Псковские «Гвозди» прокатились на петрозаводском «Лифте»

Художественный руководитель студии Евгения Львова и ее директор Марина Николаева, поделились впечатлениями о фестивале «Лифт. Карелия. Молодой театр».

С 15 по 22 сентября в городе Петрозаводске состоялся фестиваль«Лифт. Карелия. Молодой театр».  Среди приглашенных участников - псковская детская театральная мастерская «Гвозди». О том, зачем спектакль любительской студии играть на фестивале профессиональных театров и какой опыт получили юные артисты и их родители, рассказывают Евгения Львова и Марина Николаева, художественный руководитель и директор мастерской.

-   Фестиваль «Лифт. Карелия. Молодой театр» - это фестиваль профессиональных театров. В программе этого года порядка двадцати наименований и только один из спектаклей - результат работы с непрофессиональными артистами - это «Дыня» по пьесе Керен Климовски мастерской «Гвозди». Почему ваш проект оказался в столь исключительном положении? Зачем фестивалю этот эксперимент?

Евгения: Я бы не назвала эту ситуацию экспериментом, скорее это позиция, которая вызывает у меня большое уважение. Организаторы фестиваля проявили глубокое понимание законов развития культуры. Они видят связь между деятельностью театров Петрозаводска и работой детских студий, существующих на периферии, в далеких маленьких городах и поселках Карелии; между поисками путей современным театром и театральной педагогикой. Поэтому в рамках фестиваля состоялся семинар для руководителей творческих студий Карелии. И мы играли спектакль в рамках этого семинара.

 -  То есть спектакль «Дыня» был представлен как образцовый?

Евгения: Да, в некотором роде. И это большая честь для нас. Дело в том, что любительские студии крайне редко работают с современной драматургией - в этом смысле наш спектакль действительно стал образцом. Надеюсь, мы смогли пробудить любопытство режиссеров карельских студий к современным пьесам.

Марина: И кроме того, уникальность проекта еще и в том, что в нем участвуют не только подростки, но и родители некоторых из них. И при том, весь процесс создания спектакля (тренинги, репетиции) проходил при участии психолога мастерской Юлии Заремской. В этом смысле, наверное, проект тоже интересен.

 -  Но Псков и Петрозаводск находятся на большом расстоянии друг от друга. Как о мастерской узнали организаторы фестиваля?

Евгения: Я познакомилась с координатором фестиваля Натальей Жемгулене в Петербурге, на фестивале «Арлекин», где мы играли предпремьеру «Дыни» в рамках лаборатории «Маленькая ремарка». Наталья посмотрела спектакль и ей показался интересным наш подход. И мы получили приглашение...

Марина: Женя, я добавлю - надо сказать, что нас, руководителей, пригласили прежде всего, как спикеров, с тем, чтобы мы поделились опытом работы мастерской с участниками семинара. При этом не было очевидно, удастся ли привезти спектакль. Команда проекта большая, почти двадцать человек, и вопрос финансирования был актуален. И все-таки в конечном итоге организаторы сумели найти возможность нас пригласить. И мы, конечно, очень благодарны.

-  Как прошел спектакль и что, на ваш взгляд, такой опыт дал детям, участникам проекта?

Марина: Спектакль прошел успешно, чему свидетельство - оживленная, интересная дискуссия после показа (беседа со зрителями - обязательная часть этого проекта).

Евгения: Да, мы волновались - представьте, половина зала - профессиональные педагоги театральных студий, и опыт многих из них исчисляется десятилетиями. Это строгий зритель!

Марина: И тем не менее, отзывы были очень теплыми. Важно, что высказались участники проекта - подростки и родители. И я уже отвечаю на вторую часть вопроса. Эта поездка потребовала усилий от каждого - и вот эти усилия ради общего дела, наверное, и есть самый ценный опыт.

Евгения: И потом, адаптация к новой площадке - это всегда немножко экстремальная ситуация. Например, нам пришлось заменить видеопроекцию, которая раскрывается почти на всю ширину и высоту задника, на трансляцию через небольшой плазменный экран. Артистам пришлось встроиться в эти обстоятельства, да и осваивать новое пространство тяжело. Уметь адаптироваться к неожиданным условиям важно и за пределами театра.

Марина: И еще дети успели посмотреть несколько фестивальных спектаклей - это тоже полезно и интересно.

 -  Расскажите о вашей презентации на семинаре для руководителей театральных студий.

Марина: В процессе подготовки к выступлению, мы, как это всегда и бывает, сами более четко увидели сильные и слабые стороны мастерской, особенности ее функционирования внутри большой организации, более внятно сформулировали творческие принципы. И, надо сказать, поняли, что нам есть чем поделиться. Каждый проект мастерской может стать отдельным поводом для разговора. Работа со слабослышащими подростками или спектакль с участием родителей студийцев, документальный психотерапевтический спектакль и методика создания теневого спектакля и так далее. Так что мы вдохновились и надеемся найти новые поводы для разговора с профессиональной аудиторией.

 - Что теперь? Есть ли шанс попасть на спектакль «Дыня» у тех, кто не успел побывать на предыдущих показах? Какие планы у мастерской на новый учебный год?

Евгения: Да, «Дыню» сыграем на малой сцене театра драмы в ноябре. Возможно, это будет последний показ. Дело в том, что особенность психотерапевтического спектакля в том, что острота проблем, когда они проиграны, снижается. Участникам процесса хорошо, но спектакль теряет накал. Но пока мы его держим!

Марина: Еще до ноября, 13 октября мы приглашаем зрителей (а точнее - участников, просто зрителем здесь быть не получится) на другой наш спектакль, с таким причудливым названием «Толстый спектакль не для рыб «Играем на Лире». Лир - с большой буквы, речь идет об Эдварде Лире и о поэзии абсурда.

Евгения: Что же касается учебных планов, у нас тоже есть новости. Две основные группы мастерской работают над новыми проектами, один из которых связан с выставочной деятельностью. Для ребят, которые не могут посещать занятия в течение года, продолжим проводить занятия в формате краткосрочных курсов и мастер-классов выходного дня. Кроме того, в этом году «Гвозди» набирают группу по направлению «музыкальный театр». Мы будем сотрудничать с новыми преподавателями и сами вдохновлены этой идеей!

 -  Спасибо, ваше вдохновение передается. Успехов!

Узнать новости детской театральной мастерской «Гвозди», уточнить даты спектаклей, записаться на курс можно по телефону: +7 911 395 77 63

А также в группе «В контакте»:  https://vk.com/gvozdipskov

FaceBook: https://www.facebook.com/gvozdiPskov/

#gvozdiPskov #гвоздиПсков

Дата публикации: 3 октября 2018

18 апреля 2024
19:00
четверг
18+

«Зойкина квартира»

Большая сцена