Пскович в якутском трансе

Отзыв Даниила Маринова о концерте Женщина Sakha

Якутские артисты пришли на псковскую землю и показали, как нужно творить. Настолько ясных глаз зрителей мне ещё не доводилось видеть на концертах в нашем городе. Женщина Sakha пела великолепно, но страшно. Многие люди в зале не только ясно смотрели, но и вздрагивали. Певица так играла голосом, что в перерывах ей было сложно разговаривать. Мудреное украшение бесновалось на её груди, пока оттуда доносились голоса айыы и абасов, Неба и Земли, женщин и мужчин.

Несмотря на то, что все песни пелись на якутском языке, зрители прекрасно понимали исполнительницу: её мимика, её движения и её игра голосом — повергли зал в транс.

Пскович в якутском трансе, изображение №1

Фестиваль назвали в честь Сергея Потапова совсем не случайно, участники из Якутии относятся к нему очень почтительно, как к некоему культурному вождю. Это было ясно из пресс-конференции, где спикеры выражали признательность Псковскому театру драмы и Сергею Потапову, а также всячески отмечали его необычность. Более того, на выступлении женщины Sakha отдельно выражалась благодарность Сергею за то, что тот пришел. Однако имена всех других наставников и друзей выступающих не назывались, музыканты просто говорили, мол, вот эта песня посвящена моим учителям.

Это очень тонкий момент: в европейской традиции обычно называют имена, жив человек или нет, иногда даже перечисляют его заслуги, а здесь якуты явно не стремятся выносить “сор из избы”. Даже на пресс-конференции, когда уточнили подробности ритуалов, которые совершают до и после выступления, худрук театра коренных малочисленных народов Севера Любовь Никитина ничего толком не ответила. А после вопроса о том, почему она не хочет рассказывать об этом, была небольшая история про то, как она забыла что-то сделать с оладушками, затем по дому “кто-то шастал”. Короче говоря, гости к нам приехали совсем не болтливые, несмотря на то, что Сергей Потапов соглашается на все интервью.

Удивительно, что концерт этнорока и этноджаза превратился в настоящее поле боя для якутской и американской музыкальной традиции. Однако борьба была только напускной, фиктивной. Якутское пение сначало “игралось” с бодрым аккомпанементом, но потом просто съело его своей многотысячной историей, своей глубиной и единением с космосом. Валентина Чыскыырай настолько подавляла своим артистизмом, что и роковой, и джазовой инструменталке оставалось только услужливо подыгрывать голосу предков.

Инструменталистов певица постоянно называла “мои ребята”. Эти ребята в одинаковых водолазках показались профессиональными, не побоюсь сказать гениальными музыкантами, однако было ощущение, что они какие-то големы, “игрушки” в руках Чыскыырай. Она даже дала “побаловаться” своим ребятам, и те сыграли отличную в техническом плане композицию, которую назвали Рапсодией. По лицу “мамы” в этот момент было видно, что она считает их талантливое творчество просто забавой.

Пскович в якутском трансе, изображение №2

Якутское вторжение на Псковскую землю проходило в маленьком “шатре” Псковского театра драмы, зрителей в буфете, дай бог, набралось человек 40. Но то, что происходило в этом шатре (и с какой громкостью), могло заставить пошатнуться даже древние стены Кремля. Такой мощной соборностью ударили наши скромные гости, что мне даже стало стыдно за свою Родину. Да, Ермак Тимофеевич изрядно показал сибирякам русский дух, но сегодня они доказали, что за 500 лет мы сильно измельчали, это подтверждало и подрагивание в зрительном зале.

Уже много было сказано громких слов в этом материале, поэтому осталось только сравнить женщину Sakha и “её ребят” с группой Queen, да пойти глотнуть сбитня из трясущихся от восторга рук.

Автор: Даниил Маринов

Дата публикации: 30 ноября 2021

28 февраля 2024
19:00
среда
12+

«Случайный вальс»

Новый зал
29 февраля 2024
19:00
четверг
12+

«Случайный вальс»

Новый зал
2 марта 2024
11:00
суббота
2 марта 2024
19:00
суббота
12+

«Ионыч»

Малая сцена
3 марта 2024
19:00
воскресенье
16+

«Говорит Москва»

Новый зал