Театр "Карусель" - неустанное движение вперед!

Театр Карусель

В этом театре нет ни стен, ни кулис, ни рампы. Звездное небо, шум ветра, запах земли - его естественная среда. Созданный на базе псковского областного, а ныне, - академического театра драмы им. А. С. Пушкина, он до сих пор остается единственным в России репертуарным театром под открытым небом. 29 мая 1988 года, завершая день города, артисты театра драмы им. А. С. Пушкина у Покровской башни показали спектакль. "Сказ о прихожении Стефана Батория на град Псков в году 1581-м" был сыгран на том самом месте, где происходили реальные исторические события, о которых идет речь в пьесе. Массивная Покровская башня сформировала художественный образ спектакля, образ неодолимого мужества псковичей. Крепостные стены с обходными галереями стали прекрасными сценическими площадками, приподнятыми над землей. Зрители располагались в исторической среде, в игровом пространстве. Успех был ошеломляющий. Столь фантастическое зрелище, впервые развернувшееся под ночным небом Пскова, запомнилось многим. Лучи прожекторов освещали то войска Стефана Батория, то крестный ход. Кульминацией стало явление Богородицы в ночном небе, по преданию, спасшей Псков. Спектакль, игравшийся в рамках городского праздника, завершился всеобщим народным ликованием при участии фольклорного ансамбля "Песнехоры", сжиганием "флота" Стефана Батория на воде Великой и фейерверком. Казалось, весь город собрался в ту теплую летнюю ночь у Покровской башни, на берегах Великой и на мосту. Когда погасли огни прожекторов и фейерверков, огромная людская толпа медленно растекалась по всем концам города.

Театр Карусель

Никто и предвидеть не мог такого интереса псковичей к необычному действу, ошеломлены были и сами артисты, а опытный В. Радун взял инициативу в свои руки. Он точно угадал время и вывел театр на улицу. Его неуемным замыслам и фантазиям было просторно в масштабной среде архитектурных памятников. Хотелось эмоционально соединить современного человека с историческим пространством, соотнести маленькую фигурку актера с космическими масштабами, соединить энергетику земли и неба, почувствовать вибрацию Мира... Здесь был бесконечный простор для открытий и художественных свершений, от всего захватывало дух!

Псков - удивительный город, его закоулки полны уюта и тайн, будоражат воображение, многие его архитектурные ансамбли и памятники, будто готовые театральные декорации. Поэтому театр делал попытки сыграть фрагменты спектаклей то в Довмонтовом городе, то у стен Кремля, обычно, в рамках уличных праздников и гуляний, столь любимых псковичами, ощущение театра на улице было всегда. Как всякое явление представляет собой диалектическое единство необходимости и случайности, так и рождение театра "Карусель": по разным причинам не получились намеченные гастроли в Ташкенте и на художественном совете во время гастролей в Воронеже Радун предлагает провести гастроли... в Пскове в Покровском комплексе!

Театр Карусель

Вскоре, посещаемый только туристами, угол Покровской башни стал самым оживленным местом города. Место для представлений было выбрано удачно: башня замыкала оба прясла крепостной стены с обходными галереями - прекрасная площадка. Со стороны города пространство закрывали покровская церковь и несколько раскидистых деревьев. Зрители располагались в исторической среде в двух "партерах" по бокам церкви Покрова, среди игрового пространства. Зрители смотрели спектакли объемно, с разных точек, то приближаясь к месту действия, то удаляясь от него: модульный партер с трансформирующейся сценической площадкой вполне позволял такую свободу. На фоне грандиозных естественно-исторических "декораций" и актеры получили новые ощущения.

В те первые "гастроли" в своем городе театр показал три спектакля: "Сказ о прихожении Стефана Батория на град Псков в году 1581-м" В Карасева, "Легенда о княгине Ольге, царе Ивашке и псковской вольнице" по мотивам пьесы Л. Мея "Псковитянка", "Мистерия о Ваньке, по прозвищу Каин, московском воре и лихом разбойничке, доносителе и сочинителе" Б. Хмельницкого. Представления имели грандиозный (не побоимся этого слова) успех у зрителей, не только псковских, но и многочисленных туристов.

Театр Карусель

Теплые августовские ночи 1 989 года стали незабываемыми для всех. Запах свежей листвы смешивался с запахом дыма; голоса актеров сливались с топотом конских копыт, колокольным звоном и пушечными выстрелами; звездный шатер ночного неба окутывал сверху, а сияющая полная луна взирала на происходящее с невозмутимым спокойствием недосягаемого мирового существа, ветер шелестел макушками деревьев, иногда моросил и дождик, что отнюдь не мешало, а придавало особую остроту действию... в ауре всей этой метафизики в духе Маркеса проходили ночные представления.

