Гамлет конца XX века

Французский режиссер Ришар Брюнель сделал на псковской сцене эскиз «Роберто Зукко»

В минувшие выходные на Малой сцене был показан эскиз «Роберто Зукко» по одноименной пьесе Бернара-Мари Кольтеса. Над проектом работал режиссер- директор французского театра «Ля Комеди де Валенс»  Ришар Брюнель, а сама постановка стала возможной благодаря сотрудничеству Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина и Французского института в России при Посольстве Франции в РФ.

История серийного убийцы, который в 80-хх годах был объявлен самым разыскиваемым преступником во Франции, Италии и Швейцарии, неоднократно ставилась на театральной сцене, в том числе и в России: в московском ТЮЗе его делал Кама Гинкас, в Центре имени Мейерхольда – Василий Сенин, ныне художественный руководитель Псковского драмтеатра.

Работа над нынешним эскизом длилась 12 дней, в ней было задействовано больше половины псковской труппы.  Накануне показа Ришар Брюнель рассказал, что общего между Роберто Зукко и Гамлетом, почему мы не видим монстров около себя и как ему работалось в Пскове.

О себе и французском театре

Для меня это первый приезд в Россию, я никогда не работал в русском театре, но у меня была возможность во Франции посмотреть спектакли и поприсутствовать на репетициях великих русских постановщиков, таких как Лев Додин, Петр Фоменко и Анатолий Васильев.

Ришар Брюнель. Фото: Андрей Кокшаров

У себя на родине я возглавляю Национальный драматический Центр «Ля Комеди де Валенс», в котором есть артистический коллектив. Его участники – режиссеры-постановщики, авторы, драматурги, хореографы.  Каждый из них ежегодно готовит спектакли, постановки для нашего театра. «Комеди де Валенс» – это театр проектов, театральных и хореографических. Вторая задача – децентрализация, которая подразумевает выход на совсем маленькие коммуны (небольшие административные деления Франции- ред). И третья задача – образовательная. Это общаться с населением, чтобы увеличить количество людей, которые ходят в театр, приобщая их к театральной деятельности, к танцу. Если сравнивать с Псковом – разница в том, что здесь есть труппа актеров, а в «Комеди де Валенс» нет. Есть объединение режиссеров, постановщиков, хореографов. И каждый потом работает с актерами, которых сам набирает.  У нас совсем другая система.

О Кольтесе 

Автор пьесы Бернар Мари Кольтес был вдохновлен реальной историей, произошедшей в конце восьмидесятых годов во Франции Это произведение Кольтес написал перед самой смертью.

Сначала писатель увидел  фотографию убийцы в метро. Этот образ отпечатался в его сознании. А потом он включил телевизор и увидел молодого человека на крыше, с голым торсом, когда тот бросал черепицу в полицейских и журналистов. И он был поражен силой этой сцены на крыше тюрьмы. Она была так сюрреалистична, вокруг летали вертолеты…  И он решил написать эту пьесу. Убийцу, кстати, звали Роберто Сукко, через «С», но Кольтес изменил одну букву.

Кольтес вовсе не копирует реальность. Он как Шекспир.

Эскиз "Роберто Зукко". Премьера состоится в следующем году. Фото: Андрей Кокшаров


Для него Роберто Зукко-  это Гамлет конца двадцатого века, человек, который не может справиться с насилием, живущим внутри него. И он выплескивает это насилие в общество, которое это насилие и породило. Там есть моменты реальности: Кольтес использует в своем произведении некоторые фразы, действительно принадлежавшие Роберто Зукко. Но он превратил это в поэтическое, мифологическое произведение.

Это не значит, что Роберто Зукко герой. Он  одновременно герой, и монстр,  и интеллектуал, и кровожадное чудовище, и дитя, которому нужна любовь.

Репетиционный процесс. Фото:Андрей Кокшаров


Я не в восторге от самого убийцы. Мне интересно, то, как Кольтес написал пьесу, в которой рассказал о семье, об обществе, окружающем эту семью. О том, как Зукко одним своим появлением заставил девушку узнать, что такое любовь. Но я не восхищаюсь убийцей, я восхищен тем, как Кольтес рассказывает историю убийцы. Здесь важна грань между видимостью и невидимостью. В определенный момент Зукко говорит о том, что стремится стать прозрачным. Именно  эта прозрачность в обществе может породить насилие.

В пьесе много об этом говорится: я вижу, я не вижу, я не хочу больше видеть, хочу видеть. А видимым что-либо делает только кровь. Иногда в обществе мы так слепы, что не видим монстра возле себя.

 

Об исполнителе главной роли

Играть отрицательных персонажей значит понять, как может повлиять насилие на других, на тебя самого. Осознать, что может заставить человека сойти с рельс, обезуметь. Я думаю, что для актера очень интересно играть странного персонажа, вышедшего за рамки нормальности.

Я не считаю, что нужно быть плохим человеком, чтобы суметь сыграть Роберто Зукко. Это ведь еще и история любви и желания. Не только история безумия и убийства. Это и его встреча с Девчонкой, встреча, перевернувшая мир вокруг них. Речь здесь не только о зле и насилии, все куда сложнее.

Для Камиля Иблеева роль Роберто Зукко стала первой серьезной работой на псковской сцене.Фото:Андрей Кокшаров


Камиль (Иблеев, актер псковской труппы- ред) очень интересен. В нем есть глубина. И он умеет быть пугающим и не становиться при этом карикатурным. Его юность – это тоже очень важно. Она привносит в роль своего рода мягкость.

Когда видишь Камиля, он кажется очень кротким, очень славным. И делать подобный контраст очень интересно, увидеть, как за этой мягкостью может скрываться что-то резкое, пронизывающее, темное. Он совсем молод, но из него получится великий актер.

О работе в Пскове

Ох, это сложно, но так увлекательно! Это сложно, потому что Кольтес писал по-французски, так что я хорошо знаю пьесу на французском, а здесь мне нужно слышать её на русском.  Есть определенные языковые расхождения. Мне не всегда удается следить за актерами по тексту. Но мне удается дать им необходимый импульс, подсказать фразировку текста.

Актеры и режиссер после первого показа. Фото:Андрей Кокшаров


В русской театральной школе, которая очень сильна, есть такой момент: актеры сразу же погружаются, ныряют в свою роль. И иногда нужно притормозить это погружение, чтобы оставить немного места для зрителя.  Еще одна сложность – это то, что я имею дело с целой труппой актеров, их очень много, у них разная школа, кто-то помладше, кто-то постарше. Очень интересно сделать так, чтобы они играли вместе, и при этом не стереть различия между ними. Интересно как раз то, что они такие разные. Интересно, когда есть такие разные подходы к игре. Абсолютно не интересно было бы, будь они все одинаковыми. Проблема в том – как сделать так, чтобы он играли вместе. Как оркестр. Как найти гармонию.

На обсуждении со зрителями было единогласно решено, что эскиз удался.Фото: Андрей Кокшаров

Какую основную мысль я хочу донести? Это сложно. Мне хочется, чтобы люди задались вопросом. Невозможно заранее сказать, что я хочу от  зрителей. Если я иду на любовное свидание и заранее знаю, что скажет мне человек, которого я встречу, я на него не пойду. Я надеюсь, что реакция зрителей удивит меня.

Дата публикации: 17 ноября 2014

16 апреля 2024
18:30
вторник
18+

«Лягушки»

Большая сцена