Новости / Публикации

29 сентября 2020 В Пскове завершили Пушкинский фестиваль премьерой На Пушкинском театральном фестивале в Пскове программу спектаклей завершили премьерой организаторов форума - Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина. "Село Степанчиково и его обитатели" по мотивам одноименной повести Федора Достоевского выпустил Петр Шерешевский, главный режиссер КТМ (Камерного театра Малыщицкого) в Санкт-Петербурге. Первой постановкой Шерешевского в Псковском театре стал "Ревизор", фантазия на тему комедии Гоголя. Спектакль стал одним из самых популярных в репертуаре, номинирован на "Золотую маску" -2020 в пяти номинациях, его показали в разных городах, на нескольких фестивалях. Корреспондент РГ" задала несколько вопросов режиссеру. Не все зрители приняли вашего "Ревизора", были резко отрицательные отклики. Как вы к ним отнеслись? Петр Шерешевский: Это же прекрасно, когда мнения зрителей разделились, не совпали. Любой живой спектакль - это всегда провокация. Меня радуют полемические высказывания. Мне было интересно осмыслить этот классический материал. Философ Михаил Эпштейн в своих работах выводит формулу "интереса". Любой интерес строится, с одной стороны, на неожиданности взгляда, угла зрения, а с другой стороны, на доказательности этого неожиданного взгляда. Я искал, как "Ревизор", написанный в 1836 году, может прозвучать неожиданно и в то же время точно, про наше время. У вас уже вторая постановка в Псковском театре. Петр Шерешевский: Мне здесь хорошо, псковская драма стала родной. Я люблю труппу, мне нравится, как развивается театр, как он становится живым, сложным, разным, провокативным. Мечтали о постановке прозы Достоевского? Или подбирали материал для бенефисаактера в роли Фомы Опискина? Петр Шерешевский: Я не придумываю спектакль заранее, а начинаю работать над ним в тот момент, когда встречаюсь с артистами. Есть так называемый "портфель", там литература, с которой мне интересно встретиться, в ней есть какое-то неразрешимое противоречие, есть то, что откликается во мне и через это мне интересно познавать жизнь. Во время репетиций рождается спектакль. После "Ревизора" долго выбирали название с руководством Псковского театра. Была идея поставить что-то на Виктора Николаевича Яковлева, прекрасного артиста. Я люблю Достоевского, вспомнил про "Село Степанчиково...". Решили попробовать. Очень сложно рождался спектакль. Достоевский - другая эпоха. Невеста, на которой все хотят жениться, чтобы заполучить ее деньги. Социальное расслоение. Гувернантка, в которую влюблен полковник Ростанев, но хочет выдать замуж за своего племянника. Какие-то "позавчерашние" истории, которые сегодня трудно понять. Были долгие и мучительные поиски, и мне кажется, мы нашли язык и преломление истории. Так, чтобы она говорила о нашем сегодняшнем сознании и о том, как чувствует себя современный человек. Пытаемся рассмотреть сознание российского человека, выросшего в Советском Союзе. Отсюда - соединение ГУЛАГа с детским садиком. Что ставите в вашем петербургском театре? Петр Шерешевский: 10 октября должна состояться премьера по пьесе Аси Волошиной "Дания тюрьма". По-моему ее еще не ставили нигде, были только читки. Мы хотели выпустить премьеру в апреле, но помешала пандемия. Планов много, но озвучивать их преждевременно, ведь не зря говорят: хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах. 
28 сентября 2020 Магадан как коан Московский театр «Около дома Станиславского» сыграл концерт про вечный Магадан и смысл жизни. Место действия - нечто вроде фанерного амфитеатра, покрытого брезентом. Ободранные сиденья из клуба, спинки железных кроватей, ветки цветущей вишни из бумаги в ржавых ведрах, бутылка портвейна «Три семерки» на полу, старый пододеяльник на стене, корявое весло, сигнальные фонари, - всё напоминает инсталляцию из репертуара московского концептуализма и настраивает на ностальгию; если вообще возможно вспоминать без фантомной боли тот период советской истории, к которому недвусмысленно отсылают простые и грубые декорации «Магадан/Кабаре», спектакля-концерта Юрия Погребничко, получившего в 2017 году «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль малой формы». Молодые мужчины в тревожных черных пальто проходят через зрительный зал и поднимаются на сцену, и это, конечно, - знак, концепт, требующий разгадки: кто они? Моряки, узники ГУЛАГа, палачи? Вскоре выяснится, что в вечном Магадане, в который попал зритель, это не столь уж важно. Скоро зритель поймет, что они «всё и все» сразу: и палачи, и их жертвы, и моряки. И кто-то еще. Неизвестно, кто. Просто люди, затерянные где-то на краю света. Неведомо, в каком краю. Магадан – это и край, граница, и знак бесконечности. Вот на сцену выходят пятеро: манерная дама с чемоданом и бланшем под правым глазом, баянист в ватных штанах, с воровскими татуированными перстнями на пальцах, грузная пожилая женщина в пиджаке не по размеру, молодой мужчина с дебильноватым выражением лица, в ушанке, миловидная девушка без особых примет, и начинается концерт. Звучат песни про Магадан: «Где-то там, на краю океана, / за седой, за седою волной, / нахлебавшись вдоволь тумана, / город мой, город мой, город мой…», - неожиданно сильным и красивым голосом поет пожилая тетка, и у нее за спиной будто вырастает некий тоннель в прошлое, в годы великого перелома, в вечную мерзлоту, в содержимое посылок с большой земли. На экране-пододеяльнике возникает снег и валит прямо в глаза зрителей, парень и девушка танцуют, песня сменяет песню, взлетает и падает красная ракета, сумасшедшая дама с синяком под глазом упрямо продолжает говорить о смысле жизни, о мироздании и пустоте, цитирует определение бытия от знаменитого физика и рассказ Чехова «Ванька» с его бессмертным адресом «На деревню дедушке»... Как все это связано и умещается на одной сцене, в одной голове? Зачем весь этот, на первый взгляд, совершенно необязательный, произвольный, абсурдный коллаж из текстов, мелодий и символов? Никак и незачем. Точнее, в этой произвольности и заключен смысл, если смысл вообще можно куда-то заключить. Просто спектакль и есть мерцающее, зыбкое, воздушное кабаре, наш метафизический, вечный Магадан. Здесь течение смыслов, лакуны, зияния и контрасты важнее прямых посланий, и когда хит Грейс Джонс «I`ve Seen That Face Before (Libertango)» сменяется «Амурскими волнами», «Моя звезда» Бутусова – «Девушкой с веслом» Гребенщикова, а буддистский монах на экране пытается (на самом деле, нет) объяснить, что такое дзен: «Все написано в текстах. Если вы сами ТАМ не были, то не можете никого освободить. Так сказал Будда», - ты наконец понимаешь, что ничего понимать не надо: спектакль и есть этот самый дзен, чистое созерцание, иероглиф, без напряжения вмещающий сотни интерпретаций. Или, если хотите, такой развернутый коан, запускающий, как какой-нибудь мистический рубильник, сразу и слух, и глаза, и мысль, и электричество. И все-таки отдельная, сокровенная тема у творения Юрия Погребничко есть: «Магадан/Кабаре» - это, прежде всего, про свободу. Про свободу внутреннюю, подлинную, творческую. Свободу, как вещь-в-себе. Существующую даже там, где ограничена свобода физическая, в антураже гулаговского клуба, за дальневосточными сопками, «там, где сияет море, и дует сильный ветер». Саша Донецкий
4 мая 2024
19:00
суббота
12+

«Фламенко»

Новый зал