"Легенда о княгине Ольге, царе Ивашке и псковской вольнице" начиналась легко и весело актерской скоморошиной про царя Ивашку, постепенно действие приобретало тревожный ритм, мы читали одну из трагических страниц псковской истории. Драматические сцены сменяли любовные, сольные - ансамблевые, врывались конные опричники Ивана Грозного, гибла псковская вольница... Сквозь дымный полог появлялись в проемах колокольни мерцающие огоньки свечей, будто души погибших, и смутно угадываемые фигуры людей за ними, на этом фоне звучал страшный диалог Ивана Грозного со своей совестью о невинно убиенных и замученных... Мироздание в образе луны взирало на этот окаянный трепет человеческой души молча и невозмутимо.

Театр Карусель

"Мистерия о Ваньке по прозвищу Каин:", построенная на конфликтах добра и зла, благородства и низости, - зрелище особой сложности, как никакое другое требующее театрального света. Спектакль создавался в гармоничном единстве архитектурной среды и сценографии, грандиозных объемов древнерусских сооружений и наклонного станка в форме креста, расположенного в центре игровой площадки.

Станок задавал ритм спектаклю: крест - противопоставление вертикали и горизонтали, символ истории, не терпящей компромиссов. Крест, устремленный вверх и вниз, вправо и влево, определял основное движение актеров - навстречу друг другу. Вертикаль - вознесение-падение: весь смысл играемой мистерии был заложен в удачном художественном решении. В сочетании с пульсирующим светом, открывающем нам то архитектурные объемы, то силуэты персонажей, то лица главных героев, зрелище обретало особую экспрессию. Игра со светом в ночи помогала создавать и театральные "чудеса": явление Каину образа Бога в небе, вдруг сразу опустившегося на землю и пролетевшего мимо него.

"Мистерия о Ваньке Каине" игралась не только у Покровской башни, но и в Ярославле, Вологде, но самым незабываемым, на мой взгляд, был спектакль в Костроме, у стен Ипатьевского монастыря. Там что-то произошло, вроде театрального чуда - наверное, соединились энергетика места, зрителей и Каина в исполнении Ю. Новохижина. Когда он взбегал на площадку по горизонтали, неся свое Зло в себе, казалось, что от него волнами исходит такая мощная и победительная сила, что устоять перед ней нельзя, казалось, еще одно мгновение, и он убедит всех, что Зло непобедимо.

Театр Карусель

Триумф первых спектаклей дал В. Радуну силы придумать и сыграть зимнюю феерию "Ночь перед рождеством на хуторе близ Диканьки и у Покровской башни" Н. Гоголя. Смелая выдумка, неистощимая фантазия, самоотверженный энтузиазм труппы и предельная настойчивость в реализации замысла позволили и на этот раз осуществить задуманное. Был выстроен ледяной Петергоф, был полет Вакулы за черевичками, были рождественские колядки и музыка Шнитке, а декорация представляла бесконечную русскую дорогу с поворотами, на каждом из которых стояли игрушечные домики жителей Диканьки. Спектакль игрался все рождественские праздники темными зимними вечерами при трескучих морозах, доставляя зрителям много радости.

Но отчего-то именно этот спектакль вызвал резкое неприятие "патриотов", в городе появились гнусного содержания листовки, оскорбляющие В. Радуна, и разгорелся длинный, изматывающий спор не об искусстве, а о принципе. Можно ли играть возле святынь, где во все века проливалась русская кровь, может ли черт летать над храмом и т.д. Компромисса не нашли и на театре "Карусель" был поставлен крест в прямом и переносном смысле. Он так и стоит в центре Покровского комплекса бессмысленным памятником, да мало кто и бывает здесь теперь, разве что туристы зайдут, а еще и башня оголилась: деревянный купол сгорел.

Театр Карусель

Но театр проявил себя организмом жизнедеятельным: не нужен в своем городе - в других прижился. Начался период странствий, давший театру российскую известность. 500-летие Ивангорода, 700-летие Выборга, юбилеи в Приозерске, Ярославле, Костроме, постоянное участие в фестивале "Голоса истории" в Вологде, участие в культурной программе Игр Доброй воли в Санкт-Петербурге. Спектакли играли в Петропавловской крепости и в Михайловском замке. Театр получил известность и признание, дважды В. Радун и группа актеров выдвигались на соискание Государственной премии России.

