Заслуженная артистка РСФСР Валентина Яковлевна Дворянчикова
В 1971- 1975 годах Председатель Псковского отделения ВТО была заслуженная артистка РСФСР Валентина Яковлевна Дворянчикова.
Заслуженная артистка РСФСР В.Я. Дворянчикова (1916-2006)
На сцену она пришла прямо из жизни - в 1940 году поступила в профессиональную труппу театра г. Энгельса и дебютировала в роли Абигайль в “Стакане воды” Э. Скриба.
В Псковском областном драматическом театре Дворянчикова работала с 1949 по 1976 годы, сыграв более трехсот ролей, заслужив любовь и внимание не одного поколения псковичей.
Драматургия Островского стала для нее школой актерского мастерства, сценического вкуса и яркой характерности. У Островского она переиграла и молодых героинь, и характерных старух. Театральное образование ей заменили партнеры по сцене, у которых она училась ремеслу, и первые ее режиссеры, крупные мастера антрепризного театра Г.К. Невский и А.И. Канин. Кроме того, у Валентины Яковлевны Дворянчиковой было врождённое сценическое чутье, талант, который она неустанно шлифовала. Что бы она ни играла – эпизод или главную роль, – ей было свойственно глубокое проникновение в содержание. В любой роли она искала подтексты, что облагораживало даже не очень выигрышный материал.
Когда в начале 70-х в псковском театре сменилось поколение – пришли молодые актеры и другая режиссура (В.М.Иванов, Б.Я.Гутин, П.В.Коробов), часто ставили свои дипломные спектакли выпускники ЛГИТМиКа, вдруг оказалось, что Валентина Яковлевна, оставаясь актрисой традиционной русской школы, соответствует поискам современного театра. Ей было интересно “племя младое, незнакомое”, она к ним присматривалась, училась у них, впитывала энергию юности, просто любила их и дружила с ними. Молодежь отвечала взаимностью.
Жизненная достоверность была особенно присуща ролям последних лет. Благородный и чистый свет ее героинь со временем обогатился мудростью. Она исполняла возрастные роли в спектаклях “Валентин и Валентина”, “Над светлой водой”, наполняя их глубоким личностным содержанием. По словам А. Эфроса, известного режиссера, “мастерство второстепенно, а главное то содержание, которое артист в себе несет”. Но мастерство В.Я. Дворянчиковой, как и личностное ее содержание было самой высокой пробы. Она сыграла более трехсот ролей, поражая широтой актерского диапазона. Эксцентричная пани Дульская (“Мораль пани Дульской” Г. Запольской), алчная Матильда (“Визит старой дамы” Ф. Дюрренматта), Акулина Ивановна (“Мещане” М. Горького), Елена в “Женитьбе Белугина” А. Островского, Татьяна в “Разломе” Б. Лавренева, Квашня в “На дне” М. Горького (ее партнером в этом спектакле был Николай Симонов)... Гадалка и сваха Манефа, ярко сыгранная в замечательном спектакле “На всякого мудреца довольно простоты”. Не то, что рассказать – перечислить все ее роли невозможно.
Ее авторитет творческий и человеческий был столь высок, что в 1971 году она избирается Председателем Псковского отделения ВТО на два срока и до 1975 года возглавляет его. Деятельность Отделения в те годы заметно оживилась. Это отмечали выступавшие в прениях участники отчетно-выборной конференции.
В это время проводятся: творческая встреча трех театров, вечер несыгранных ролей, вечер музыки театра, смотр творческих работ молодежи, смотр народных театров области, смотр-конкурс «Лучшая роль сезона», творческая встреча артистов Псковского театра и эстонского театра «Ванемуйне». Для повышения профессионального уровня актеров открывается Малая сцена в Псковском драмтеатре.
В 1975 году псковский театр меняет свое «лицо» и художественное направление: приходят новые режиссеры, артисты. Заслуженная артистка РСФСР В.Я. Дворянчикова покинула театр в 1976 году, немного поработав после ухода главного режиссера В.М. Иванова. Она предпочла мудрость неучастия в том, к чему душа ее не лежала, чему она была не в силах помешать. Просто ушла на пенсию, полная жизненных и творческих сил, оставшись в памяти зрителей Актрисой светлого таланта, согревающей своим теплом.