Предел человечности
Наталья Витвицкая рассказала о фестивале «Кулов-фест» в газете «Экран и сцена».
В декабре в Псковском академическом театре драмы имени А.С.Пушкина прошел Кулов-фест. В программу именного смотра режиссера Тимура Кулова вошли спектакли, поставленные в театрах России и Казахстана, а кроме этого – лекция критика Нияза Игламова, посвященная «феномену Кулова», встреча режиссера с публикой и ежедневные обсуждения спектаклей с приглашенными критиками.
Кулов – режиссер молодой, но заявивший о себе уверенно. Выпускник Театрального института имени Б.В.Щукина, ученик Леонида Хейфеца, сегодня Кулов работает в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А.Брянцева, не отказываясь и от сторонних предложений. Его зрительская популярность (каждый спектакль фестиваля провожали стоячими овациями) вполне объяснима: он явно любит театр, людей театра, публику, но больше всего – мир, который создает на сцене, и героев, этот мир населяющих. В каждой работе режиссера речь так или иначе идет о гуманизме. Кулов транслирует эти смыслы ненавязчиво, но всерьез, не признавая эклектики и агрессивного морализаторства.
Открывался фестиваль в Пскове «Приключениями Рустема» Казанского татарского ТЮЗа. Повесть Аделя Кутуя о девятилетнем мальчике, становящемся невидимкой и уходящем на фронт искать отца, а потом и мстить за него, превращена режиссером в спектакль-высказывание. Не отец и не сын становятся здесь главными героями, а мать, долгое время хранящая тайну о гибели мужа. Она писала письма сыну вместо супруга, тем самым взращивая в мальчике внутренний стержень, не лишая его опоры. Спектакль только кажется сказкой, решенной подручными средствами – на сцене лишь стол и деревья, да и актеров всего двое (Булат Гатауллин и Альбина Гайзуллина). В «Приключениях Рустема» зашиты совсем недетские размышления – о матерях, чей подвиг так же важен, как подвиг отцов на фронтах Великой Отечественной.
Совсем другая и, без сомнения, особенная работа Кулова – «Лютый» Акмолинского русского драматического театра (Кокшетау, Казахстан). В основу спектакля, лауреата Международного театрального фестиваля стран Центральной Азии и Международного театрального фестиваля «Те-ART-Көкше», легла повесть Мухтара Ауэзова о мальчике, вырастившем дикого волка и им же убитом.
Кулов поставил «звериную» повесть как лихой вестерн, с остроумными киноцитатами и неожиданными сюжетными поворотами. И снова смыслы спектакля оказались глубже тех, что лежат на поверхности. Речь не о противостоянии природы и цивилизации, волков и людей, а о невозможности остановить насилие. Законы жизни тождественны законам войны, и одна смерть неизбежно влечет за собой другую. Нельзя не отметить актерские работы «Лютого». Брутальные актеры-мужчины (Мадияр Жакып в роли волка Лютого, хотя справедливо было бы перечислить всех) и единственная актриса (Елена Василевская) молниеносно перевоплощаются из людей в зверей и обратно. Один мир мерцает сквозь другой, объединяя судьбы в единую общую, где деление на свой-чужой неизменно и неизбежно. Кулов предлагает задуматься, способна ли справедливость быть не только жестокой, но и милосердной.
Второй работой Акмолинского русского драматического театра на фестивале стал «Станционный смотритель». Фантазия на тему одной из пушкинских «Повестей Белкина» также отмечена критикой, постановка – лауреат III Международного театрального фестиваля Abish Alemi в городе Актау (Казахстан). Спектаклю дан подзаголовок: «История, рассказанная почтовыми лошадьми». Не-человеческий, а значит отстраненный взгляд на историю отца и дочери позволил разглядеть неочевидные моменты в известном сюжете. Отдельное внимание уделено тому факту, что Самсон Вырин (Владимир Овчинников) – человек военный, с посттравматическим синдромом, от которого страдает и он сам, и его дочь (Оксана Науменко). Каждый вечер он рассказывает ей о войне, мучая одними и теми же подробностями. Отец зациклен на прошлом, дочь же даже мечтать не смеет о будущем. Финал у спектакля душераздирающий – Вырин погибает, осознав: «ты бежала не к кому-то, ты бежала от меня».
Еще одна работа была привезена на Кулов-фест Буинским драматическим театром. Вербатим «Жребий» – обладатель Гран-при III Межнационального театрального фестиваля «Сообщение». Перед зрителем разворачивается калейдоскоп историй, рассказанных пожилыми жительницами татарских деревень. Как выяснится в финале, все они мертвы и ждут встречи с той, что задержалась на земле. Тяжелые судьбы, трагические истории любви, войны и песни. Поют актрисы (бабушек здесь играют молодые девушки) необыкновенно хорошо – у притихших зрителей выступают на глазах слезы. Эта камерная работа Тимура Кулова сентиментальная и чувственная.
Закрывал Кулов-фест «Нос» Театра юных зрителей имени А.А.Брянцева. Радикально осовремененная гоголевская повесть несколько выбивалась из общего ряда спектаклей, привезенных в Псков. Постановка сложна, избыточна и лишена куловской ясности. Режиссер отдал роль майора Ковалева двум артистам: брутальный Дмитрий Ткаченко играет героя до исчезновения носа, а Анна Лебедь – после. Ее задачей, которая, впрочем, становится понятна не сразу, было показать растерянность, боль, потерю смысла. И она с ней явно справилась – ее Ковалев ищет не нос, а себя. Потому что собой никогда не был. А был только «оболочкой» – телом, мускулами, мундиром и носом, наконец.
Попытка примерить гоголевский морок на сегодняшний день выглядит амбициозно и многообещающе. Если в первых четырех спектаклях зритель узнавал Кулова-романтика и «добряка», то в «Носе» вместе с режиссером задавался поистине философскими вопросами. Что делает человека человеком сегодня? Что такое человечность и где ее предел? Судя по всему, эти проблемы всерьез волнуют режиссера. В подтверждение – новость о том, что Кулов репетирует «Каинову печать» Леонида Андреева в Псковском театре драмы.
Наталья ВИТВИЦКАЯ
«Экран и сцена»
Январь 2025 года
Источник: Экран и сцена