«После спектакля "Магазин", который отыграли сегодня на сцене Пушкинского театра актеры Альметьевского татарского драматического, выйти под белый псковский снегопад - самое то!»

Елена Южакова о спектакле Альметьевского татарского драматического театра «Магазин».

Сюжет постановки основан на реальных событиях криминальной хроники: в магазине одного из спальных районов Москвы хозяйка держала своих сотрудниц, приехавших на заработки из Средней Азии, на положении бесправных рабынь. В осмыслении сценариста и режиссера эта история перерастает в притчу о выборе. Да, ничего нового: свобода и угнетение, вера и религия, любовь и ненависть, добро и зло, человечность и жестокость, жизнь и смерть.


Фото: Игорь Ефименко

Даже как-то неприлично нанизывать эти ряды антонимов: пройдя сквозь войны и революции, голодоморы и разруху, рабство и концлагеря, человечество вроде бы все осознало, спело хором Give peace a chance и выбор сделало. Однако все понимают: в реальном мире все сложнее, и порой страшно заглянуть в зеркало, чтобы не увидеть там какого-нибудь мистера Хайда или Зияш, избивающую смертным боем своих работниц.

По залу плавает какой-то гул - то ли гудение пчелиного роя, то ли ветер. На сцене - деревянные поддоны и задник, сколоченный из паллетных досок. Бьют Кремлевские куранты - и на сцену с противоположных сторон выходят две женщины - владелица магазина и жертва, которую она лишила паспорта, имени, человеческого достоинства.

Первая - эдакая бой-баба, крадущийся тигр-затаившийся дракон. Постоянно на стреме, делающая дела и решающая решения. У нее все схвачено: поставки, менты, врачи. Капитал сколачивает не для ерунды - мечеть хочет построить в родном казахском селе. Сверкает глазами - слезы? А, нет, показалось: снимает пояс с талии, перетягивает грудь, снимает с груди - перетягивает голову. Знает жизнь во всей неприглядности: ее саму били, саму насиловали, в неволе держали, а что бизнес жестко ведет - так попробуй здесь иначе, раз такой честный!

Вторая - Карлыгаш, ласточка в переводе с казахского. И правда - маленькая птичка, которая любит открытые пространства. Ее свобода - в ее музыке, которая сначала звучит громко, потом тише, а затем - уходит внутрь. Но не исчезает. Ее свобода - в способности уйти. В мечты о покупке дома для отца, в телевизионный мир «Великолепного века» или в заснеженную Москву - да куда глаза глядят, только бы вырваться из порочного круга прилавок-туалет-прилавок-гречка-туалет-водка-трехчасовой сон. Откуда в этой внешне слабой героине такая сила сопротивления? Может, из острого ощущения чужой боли как своей, а может, из неисчерпаемого материнского ресурса - любви к своему ребенку. Ведь узнав о смерти дочери, она решается на открытый бунт. И переименованная хозяйкой для удобства в Катю, повторяет вновь и вновь: меня зовут Карлыгаш!


Фото: Игорь Ефименко

Что самое удивительное в этом спектакле, так это то, что света в конце тоннеля не случается. Сидишь, ждешь по привычке какого-то чуда, Бога из машины. Допустим, хозяйка раскается. Или полиция защитит беглянку. А на сцене все с точностью до наоборот: темнота сгущается. Никто не вспоминает про слезинку ребенка, ни одного доблестного Дукалиса на горизонте.

В этом мраке нет милости Всевышнего - есть лишь возмездие. В виде аппендицита, который настигает школьную обидчицу, или бритоголовых, которые убивают хозяйку Зияш и разносят магазин в щепки. Долгожданная свобода. Но приходит она под немецкий марш Was wollen wir trinken (мелодия - один в один хит Скутера How much is the fish). После такого аплодировать невозможно. Под такое аплодировать жутко.

В общем, я - как раз тот самый «ранимый зритель», которому в афишах не рекомендуют смотреть эту постановку. И вот что я хочу сказать. Смотреть ее надо. «Они никогда не взбунтуются, пока не станут сознательными, а сознательными не станут, пока не взбунтуются» (Оруэлл).

Елена Южакова

Источник: Отзыв Елены Южаковой

Дата публикации: 30 ноября 2021

13 декабря 2024
18:00
пятница
13 декабря 2024
21:15
пятница
16+

Обсуждение спектакля «Станционный смотритель» со зрителями

«Кулов-фест»
Буфет театра