Режиссер спектакля «Метель» Алессандра Джунтини: Вроде бы шутка Судьбы, а если вдуматься, всё довольно страшно

У спектакля «Метель» в субботу, 25 декабря - красивый и значимый юбилей: пятидесятый показ! Это - одна из самых аншлаговых и любимых публикой постановок Псковского театра драмы.

Алессандра Джунтини, режиссер спектакля.

В 2017 году спектакль поставила Алессандра Джунтини, итальянка, выпускница режиссерского и актерского курса известного режиссера и педагога Вениамина Фильштинского в Петербургской театральной академии. Псковский спектакль по мотивам повести Пушкина получился у Джунтини немного наивным и одновременно ярким и ироничным. Накануне пятидесятого, юбилейного показа «Метели» мы задали Алессандре Джунтини несколько вопросов.

Сцена из спектакля "Метель". Фото: Игорь Ефименко.

– Алессандра, как вы выбрали материал для постановки?

– Поставить Пушкина мне предложил театр имени Пушкина, а именно его арт-директор Андрей Пронин. Задача была – сделать доступный, понятный, кассовый спектакль. Это было условие, а уже название предложила я сама, выбрав известную пьесу Василия Сигарева, написанную по мотивам повести Пушкина. Спектакли по этой пьесе идут во многих российских театрах, особенно – в ТЮЗах. И я понимаю, почему. Это очень удачная инсценировка прозы Пушкина, понятная детям и подросткам. Она не портит классику. Я видела несколько постановок «Метели», в Красноярске, в Норильске, и захотела сделать свою. Это было довольно трепетное событие. Я прикасалась к материалу, который мне, как итальянке, не был знаком с детства. Я немного боялась, но всё же рискнула. Когда весной этого года, готовя ввод в спектакль новой актрисы, я пересмотрела спектакль, он показался мне таким же, каким я его и задумывала: беззаботным, легким, немножко наивным.  

– А о чем ваш спектакль?

– Тема спектакля, как и у Пушкина, – Судьба с большой буквы. Еще: Бог, любовь, вина, наказание; конечно, каждый зритель видит свое. Хочешь не хочешь, а от судьбы не уйдешь. Герои вынуждены подчиниться воле Рока. Но нравится ли персонажам, что всё так заканчивается? Счастливы ли они? Возможен ли другой финал? Я попыталась оставить эти вопросы открытыми. Думаю, это и задевает зрителей. Заставляет их сопереживать, волноваться. Так герои всё-таки влюбленные, или нет? Вся эта история для них – наказание? Ведь они заложники предписанной свыше ситуации. Они вынуждены повторять и повторять предназначенные для них роли. Они вынуждены жить в этой воронке предписанных обстоятельств и поворотов судьбы, из которой им никак не вырваться. Неужели это и есть счастье? Вроде бы комедия, шутка Судьбы, а если вдуматься, всё довольно страшно.  

Сцена из спектакля "Метель". Фото: Игорь Ефименко.

– А если говорить о сценическом решении?

– Мы с художником Верой Соколовой искали современный контекст. Я не вижу смысла ставить спектакли так, как их ставили сто лет назад. Мы находимся в нашем времени и стараемся найти актуальный театральный язык. Это ведь не проза Пушкина. Сигарев создал почти поэтический текст. Главная героиня Маша живет в мире иллюзий. Поэтому нам понадобилась некоторая условность, бытовое измерение мы решили свести к минимуму или совсем его убрать. Мы создавали как бы «представление о предметах»: условный стол, например. Чтобы герои существовали как бы в параллельном, искусственном пространстве, как в комедии дель арте. Будто герои носят маски, но это всё же не маски, а такие гротески, преувеличения. Мы видим мир глазами Маши, а она видит всё искаженно, преувеличенно, ее чувства обострены. Поэтому и родители у нас такие – немного комичные и неадекватные. Некоторая наивность должна была совпасть с легкостью – к этому эффекту мы стремились.

– В спектакле звучит оригинальная музыка вашего мужа – композитора Ильи Амелина. Это тоже своего рода «фишка» постановки?

– Я привыкла работать с оригинальной музыкой. Мне нравится такая возможность. И мне так удобней. Когда режиссеры подбирают музыку для своих спектаклей из известных мелодий, то за каждой тянется свой шлейф. Саундтреки переходят из спектакля в спектакль, активно используются. Многие зрители узнают и вспоминают, откуда эта музыка или песня. И это не всегда хорошо. Какая-то музыка затерта до дыр, она звучит везде. Когда какая-то песня тебе подходит для выполнения определенной задачи, месседжа, ее можно взять и использовать. Я взяла песню Рафаэллы Карры 1970-х годов (это наша итальянская Алла Пугачева). Но в остальном мы с Ильей решили делать оригинальную музыку, как в фильме, почти под каждый эпизод. И решили, что это должна быть современная электронная музыка. Здесь мы работали, что называется, «в чистую». Ничего не заимствовали, не «украли». Искали музыкальный язык под определенный смысл той или иной сцены.

Сцена из спектакля "Метель". Фото: Игорь Ефименко.

– Сегодня, по прошествии четырех лет, вам самой нравится спектакль?

– Я видела постановку весной, когда мы вводили в спектакль Ксюшу Чехову, и я бы не доверяла мнению тех режиссеров, которые по прошествии времени говорят, что их всё устраивает. Четыре года назад я была другим человеком. Спектакль тоже стал немного другим. Всё-таки новая актерская кровь дает новую жизнь. Но мне кажется, что наша «Метель» сохранила ту волнующую легкость, которую мы задумывали, когда создавали ее четыре года назад.

– Мы поздравляем вас с пятидесятым показом.

– О! Это для меня прекрасная новость! Очень радостное событие!

Беседовал Александр Донецкий      

 

Пять фактов о спектакле

1)    В спектакле с момента его создания играют Александр Овчаренко, Максим Плеханов, Анна Шуваева, Денис Кугай, Екатерина Миронова, заслуженные артисты России Ирина Смирнова и Виктор Яковлев. Изменилась только исполнительница главной роли: начинала Ксения Тишкова, теперь Машу играет Ксения Чехова.

2)    Хореографию для спектакля поставила Илона Гончар.

3)    Режиссер долго искала современную аналогию сентиментальным романам, на которые ссылаются и пародирует Пушкин, и нашла ее. На экране телевизора идут кадры из голливудских мелодрам.

4)    В спектакле использован фрагмент из советской экранизации пушкинской «Метели» (режиссер Владимир Басов).

5)    В декорации спектакля использованы три светодиодных котика.

Сцена из спектакля "Метель". Фото: Игорь Ефименко.

Дата публикации: 24 декабря 2021

30 марта 2024
11:00
суббота
30 марта 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
3 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Пигмалион»

Большая сцена