевский лауреат Мо Янь. Фото: diepresse.com

Когда юноше исполнился двадцать один год, судьба ему несказанно улыбнулась, его взяли в армию – счастливый билет для любого паренька из китайской деревни. Свою армейскую жизнь Мо Янь красочно описал в автобиографической повести «Перемены» (2009). Армия дала ему образование и открыла путь в литературу. Первые шаги по писательской стезе Мо Янь проделал в лоне армейской литературы. В 1981 году в печати появился его первый рассказ. Талантливого солдата заметили и отправили учиться на литературное отделение Академии искусств Народно-освободительной армии Китая. В армии он дослужился до майора.

Постер к фильму Чжан Имоу «Красный гаолян» по одноименной повести Мо Яня. Изображение: wikipedia.org

Однако широкое признание к молодому писателю пришло уже во второй половине 1980-х, когда он стал переходить от армейской тематики к историям о родном крае, чьи люди, природа и легенды превратились в неисчерпаемый источник для его творческого воображения. Получивший в 1988 году награду Берлинского кинофестиваля фильм Чжан Имоу «Красный гаолян», снятый по одноименной повести Мо Яня, принес режиссеру и писателю мировую славу. В конце 1980-х и 1990-е годы Мо Янь активно экспериментирует с языком, жанрами, сюжетами, стилистикой. Вдохновляясь китайцем Лу Синем, американцем Фолкнером, колумбийцем Гарсией Маркесом, Мо Янь постепенно вызревает как первоклассный мастер большой литературы. В его текстах мы встречаем ядреную смесь реального и потустороннего, серьезного и смешного, прекрасного и уродливого, но таков и Китай, жадно и мучительно переживающий экономические, социальные и ценностные трансформации. Проза Мо Яня насыщена всей полнотой китайской культуры – едой, театром, праздниками. Гипертекст его сочинений переносит читающего не только в другие произведения самого Мо Яня, но и в художественные миры иных эпох и континентов.

Обложки книг Мо Яня

В 1993 году Мо Янь опубликовал фантасмагорический роман «Страна вина», отправляющий читателя в безумное алкогольно-кулинарное путешествие по погрязшему в моральном разложении уезду Гаоми. В 1996 году появился его роман-эпопея «Большая грудь, широкий зад», где на примере трагических судеб жены деревенского кузнеца и ее девяти детей прослеживается ухабистая история Китая в ХХ веке. С тем же грандиозным размахом написаны и романы «Смерть пахнет сандалом» (2001), «Сорок одна хлопушка» (2003), «Устал рождаться и умирать» (2006). Роман «Лягушки» (2009), принесший Мо Яню главную литературную награду Китая – Премию имени Мао Дуня, посвящен политике ограничения рождаемости, действовавшей в Китае вплоть до недавнего времени. Государство искореняло нищету, улучшало качество жизни, но попутно ломало судьбы и тех, кто хотел рожать, и тех, кто с ними боролся. В 2010-х и начале 2020-х годов Мо Янь в своем творчестве стал уделять больше внимания не романам, а рассказам, эссе, пьесам, поэзии, его увлекла каллиграфия.

Присуждение ему в 2012 году Нобелевской премии по литературе за «галлюцинаторный реализм» стало большим событием не только для самого Мо Яня, но и для китайской литературы и даже для всего Китая, где писатель превратился в национальное достояние. Вскоре после вручения премии Мо Яня спросили, что теперь движет его творчеством, на что он ответил: «Сегодня я точно могу позволить себе пельмени хоть трижды в день, и даже ночью, для этого мне достаточно просто достать их из холодильника и сварить. Поэтому мои первоначальные цели давно достигнуты. Что движет мной сегодня? Что побуждает писать? Этого не объяснить вдвух словах». Ответ ищем на сцене.

А.А. Родионов

Автор текста Алексей Родионов, первый заместитель декана восточного факультета Петербургского университета. Фото: orient.spbu.ru

Подробнее о спектакле «Лягушки».

Дата публикации: 12 апреля 2023

13 декабря 2024
18:00
пятница
13 декабря 2024
21:15
пятница
16+

Обсуждение спектакля «Станционный смотритель» со зрителями

«Кулов-фест»
Буфет театра