Езда, бабки и театральная медицина

Отрывок из публикации ПЛН, Дина Дабришюте о главных событиях общественной и культурной жизни Псковской области за последние семь дней.

... Читать выпуск полностью

Фото здесь и далее: Игорь Ефименко

Недавно я имела удовольствие продолжительное время общаться с одним известным псковским философом. После нашего пространного и многослойного разговора о разговоре меня какое-то время не покидало чувство непонятности (во всех смыслах всех синонимов этого слова). Ровно точно такое же ощущение я поймала, покидая показ премьерного спектакля Псковского театра драмы «Морфий». Михаил Булгаков снова на нашей сцене, с присущими ему бытовой мистикой и поиском моральных ориентиров.

Неоднократный номинант премии «Золотая Маска» режиссер Антон Федоров отработал постановку так, как у нас не работают режиссеры в принципе. Ни в одном премьерном спектакле театра за год не было видно столько труда его создателя, сколько в «Морфии». Зал видел и чувствовал. Это был показ, когда люди хлопали не только в конце.

Плотное художественное полотно окутывает зрителя с самого начала действа. За два часа постановки это полотно принимает форму то смирительной рубашки, то мокрой ткани, хлестающей по лицу и дубеющей на морозе, то окровавленного медицинского бинта.

Не ощущать (порой даже физически) происходящее перед твоими глазами невозможно. Я бы не назвала эти чувства сопереживанием, это нечто иное, но ясно, что равнодушным свидетелем здесь быть нельзя. Пространство сцены сделано фантастически красиво. Символизм визуальных и аудиальных решений в «Морфии» считывается без труда. Я бы назвала этот спектакль очень простым для понимания, но довольно сложным для восприятия.

Непривычна игра актеров, которую демонстрировала труппа. Бездушные мультяшные заведенные персонажи, потрошащие очередные мешки с кишками, с ударом часов превращались в живых людей, которых кружит вьюга, безжалостная и беспощадная, даже к тем, кто к ней привык. В ней мысленные волки материализуются, не видно ни зги и страшно холодно.

«Морфий» напоминает, насколько человек смертен и несвободен. Все умрут, все зависимы, но каждый выбирает, что он поставит во главу своего угла, какой идеей будет двигаться его жизнь вперед, пусть и по инерции. Одну из главных ролей в спектакле сыграл Александр Овчаренко. На мой взгляд, именно его герой является центральным персонажем пьесы и самым сложным. Игра актера в этой роли была блестящей. Если вы до сих пор не понимаете, чему же учат в театральном, нужно сходить и посмотреть «Морфий». Это действительно качественно сделанная и отлично сыгранная постановка. Спектакль уже успели окрестить лучшим в репертуаре псковского театра. Считаю, что это определение вполне оправданным и жду номинаций этой работы на «Золотую маску».

Единственное, что я лично не смогу простить режиссеру в этой интерпретации Михаила Булгакова, так это концовку. Два часа я переживала, сжимала пальцами подлокотники кресла, ставила себя на место персонажей, проводила культурные параллели, ждала каждого нового удара театральных часов, слушала как на соседних креслах громко шептали «это больше невыносимо смотреть, убейте уже меня», и все это ради того, чтобы увидеть банальную концовку из типичного русского сериала? Нет, в моем мире «Морфий» имеет совершенно иной финал, со своими Куртом Кобейном и Аннушками, разлившими масло.

Таким получился мой обзор событий на сегодня. Что попадет под прицел в следующий раз? Узнаете через неделю.

Дина Дабришюте

Источник: Псковская Лента Новостей

Дата публикации: 14 мая 2022

25 апреля 2024
19:00
четверг
16+

«Говорит Москва»

Перенос на 5 июня
Новый зал