Булгаков глазами шамана

В Псковском драматическом театре поставили «Зойкину квартиру»

Спектакль по пьесе Михаила Булгакова в Псковском театре драмы поставил известный якутский режиссер Сергей Потапов. «Классической постановки вы не увидите. Это будет моя трактовка, мое видение. Думаю, что так «Зойкин у квартиру» еще никто не ставил», — заинтриговал он накануне премьеры. И слово сдержал. Зрители увидели трагическую буффонаду, мистическую историю с отсылкой к роману «Мастер и Маргарита» и «Фаусту» Гете. Звучат тексты Николая Гумилева, Владимира Высоцкого.

Большая квартира Зои Пельц становится публичным домом, борделем под прикрытием ателье мод. История Потапова — про ад, в котором находятся персонажи. Спектакль оформил эстонский художник Эрвин Ыунапуу, костюмами занимался главный художник Псковского театра драмы Александр Стройло, художник по свету — Стас Свистунович (Петербург). В роли Зои Пельц — актриса Санкт-Петербургского театра имени Комиссаржевской Кристина Кузьмина и актриса Псковского театра драмы Наталья Петрова.

— Сергей Потапов — несомненно, шаман, и этим все сказано, — говорит Ирина Смирнова, сыгравшая мадам Иванову. — Его очень интересный, какой-то первобытный язык, на котором он разговаривал с актерами, в нас отзывался, будил наши чувства, которых мы доселе, может, и не изведывали. Подводил нас к таким тонкостям, о которых мало кто говорит.

Сергей Потапов  — ученик Марка Захарова. Поставил более ста спектаклей в России, Франции, Эстонии, Казахстане, Узбекистане. Его считают родоначальником якутского независимого кино, называют «якутским Тарантино». К Булгакову режиссер обратился не впервые, он ставил «Последние дни» в Минусинском театре драмы, «Дни Турбиных» и «Мертвые души» — в Русском театре имени Пушкина в Якутске.

— Текст «Зойкиной квартиры» я  не  переписывал. Взял один из первых вариантов пьесы. Известно, что Булгаков редактировал ее много раз. У нас получилась мистическая трагедия. Без времени. Постапокалипсис, — рассказывает Сергей Потапов. — Советую зрителям перед тем, как идти на спектакль, прочитать пьесу. Для того, чтобы понять, что я увидел в ней, какой ход, что изменил. Здесь мои ощущения. Искал, что между строк… Поразному можно произнести написанные слова — и обыграть. Мое мнение: в будущем режиссеры сами будут писать пьесы и ставить их. А сейчас мы, современные режиссеры, делаем великими ушедших классиков.

Кристина Кузьмина, исполнительница главной роли: — Фантастическая роль, подарок судьбы для актрисы. Поэтому я пересмотрела свои графики и приехала в Псков на поселение на полтора месяца. Работая над спектаклем, мы нашли в пьесе столько мистики, зашифрованной Булгаковым, столько метафор! А что за «Мифическое тело»? Никто его не видел, но герой есть, незримо присутствует. Потапов — уникальный режиссер. Нередко упоминает духов, рассказывает о своих видениях, о том, как у него рождаются сцены. Мыслит образами, задает картинку, но не всегда поясняет, что внутри, иногда надо «раскапывать» самим. Он не из тех режиссеров, которые показывают актерам, что и как играть. И на слова скуп. Дает поводы задуматься и попробовать самим и лишь изредка, если ты совсем заплутал, пояснит, что нужно делать. Очень смешно однажды он сказал: «И тут ты сверху ложишься на него и обнимаешь… Нет, не так… Ну, Кристина, ляг как-нибудь артхаусно»… Ты должен сам раскрутить историю, и не всегда понятно, в ту ли сторону ты идешь, совпадает ли это с тем, что он задумал. Это сложно, но результат интересный.

Светлана Мазурова, Псков

Источник: Российска Газета

Дата публикации: 1 декабря 2021

20 апреля 2024
11:00
суббота

Notice: Undefined variable: afisha in /var/www/drampush/data/www/drampush.ru/use/afisha_today.php on line 32
20 апреля 2024
15:00
суббота