Камиль Тукаев: «Это спектакль-состояние. Спектакль - стопроцентное погружение в ситуацию».

Ведущий актер Воронежского Камерного театра, заслуженный артист России, лауреат премии «Золотая маска» о спектакле «Река Потудань», показанном на Платоновском фестивале

Замыкает тройку лидеров программы ДРАМА-ТЕАТР в моём «superfive Платоновского фестиваля» не совсем драматический спектакль, в привычном понимании. А может быть в силу оригинальности режиссёрского замысла – совсем не драматический. Сразу оговорюсь, что я стал совершеннейшим фанатом режиссёра Сергея Чехова. Трудно судить по одной работе, но осмелюсь высказать мнение, что это, наверное, самый интересный молодой режиссёр их всех, с которыми меня сталкивала профессия.

По каким профессиональным лабиринтам движется его сознание при создании спектакля остаётся только гадать. Мы всё равно не узнаем, КАК приходит замысел, но мы можем наслаждаться тем, ЧТО видим в результате. А в результате столько удивительных и восхитительных моментов, что задыхаешься, теряешь дар речи с первых минут, подобно тому как лишены речи и герои на сцене. Это грандиозная режиссёрская смелость трактовать подачу текста Платонова как РЕКУ, текущую по периметру зала над головами зрителей. Текст теряется, превращаясь в ручеёк, бурлит на порогах, скатывается водопадами и разливается на равнине. Хотите знать про что? Тогда или знайте, или идите узнавать. Это спектакль не ликбез, это спектакль-состояние. Спектакль - стопроцентное погружение в ситуацию. А ситуация на сцене стара, как мир. Люди сидят в сумасшедшем доме или ещё какой-то клинике. Согласен, этим уже не удивить, мало ли режиссёров поселяли свои истории именно в это печальное место… Но то, как это делает Чехов и какую реальность он воссоздаёт, вызывает и восторг и глубокую печаль. Здесь прекрасно всё – от одежды героев до освещения, от всей декорации до актёрского существования. Было ощущение, что Чехов провёл почти кинокастинг с сотнями актёров и выбрал только этих пятерых, потрясающих, супер дисциплинированных, подвластных воле режиссёра и самое главное, понимающих этот не простой замысел. Но ведь это не так. Мы все знаем и количество и способности трупп провинциальных театров. Значит, так увидел, так разложил и так увлёк, даже заслуженных и народных(прекрасных, отдельный поклон такой труппе)

Идея режиссёра настолько оригинальна, что не сразу соединяешь две реальности, звучащую и видимую. Но когда это происходит после первых минут, то сначала безумно радуешься своему раздвоенному сознанию, а потом приходит восторг смыслов, параллелей, возникающих объёмов. Наверное, Сергей Чехов режиссёр насмотренный, что только ему в плюс. Но одним знакомством с эстетикой европейского театра и талантом, такое пронзительное произведение не создашь. Чувствуется в нём личная выношенность замысла, собственная сценическая культура и какая-то очень русская, российская больная душа. Фамилия тому в подтверждение и 6 номинаций на последней "Золотой Маске". Пишу сейчас и вдруг понимаю, что это, наверное, самая большая победа и театра и Платоновского фестиваля! Эта победа устроилась внутри меня, потому что свои, потому что Псков, а не столицы, потому что Платонов. А это безусловно Платонов - новый, неожиданный, незнакомый! Спасибо, Платоновский фестиваль искусств, за «время Платоновского»! Спасибо, Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина, за катарсис!

Дата публикации: 17 июня 2019

30 марта 2024
11:00
суббота
30 марта 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
3 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Пигмалион»

Большая сцена