«Краденое солнце»: художник-live, планшетные куклы и видео
19 и 20 мая в Псковском театре драмы — премьера. Для детей и взрослых
19 и 20 мая в Псковском театре драмы — премьера. Для детей и взрослых. Интерактивный «синтетический» спектакль-эксперимент «Краденое солнце» по одноименной сказке Корнея Чуковского. «Интерактивный» потому, что предполагает живой контакт и общение со зрителем. «Синтетический» потому, что соединяет изображение, которое будет создаваться «живым» художником здесь и сейчас, живое же музыкальное сопровождение, декламацию артистов, планшетные куклы и видеопроекцию. Ставит спектакль молодой питерский режиссер и актриса, выпускница СПбГАТИ Александра Мамкаева. Она уже ставила спектакли в Санкт-Петербурге, Самаре и Тамбове. Сотрудничает с театрами «Балтийский дом» и «Цехъ».
— Меня пригласил в Псков поставить детскую историю худрук Псковского театра драмы Александр Кладько. — Рассказала Александра Мамкаева о том, как она «подписалась» на детский экспериментальный проект в Псковском театре драмы имени Пушкина. — Он был в свое время у меня педагогом, мы с ним подружились, и он пригласил меня.
— Прежде вы ставили спектакли для детей?
— Да, у меня в «Балтийском доме» идет спектакль по сказкам доктора Сьюза «Слон Хортон высиживает птенца». В «Балтийском доме» у нас название «От хобота до хвоста: Правила слона». В театре «Цех» я поставила «Муху-цокотуху» Чуковского, а в Самарском театре я поставила «Девочку со спичками» по святочному рассказу Ганса Христиана Андерсена.
— В Пскове, получается, снова Чуковский?
— Да, «Краденое солнце» Корнея Ивановича.
— Если сформулировать в двух словах, в чем специфика детского спектакля? Что касается режиссуры.
— Мы решили пойти нестандартным драматическим путем. Мы делаем акцент на художественной форме. У нас очень большую роль играет художник, который здесь и сейчас, на глазах у маленьких зрителей, будет рисовать, создавать персонажей, рисунки, коллажи, даже водой мы будем рисовать. Это живое действие и творчество.
— Так что, это будет интерактивный спектакль?
— В каком-то смысле интерактивный, музыкальный — точно. Вот у нас тут всякие разные инструменты.
— Барабаны, баян...
— Да, но не только. Всякие необычные инструменты — тоже. Колотушки, свистульки, металлофон, даже вот печатная машинка в какой-то момент станет музыкальным инструментом.
— Это все будет четко отрепетировано или это будет импровизация?
— Это будет четко отрепетированная импровизация. (Смеется).
— Художник — он действительно будет сидеть на сцене или рядом со сценой?
— Мы как бы все будем находится на сцене, в том смысле, что спектакль будет поставлен не в зале, а в фойе. Классической сцены не будет, а будет интерактивное пространство.
— Какое именно фойе имеется в виду? Их ведь в театре два.
— То, что называется «музейное», сразу справа от входа. Все четыре актера сразу будут на «сцене», то есть в фойе. Музыкант, художник и два рассказчика.
— А звери? Крокодил, медведь?
— Крокодил и остальные звери будут создаваться на глазах у ребят нашим замечательным художником Женей Львовой. А наши замечательные актеры будут их озвучивать.
— А как это будет показываться?
— При помощи видеопроектора. Видеокамера будет фиксировать все, что делает художник, и транслировать на большой экран. В прямом эфире.
— Так это технически довольно сложная вещь.
— Довольно сложная, но я думаю, что мы справимся. У нас все есть для этого. И в Псковском театре драмы, я имею в виду технические возможности. И в смысле людей, артистов. И в смысле замечательного персонала, который поможет нам реализовать наши идеи.
— Два года назад в Псков приезжал питерский инженерный театр «АХЕ». Они показывали «Место слов до ля ми фа» по четверостишиям Пушкина и Языкова. Это был такой перфоманс и видео-арт, поразивший меня сочетанием удивительного живого актера и разнообразных технических ухищрений. Актер поет, декламирует, поджигает себе голову, потом заливает ее кефиром, и одновременно крутятся какие-то механизмы с видеокамерами, и все это проецируется на задник сцены... Как я понял, при всей разнице задач, вы тоже ориентируетесь на такие эксперименты?
— Ну, я не могу сказать, что я как режиссер ориентируюсь конкретно на театр «АХЕ». Просто пришла в голову вот такая идея с живым художником и видеопроекциями. Возможно, мы не первые, и кто-то этим уже пользовался, я не уточняла.
— Главное, — то решение, которое предложите вы.
— Я согласна. В Петербурге у нас уже был похожий проект. В «Мухе-цокотухе» мы использовали такой же художественный прием. И опыт показывает, что детям это очень интересно. Погрузиться в то, как это создается. В то, как это у них на глазах рождается. Практика показывает, что это их очень завлекает. Вот этот лабораторный процесс, скажем так. Они приходят не на готовый продукт, а они как бы принимают вместе с нами в спектакле участие.
— На деток какого возраста рассчитан спектакль?
— Возраст: 6+. Надеюсь, и взрослым будет интересно. Хронометраж стандартный, детский: примерно 50 минут.
— Но текст стихотворения Чуковского короткий. Как вы растянете его почти на час?
— Мы его не будем растягивать. Мы будем импровизировать на тему. Мы будем уходить от Чуковского и к нему возвращаться. Сказка Чуковского начинается внезапно. С того, что похитили наше солнце. А у нас будет сначала пред-жизнь. Мы покажем деткам, как солнышко живет, чем оно живет. В этом смысле мы будем разворачивать историю. Плюс к этому у нас еще будут планшетные куклы-марионетки.
— Плюс к видео — театр кукол?
— Отчасти — да, и театр кукол. Планшетные куклы — это плоские куклы. Они должны остаться в стилистике всего спектакля, всей картинки. Раз картинка плоская, значит и персонажи, которые выходят, должны быть такими же. Но уже в другом пространстве.
— Что вы ждете от спектакля?
— Для меня это очень интересный эксперимент. Как на него отреагирует псковская публика? И детишки, и взрослые. Эта такая лаборатория в чистом виде. Мне очень интересен результат, поймет ли нас псковский зритель, как он будет реагировать на такую форму. Как мне представляется, достаточно необычную.
— Вы себя больше новатором чувствуете сейчас или традиционалистом?
— Новатором-традиционалистом. И так, и так. (Смеется).
Беседовал Александр Донецкий
Фото: Андрея Кокшарова