История

 

В 1899 году, в честь 100-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина, Псковская городская дума приняла историческое решение: переименовать улицу Садовую в улицу имени поэта и начать сбор денег на строительство в городе каменного театрального здания. По всей стране был организован сбор в благотворительный «Пушкинский фонд», и к 1901 году средства на Народный дом в Пскове были собраны. Автором проекта здания стал главный архитектор города Эдуард Гермейер.

К концу 1902 года план был утвержден гласными Псковской городской думы, а уже 23 мая 1903 года в Кутузовском саду при большом стечении публики псковичи провели ритуал установки закладного камня. Специально из столицы в Псков прибыл высокий гость – дядя императора Николая II, великий князь Владимир Александрович, который собственноручно замуровал в фундамент будущего здания монеты «на счастье» и выпил бокал шампанского за «процветание города Пскова».

А уже спустя три года, 17 апреля 1906 года (4 апреля по старому стилю), в Пскове состоялась торжественная церемония открытия Народного дома имени А.С. Пушкина: изящного здания в стиле ампир с элементами модерна, имевшего просторный зрительный зал, вестибюль, фойе, буфет, библиотеку, оснащенного по последнему слову тогдашней техники – паровым отоплением и электрическим освещением. В тот знаменательный исторический вечер, кроме других приглашенных из столицы артистов, на сцене в «Пушкинском концерте» блистали актеры Александринского театра Юрий Юрьев и Григорий Ге, сыгравшие сцены из «Скупого рыцаря». Так, с выступления знаменитых артистов Александринки, началась в Пскове славная летопись театральной и концертной жизни Народного дома имени Пушкина.

Жизнь театра неразрывно связана с жизнью города и страны: состояние театра – это всегда отражение истории. По тому, что происходило с Народным домом без малого сто двадцать лет его существования, можно изучать историю Пскова и России. Поразительно, но ни переломные исторические события двух Революций и Гражданской войны, ни разрушительная Великая Отечественная война никогда не прерывали надолго театральную жизнь маленького провинциального Пскова. На сцене Народного дома, переименованного в Государственный театр имени Пушкина, продолжали идти спектакли и концерты, в зале показывали кино; несмотря на лихолетье, разруху и голод, театр радовал и утешал своего зрителя.

В мае 1920 года произошло одно из самых ярких событий в истории театра – в Псков приехал легендарный оперный певец Федор Шаляпин, который выступил «за еду»: вознаграждение Шаляпина за два концерта, согласно расписке, составило «один пуд масла, один пуд свинины и двадцать фунтов шпику» – весьма достойный по тем голодным временам гонорар! Концерты сопровождал небывалый ажиотаж публики: Шаляпина встречала огромная толпа зрителей, здание театра было окружено милицией и воинскими патрулями; зал был забит публикой, на каждого зрителя с билетом приходилось пять «зайцев».

Успешные гастроли знаменитых столичных артистов, однако, не могли исправить общей печальной картины: все двадцатые-тридцатые годы полулюбительская труппа Псковского театра оставалась на грани закрытия. Средняя посещаемость спектаклей составляла всего 35%. У театра, находившегося на хозрасчете, росли долги за электроэнергию и отопление, артисты влачили нищенское существование. Власти то и дело грозились реорганизовать театр в обычный Дом культуры с публичной радиоточкой, кинопоказами и кружками самодеятельности.

В середине тридцатых годов, на волне социалистических преобразований, руководство страны решило создать во всех крупных городах СССР стационарные профессиональные театры, и в апреле 1939 года Ленинградский облисполком издал приказ о «стационировании» Псковского театра драмы. Одновременно началась масштабная реконструкция здания театра, в ходе которой был надстроен второй этаж над фасадом и вокруг сцены, капитально отремонтирован зрительный зал, в два раза увеличилось фойе, в помещениях второго этажа разместились гардероб, курительная комната и гримерные.

