«А "Мурку" можешь?»

– в стенах Псковского академического театра драмы имени А.С.Пушкина странный, казалось бы, вопрос. Но не на премьерном спектакле-кабаре "Постой, паровоз! Вторая ходка" в постановке режиссера Дмитрия Месхиева. Елена Южакова – о премьере спектакля-кабаре.

Те, кому посчастливилось побывать на "ходке номер раз", ставшей едва ли не самой аншлаговой в прошлом театральном сезоне, были готовы к необычному продолжению музыкального разговора о России, ее прошлом, настоящем и будущем. О том, что такое свобода, творчество, любовь и счастье для русского человека.

"От сумы да от тюрьмы не зарекайся" – кажется, такая пословица есть только у нас. Может, в этом драматическом ощущении непредсказуемости жизни и кроется секрет популярности российского тюремного романса. Ощущение это закладывается в нас как предустановка. Мы только делаем первый крик, а в нем уже сформулирован весь "уникальный исторический путь" до седьмого колена: войны и революции, репрессии и бунты, ГУЛаг и нищета. Мы делаем первый шаг - а в нем уже вся география: от Ленинграда до Воркуты, от Москвы до самых до окраин. Мы говорим первое слово - а в нем уже Пушкин и Тарковский, Пастернак и Высоцкий.

Вторая «ходка» неизменно рождает сравнения с первой. И, конечно, она другая: в ней больше лиризма и меньше провокации, больше утонченности и меньше тюремности, больше песен и меньше слов, новый репертуар и новые горизонты. Сохранилось главное — талантливейшее трио музыкантов и изысканный вокал. Пианист и композитор Борис Федотов, гитарист Иван Федоров и ударник Ярослав Погодин приглашают слушателя в мир, где одинаковое право на жизнь имеют и арестантский романс, и классика, и джазовые стандарты, и советская эстрада. Как у Есенина (сегодня, кстати, 127 лет со дня его рождения):

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.



В немалой степени успех проекту Дмитрия Месхиева обеспечил женский вокал, который придал музыкальному материалу сопереживательность и поэтичность, сгладив изначальную брутальность жанра. Причем в этом году задушевность можно смело умножать на два: на сцене не одна, а две солистки. Катя Руч и Александра Кашина - разные по темпераменту и тембру, но в одинаковой степени талантливые, эмоциональные и искренние.

Голоса - то, что зрители любят называть "до мурашек". Что до исполнения, то оно выдает актерскую выучку: слушатель воочию видит легендарную Мурку, жуликов, Зинку, фраеров и кентов - в общем, весь пантеон русской арестантской вселенной. К слову, арестантской - не обязательно преступной. Как мы знаем, лагеря прошли многие представители интеллигенции. Мандельштам, Заболоцкий, Гумилев, Мейерхольд, Пильняк, Флоренский, Клюев, Кольцов, Хармс, Шаламов, Солженицын - сколько их было на самом деле? Всех и не упомнишь. Изгоями, отщепенцами становились все, кто смел выходить "за красные флажки".

Ведущим спектакля-кабаре стал актер Сергей Скобелев. Почетный работник культуры и искусства Тюменской области, он же номинант премии «Золотая маска», он же "обаятельный гад", он же романтический "аферист": после двадцати лет работы в Тюменском БДТ уволился, пожелав "испытать себя, разворошить себя, как улей". В новой постановке "Постой, паровоз!" Сергей рассказывал о странных сближениях творческих судеб, травил байки, пел, общался с публикой, танцевал "цыганочку". И не только ее. Даже плакал - хотя, может, показалось.

Приглушенный свет, шампанское, в окнах видны огоньки фонарей на опустевшей улице Пушкина... В театральном буфете тепло и уютно. А где-то снаружи шумит ветер, качаются голые ветки деревьев и, конечно же, мчится поезд Воркута - Ленинград, хоть географически это невозможно. И звучит сквозь дни и версты, берет за душу, выворачивая наизнанку: "Вот и лето прошло, словно и не бывало..." И ты вдруг понимаешь весь смысл этих вроде бы давно знакомых строк. До самой глубины. "Только этого мало".

ПС: Билеты на спектакль-кабаре "Постой, паровоз. Вторая ходка" на 11 и 21 октября уже проданы, но есть на 25-е: https://drampush.ru/repertoire/postoy_paravoz_2. Место встречи изменить нельзя: Псковский театр драмы им. А. С. Пушкина

Источник: Рецензия Елены Южаковой

Дата публикации: 4 октября 2022