Владимир Свекольников: В Псков меня привела судьба

Из досье «КП»: Владимир Свекольников родился 2 июля 1945 года в Кишиневе. Выпускник театрального училища имени Щепкина (Москва), курс Николая Анненкова. Вышел на псковскую сцену в октябре 1973 года. С 1995 года Заслуженный артист России. Поэт, выпустил четыре поэтических сборника. Награжден медалью Академии российской словесности «Ревнителю просвещения». Многочисленный лауреат премий администрации Псковской области в сфере театрального искусства.

На днях актеру Псковского драмтеатра присвоено звание «Народный артист РФ».

Сам Владимир Степанович отнесся к высокой награде философски и большого праздника устраивать не стал. Тем более что работы никто не отменял – в пятницу и субботу у него два спектакля. Но нам повезло: мы попали в небольшой перерыв между подготовкой к ним.

- Владимир Степанович, вы поступали в московское театральное училище имени Щепкина из Кишинева. Это, конечно, не Псков, но тоже провинция. Тяжело было пробиться?

- Я начал готовить себя к театру с ранних лет. Дом к котором мы жили, вплотную прилегал к зданию киностудии «Молдова-фильм». Через стену было слышно как там работают различные аппараты. Мимо моего окна к проходной шли известные в те времена киноактеры. Я смотрел на них с подоконника с замиранием сердца… Позже при киностудии открыли любительскую актерскую студию. Я отзанимался в ней полтора года и уехал в Москву, имея небольшой актёрский опыт.

К вступительным экзаменам в театральное надо было подготовить три номера. Я подготовил гораздо больше и поразил комиссию размером своего репертуара.

- В театральном училище вы были в первых рядах. Почему уехали из Москвы?

- Ближе к окончанию учебы у меня уже были приглашения от театральных режиссеров… Но все испортил конфликт с одним из преподавателей. У неё было плохо с чувством юмора, а я её неудачно разыграл. Звал, подражая голосу нашего руководителя Николая Анненкова, и, не показываясь ей на глаза, некоторое время водил по зданию училища. Шутка раскрылась, когда я вывел её на наш курс. Ребята стали смеяться, а она очень разозлилась, пообещала устроить мне неприятности и слово сдержала – найти работу в Москве я не смог. Это был тяжелый удар – крах всех планов.

Пытался найти работу в Ленинграде. Но тоже неудачно. В итоге совсем разочаровался в театре. Уехал в Кишинев, к родителям. Работал по разным специальностям. Но чего-то не хватало, и я понял – без театра не могу.

- Но почему именно Псков?

- Так распорядилась судьба. В Ленинграде у меня работал хороший друг – Костя Смирнов. Но в театры северной столицы пробиться было сложно. Поэтому я решил для начала закрепиться где-нибудь рядом. Взял в руки карту и посмотрел – Новгород и Псков. Сперва позвонил в Новгород, он был больше на слуху. Труппа оказалась на гастролях. Позвонил в Псков – то же самое. И тогда я решил: кто раньше вернется, туда и поеду. Раньше вернулись псковичи.

Кстати: Владимир Свекольников сыграл в 6 кинолентах. В том числе:

 

  • Необыкновенное лето (1979)
  • Двадцатое декабря (1981)
  • Николай Подвойский (Страницы жизни) (1987)

За последние тридчать лет сценической деятельности сыграл более 100 ролей.

- А почему потом не перебрались в столицы?

- Влюбился в псковичку, женился, быстро родили ребенка… И я понял – это судьба.

- Как вы попали на съемки в кино?

- Это было в конце семидесятых. Я в то время как раз худел, экономил свои незначительные денежные средства. Когда мы гастролировали по области, я жил на треть суточных. Способ был простой: покупал на весь день буханку черного хлеба, рал книгу «Приятного аппетита» и читал какой-нибудь экзотический рецепт, например, про омара под острым соусом. Выделяется слюна, а ты хлебушек отламываешь и медленно жуешь. Иллюзия, что ешь омара, – полная.

В общем, похудел страшно. А в этот момент в Псков приехала киногруппа с «Ленфильма» снимать фильм по дилогии Константина Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето». Нужен был актер на роль коменданта вокзала, который проводит допрос главных героев. По сценарию, этот человек измучен постоянными заботами, долго не спал и плохо ел… я со своей худобой подошел на эту роль один в один.

Потом почти сразу предложили новую роль. За внешнее сходство доверили играть Свердлова в четырехсерийном фильме о становлении ВЧК – «Двенадцатое декабря». После съемок режиссер заметил, что я теперь – «запатентованный Яков Михайлович». В кино ведь как: сыграл что-то удачно – и все, штамп на лоб. Так и случилось: приглашения посыпались, но только предлагали играть либо Свердлова, либо проводящих допрос красноармейцев.

- В кино понравилось работать?

- Нет, из-за принципа работы. Ты долго, вдумчиво готовишься к роли, прорабатываешь характер, настраиваешься, приезжаешь на съемку… И начинается: то свет не так, то дым не туда, то одно, то другое. А актеры ждут. Потом объявят перерыв – кто-то побежал за горячительным, а кто-то уже на «бровях» (хотя вождей играли!). Затем вообще съемки перенесут…

Потом, я тяжелый на подъем: дорога для меня – это пытка. Ехать на съемки… Я даже в отпуск не езжу.

- Как же вы тогда отдыхаете?

- В свободное время пишу стихи. Сейчас готовлю к печати пятый сборник. А так предпочитаю просто посидеть спокойно, подумать, послушать хорошую музыку.

- Хорошая – это какая?

- Ретро-музыка 20-30х годов, а также «Битлз», Элвис Пресли, Доорс.

- А посмотреть какой-нибудь фильм?

- Смотрю только тогда, когда знаю, что играет кто-нибудь из моих любимых актеров – Аль Пачино, Лоуренс Оливье, Марлон Брандо, Питер О`Тул, Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков. Из современного не смотрю вообще ничего. Разве что киноленты по мотивам произведений русских классиков.

- Над чем сейчас работаете?

- Спектакль «Кроткая», по Достоевскому. Всю жизнь мечтал сыграть роль Раскольникова или князя Мышкина.

В «Кроткой» играю пожилого владельца ломбарда, который женился на молоденькой девушке. А она через некоторое время покончила с собой. Спектакль – фактически монолог. Текст очень своеобразный, оригинальный. Требует особой подготовки.

Беседовал Сергей Ермолаев.

Источник: Комсомольская Правда. 3.03.2005