Торжественное открытие Псковского театра с постоянной труппой состоялось 5 ноября 1939 года, и эту дату можно считать важнейшей вехой в истории Народного дома. После освобождения от немецко-фашистских захватчиков в июле 1944 года здание Народного дома сильно пострадало: помещения рядом с буфетом разрушила авиационная бомба. Все техническое оборудование, мебель и реквизит были вывезены отступавшими из Пскова немцами. От здания Народного дома, по существу, остались только стены. Это кажется невероятным и больше похоже на чудо, но уже в марте 1946 года восстановленное здание театра вновь открылось для зрителей.

Послевоенный театр драмы производил сильное впечатление на всех жителей и гостей города: вместительный зрительный зал на 700 мест с балконами, заполненный стильными креслами, боковые бра и лепные украшения на стенах, роскошная мебель – длинные бархатные скамейки в фойе, диваны, столы, белые шелковые шторы на окнах подчеркивали особую праздничную театральность. Новое электрооборудование, вращающийся круг на сцене позволяли реализовывать самые смелые творческие замыслы режиссеров и художников.

Послевоенный быт был трудным: многие артисты и сотрудники театра жили прямо в гримуборных и подсобных помещениях; по воспоминаниям актеров, закулисная часть театра напоминала огромную коммунальную квартиру, а по коридору разгуливали всеобщие любимцы – кот и собака. При этом каждый новый послевоенный сезон театр выдавал в среднем до десяти новых спектаклей. К 150-летнему юбилею Александра Сергеевича Пушкина в мае 1949 года в зрительном зале повесили новую большую хрустальную люстру.

Во второй половине двадцатого века Псковский театр драмы имени Пушкина изменялся вместе с вызовами времени: в советский театр пришла новая драматургия на злободневные темы от Эдварда Радзинского, Алексея Арбузова, Александра Вампилова, Михаила Рощина, Василия Шукшина, Григория Горина и других авторов. Театр был частью глобального идеологического проекта и отвечал запросам общества, которое к 1970-м годам благодаря развитию и повсеместному распространению телевидения стало гораздо требовательнее к худо-жественному качеству режиссуры и актерской игры: зрители могли сравнивать уровень местного театра со столичными спектаклями, которые показывали по телевизору.

В 1975 году в Псков приехали два режиссера и группа артистов  Красноярского театра; этот период можно назвать апогеем развития советского театра. Главный режиссер Валерий Бухарин реализовывал на псковской сцене масштабные и зрелищные исторические постановки. Вадим Радун имел репутацию новатора и за годы своей режиссерской работы, с 1975-го по 2014-й, поставил 180 спектаклей, организовал уникальный театр в исторических памятниках «Карусель».

В 1990-е годы Псковский театр разделил судьбу страны: из-за хронического недостатка финансирования случались сезоны с одной-двумя премьерами; давно требовавшее ремонта здание заметно обветшало и производило удручающее впечатление. В зрительном зале буквально проваливались гнилые деревянные полы под пыльными истершимися ковровыми дорожками, в фойе на зрителей печально взирал облупленный гипсовый Пушкин. И вместе с тем именно в середине 90-х в Псков пришло большое и важное театральное событие – ежегодный Пушкинский фестиваль, Пушкинский фестиваль, из года в год знакомивший псковичей с творчеством лучших театров России. В 1996 году усилиями тогдашнего директора Валерия Павлова Псковскому театру драмы было присвоено звание «академический». А в 2006 году Народный дом имени Пушкина торжественно отметил 100-летний юбилей.

Новый этап в развитии театра начался в 2011 году, когда было принято государственное решение о реставрации и реконструкции здания театра, которое вновь открылось для публики в феврале 2014 года. На  торжественной церемонии открытия присутствовал Президент России Владимир Путин. С августа 2017 года художественным руководителем театра стал известный кинорежиссер, продюсер, заслуженный деятель искусств России Дмитрий Дмитриевич Месхиев, сформировавший новую творческую команду, в которую вошли арт-директор Андрей Пронин и главный художник Александр Стройло. Худрук поставил перед театром амбициозную задачу – за несколько лет сделать Псковский театр драмы всероссийским брендом, знаком высокого театрального качества, известным всякому уважающему себя театралу. Спустя пять лет его начинание удалось.

