Независимый театральный проект ББТ (Санкт-Петербург)
Участник XXIV Пушкинского театрального фестиваля
Лирическая комедия по рассказам советских писателей
В провинциальном музее-квартире А. С. Пушкина празднуется памятная дата — 100 лет со дня смерти великого поэта (это событие широко отмечалось в СССР.) Мероприятие проводится силами местного ЖЭКА и сотрудниками музея. На праздник приглашены жильцы дома — ответственные квартиросъёмщики, которые в торжественной части собрания прослушают отчётную лекцию о Пушкине, а в художественной части встретятся с приглашёнными «Пушкиноведами», которые знают о поэте «не понаслышке»...
Эта забавная лирическая комедия поставлена по рассказам хорошей компании писателей: Даниила Хармса, Михаила Зощенко, Бориса Шергина, Аркадия Аверченко и Абрама Терца.
Прекрасный, полный юмора, а порой глубокий и острый материал даёт возможность авторам спектакля, обращаясь к творчеству и самой фигуре великого поэта, пошутить, «потрепаться», но и заставить задуматься о самых важных моментах жизни нашей страны в разные исторические эпохи.
Зрителю встретятся ряд ярких пресонажей... Это и экскурсовод-смотрительница музея-квартиры поэта, ошалевшая от того, что один из экспонатов неожиданно ожил и заговорил... Председатель жэка, открывающий торжественную часть вечера, который вынужден тянуть время до прихода других выступающих (Михаил Зощенко — «Первая...» и «Вторая речь о Пушкине»). Восторженная почитательница творчества поэта девица Генрихсен (из рассказа Бориса Шергина «Пушкин архангелогородский»), которой о поэте рассказывал папенька. Сказительница (из рассказа Бориса Шергина «Пушкин Пинежский»), которая слыхала о гениальном поэте и величает его на свой простонародный лад...
В какой-то момент мы переносимся в другие более поздние годы и вместе с героем Абрама Терца размышляем, что же за феномен этот вездесущий «...первый штатский поэт со своей биографией — Пушкин, Пушкиншуллер, Пушкинзон...», и почему «он за всё заплатит...».
К финалу закончились игры... И по неожиданному рассказу Андрея Аверченко мы словно читаем отчёт следователя о последних преддуэльных днях поэта. Это просто факты, сухие и жёсткие... Через эту картину, очищенную от сантиментов, рождается понимание значимости и вселенской бесконечности фигуры поэта.
Выясняется, что через все эпохи и перипетии поэт и его творчество пронизывают нашу жизнь, формируют нас как людей культурных и граждан своей страны.
В спектакле звучит музыка Петра Чайковского, Исаака Дунаевского, Чарли Чаплина, другая музыка 30-х годов, фольклорные песни в исполнении хора Дмитрия Покровского, а также песни Африканских народов...
В калейдоскопе жанров, персонажей, юмора, музыки и поэзии, через иронический тон и вдумчивый рассказ вырастает здание эксцентрического и серьёзного спектакля о ключевой фигуре нашей культуры и нас самих, отражающихся в ней...
Спектакль — Лауреат ХХI театрального фестиваля «Рождественский парад», Дипломант Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Режиссер — Борис Бирман
Продолжительность: 1 час 40 минут без антракта