«Маленькие трагедии» великого Пушкина написаны в Болдине в начале 1830-х годов. К этому драматургическому циклу принято относить пьесы: «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь». В последнее время пушкинисты стали причислять к «Маленьким трагедиям» еще и «Сцену из Фауста».
«Маленькие трагедии» имеют огромную сценическую историю в России. Псковский театр драмы связан с ними неразрывно: именно с представления «Скупого рыцаря» началась в 1906 году история нашего театра. В дальнейшем Псковский театр неоднократно обращался к этому материалу.
В 2024 году, к 225-летию со дня рождения поэта, спектакль создала ученица Римаса Туминаса Гульназ Балпеисова. Ее постановку «Маленьких трагедий» отличает нестандартный подход к материалу, нацеленный не столько на иллюстрацию текста, сколько на обнажение его глубинных смыслов. В центре – творческий путь молодого поэта и его жизненный выбор. Похождения легендарного Дон Гуана из «Каменного гостя» не могут не напомнить о «донжуанском списке» молодого ловеласа Пушкина. Фабула «Скупого рыцаря» в гротескном виде отражает отношения поэта со строгим и прижимистым отцом Сергеем Львовичем Пушкиным. Наконец, в «Моцарте и Сальери» сталкиваются два типа художника: сумасшедший и беспорядочный гений, «гуляка праздный» – и, с другой стороны, размеренный и педантичный «ремесленник» от искусства, «поверяющий алгеброй гармонию». А не был ли выбор между условными «Моцартом» и «Сальери» насущным для самого Пушкина, прощавшегося с бурной молодостью и готовившегося обзавестись семьей?
Разумеется, проблематика спектакля не сводится к трактовкам пушкинской биографии. Речь о жизненном перепутье, возникающем перед каждым молодым человеком, будь он поэт или просто читатель, и о путеводной силе пушкинского наследия.
Наш спектакль – попытка пушкинианы. Полифония пушкинских текстов (в спектакле звучат и аукаются эхом фрагменты из десятков произведений – от «Евгения Онегина» до «Сцен из рыцарских времен» и ранней гражданской лирики) соединяется с живым музицированием вокально-инструментального ансамбля театра. Экспрессивное начало спектакля подчеркнуто заостренной пластикой, выразительными костюмами, чередой неожиданных актерских перевоплощений. Тут нет главных и второстепенных ролей, каждый актер получает право на сольный выход, но секрет этих «Маленьких трагедий» не в них, а в крепко спаянном актерском ансамбле.
Продолжительность — 3 часа с одним антрактом.
В спектакле использована музыка Вольфганга Амадея Моцарта, Генри Перселла, Антонио Сальери.
Поход в театр – это проживание истории героев. Это про эмоции, бьющие в самое сердце. Это глаза актеров, в которых нет наигранности, а есть лишь искренность и погружение. Для меня всегда актерское перевоплощение – это не игра, а жизнь и эмоции. Хочу сказать огромное спасибо труппе театра за этот невероятный спектакль, за свой взгляд на произведения Пушкина и, конечно же, за безупречное воплощение в жизнь каждого героя.
Сходила в театр и говорю только за себя. За год работы над грантом «Пушкинский миф в условиях цифровизации культуры» я, признаться, устала от образа «нашего всего», который стал мемом, выступает «за все хорошее» и оказывается нечеловечески прост. Поэтому рождественский подарок – «Маленькие трагедии» в нашем театре – удался! Спасибо Гульназ Балпеисовой, актерам, музыкантам и всем, кто оформлял спектакль, зрелищный, динамичный, яркий и очень музыкальный. В нем за звучащими на сцене словами видится умный и сложный Пушкин, много чувствовавший и думавший и не избегавший ни драматичности, ни трагедийности.
<…>
Пушкин здесь – сложен, поэтому и жив. Спасибо театру!
Читать весь отзыв: https://vk.com/wall4148880_1634
Мне так понравилось ваше представление сегодня! Я смеялась и плакала, просто три часа пролетели незаметно. Огромное спасибо всей труппе за такое прекрасное погружение в мир Пушкина!
А вы любите театр? Я очень. Таинственная сцена, кулисы, самые живые эмоции, атмосфера «здесь и сейчас», такого больше нигде нет. Слова, музыка, пластика движений, декорации, наряды - и ты будто оказываешься в другом мире, в самой истории, творящейся перед глазами...
Герои «Маленьких трагедий» Пушкина: несчастные, влюбленные, скорбящие, плуты и убийцы, богачи и бедняки, сумасшедшие и сходящие с ума от любви, зависти и жадности... Такие разные... Книжные страницы, ожившие на три часа. Самые настоящие сокровища. Спасибо за настроение, Дрампуш, люблю!
«На псковской сцене не только "Маленькие трагедии", но еще и их место в головах читателей. А как мы помним Пушкина? Причудливо. Начните читать его стихи по памяти, и сами не заметите, как одно произведение перебивается другим. Начинаешь читать монолог Барона из "Скупого рыцаря" и невольно цитируешь "Бориса Годунова". Читаешь монолог Сальери и вставляешь посторонние строчки. Так всегда и происходит. Нет затейливой путаницы только у тех, кто еще не выучил первую тысячу стихотворений. У людей начитанных все книги замечательным образом пересекаются. И эта прекрасная особенность - не недостаток начитанности. Без нее нет филолога как филолога, театрального режиссера как режиссера. На сцене пересечения пушкинских строк будут напоминать о себе постоянно. И это мне очень нравится. В моей голове всё так и происходит. Мне говорят что-то одно, а я сразу тоскую по всему прочитанному, по всей мировой культуре».
Отрывок из материала «Четыре ключа к спектаклю "Маленькие трагедии"»