Театр провел большую и сложную организационную работу по изменению своего статуса – из регионального стал федеральным: с 1 января 2021 года Псковский театр драмы имени Пушкина – филиал Национального драматического театра России (Александринского театра). Для зрителей открылись две дополнительные сценические площадки – Новый зал и зал бэби-театра («Маленький театр»): Новый зал предоставляет свое пространство для лекций, показов кино и камерных спектаклей; «Маленький театр» формирует репертуар, рассчитанный на самых маленьких зрителей в возрасте от года до пяти лет. Одновременно на базе театра были запущены факультативные культурные проекты, адресованные самой широкой публике – клуб встреч с интересными людьми «Ветка», киноклуб «Молоко и сено», проект ценителей современной русской поэзии «Поэтопроектор» и другие.

Получив федеральный статус, Псковский театр драмы продолжил работу по организации фестивалей и художественных событий – традиционного и хорошо известного в стране и за рубежом Пушкинского театрального фестиваля, знакомящего псковскую публику с лучшими спектаклями страны, фестиваля особых людей «Другое искусство», возобновил в Пскове музыкальный фестиваль «Крещендо», провел два интереснейших мини-фестиваля «Данилов-фест» и «Потапов-фест», посвященных выдающимся современным деятелям театрального искусства – драматургу Дмитрию Данилову и режиссеру Сергею Потапову. 

В последние годы Псковская сцена приобрела реноме театрального центра, открытого как для традиции, так и эксперимента. Учитывая то простое обстоятельство, что город Псков небольшой, худрук Дмитрий Месхиев и арт-директор Андрей Пронин сделали ставку одновременно и на зрительский театр, и на новаторские, экспериментальные  спектакли «не для всех». На большой и малой сценах театра ставили спектакли как маститые, признанные в России режиссеры – Петр Шере-евский, Айрат Абушахманов, Павел Зобнин, Сергей Потапов, так и молодые, но уже успевшие громко заявить о себе «звезды» современной российской режиссуры – Елизавета Бондарь, Семен Серзин, Талгат Баталов, Хуго Эрикссен, Антон Федоров и другие. Несколько спектаклей в театре поставил его худрук Дмитрий Месхиев. Закономерно пришло и признание экспертного театрального сообщества: в 2018 году спектакль Псковского театра был выдвинут на Национальную театральную премию «Золотая маска», причем сразу в шести номинациях («Река Потудань» Сергея Чехова). 

А уже в 2020 году театр впервые в своей истории театр завоевал «Золотую маску»: награды жюри самой престижной театральной премии страны удостоилась актриса Дарья Чураева за роль Марьи Антоновны в спектакле «Ревизор». В сезоне 2021/22 годов театр получил семь номинаций на премию «Золотая маска» за спектакль «Морфий» Антона Федорова, а в двух из семи номинаций был награжден.

Столь лестная оценка спектаклей независимыми театральными критиками и экспертами свидетельствует об одном: Псковский театр драмы предлагает своему зрителю сценический продукт самого высокого художественного качества. Но главное – в Псковский театр драмы имени Пушкина вернулась широкая публика: практически все спектакли текущего репертуара идут при переполненных залах, а на некоторые, самые успешные и популярные, – трудно достать билеты! Активно и плодотворно работает галерея «Цех», в которой ежемесячно открывается очередная интересная художественная выставка. Псковский театр драмы имени Пушкина сегодня – это коллектив талантливых художников, создающих произведения сценического искусства, востребованные зрителем; креативное и самое модное в городе место; локация, открытая для всего нового и актуального, что предлагает русская и мировая культура XXI века.

29 марта 2024
19:00
пятница
18+

«Бовари»

Малая сцена