В репертуаре театра появились новые спектакли. Героическая хроника жития благоверного князя А. Невского - "Не в силе Бог, но в правде" М. Ворфоломеева, представлена была на вечевой площади перед Троицким собором. И опять летней ночью при огромном стечении народа в слепящем свете звучали голоса псковских актеров, выезжал на коне сам А. Невский, и возникало удивительное, не похожее на реальность, зато по-настоящему театральное действо.

"Петр и Алексей" по пьесе В. Рецептера "Монарх" задумывался постановщиком специально для показа на Заячьем острове в Петропавловской крепости, где витает дух Петра I и покоится прах российских царей. Вновь В. Радун исследовал зрелищными методами истоки духовного подъема и падения такой личности, как Петр, на нелегком пути поиска истины и ответственности за содеянное перед лицом вечности. Два выдающихся российских актера, ныне покойный В. Порошин и В. Свекольников - Петр I и царевич Алексей - готовились к выходу на игровую площадку рядом с могилами своих персонажей. Они не могли не чувствовать присутствие за своими спинами Петра и Алексея, мурашки пробегали, кололо в кончиках пальцев, до костей пронизывал холод, им казалось, что и не они, актеры, играют, а сами персонажи облеклись в их плоть. Это были совершенно мистические спектакли, и многочисленные зрители прочувствовали это явление.

Театр Карусель

Достоверность происходящего и острота были в спектакле "Павел I" не один раз сыгранном в Михайловском замке, на месте реальных событий, где император провел свои последние сорок дней. Артист В. Свекольников заставил поверить в то, что он похож на Павла I, не придавая сходства гримом. Вот он бледный, с высоко поднятой головой и солдатской выправкой отмеривает шаги по ступеням вверх, к трону, преодолевая страх и одиночество в душе, и чем ближе к трону, тем короче его жизнь. И здесь без мистики не обошлось. Актерской тайной останется такое магическое перевоплощение в другого человека. На фестивале "Голоса истории" он был признан лучшим актером, а исполнение роли Павла I - выдающимся...

Нельзя обойти молчанием самоотверженных и мужественных актеров театра "Карусель"! Не каждый может все это выдержать. Нужно уметь скакать на коне, рискуя иногда быть сброшенным с седла, кстати, среди энтузиастов театра неизменно конная группа псковского ипподрома под руководством В. Тимофеева приходится висеть на дыбе, вниз головой, бесстрашно пройти в ночи по кромке крепостной стены, пролететь над землей на десяток метров оторвавшись от нее, вплавь догонять неверную Земфиру, грести на лодке, уметь носить исторический костюм, как свой, не бояться мороза, ветра, комаров, играть под дождем... При этом, создавая незабываемые образы Грозного, Петра I, Каина, Царевича Алексея, А. Невского, Павла I, Короля Лира.

Где только не приходится играть артистам, даже на пляже: в Пскове у Мирожского монастыря, а в Петербурге у стен Петропавловской крепости - пушкинских "Цыган". И плывет неверная Земфира, убегая от постылого Алеко, то по Великой, то по Неве. А зажигательные цыганские пляски прямо на песке пляжа! У ног плещется вода, идет цыган с медведем, горит покинутая кибитка, запах костра и солнце садится у кромки воды...

Театр Карусель

Последняя премьера - "Король Лир" у Гремячей башни показала, что "Карусель" совершенствуется в своем движении вперед. Здесь удачно соединились мощная драматургия Шекспира (история Лира - это история, творящаяся сегодня); энергетика и красота исторического места (башня, вознесенная над рекой Исковой, фрагмент уцелевшей стены, на которой укреплен трон Лира, зеленая лужайка); режиссура - разнообразие сложных мизансцен, трюков, выстроенные Радуном вертикали и горизонтали, позволившие охватить масштаб пространства; яркие театральные костюмы, трансформирующиеся по ходу действия; медленно угасающее небо, изменившее естественный интерьер. Уже сама Гремячая башня, "одушевленная" энергетикой актеров, кажется живым действующим персонажем. С полной отдачей, на одном дыхании, работают все актеры, начиная от маститого народного артиста Ю. Новохижина (Лир) до дебютантов. Именно этот спектакль запомнится всем как особенный: за минуту до смерти Корделии (все ахнули) с неба упала звезда, самым мистическим образом соединив, приблизив нас к космосу и вызвав в душе ту самую эмоцию, ради которой существует театр во все времена. Театр "Карусель" выйдя из тесного здания эстетически осваивает новые пространства, обретает другую энергетику и масштаб зрелища. Такой театр требует страстей сильных, характеров крупных, средств мощных.

Театр, изначально задуманный как городская культурная акция, имеющая в своей концепции живое слияние старины и современности, объединения людей, приобщения современного человека к истории, к своим корням, к искусству, безусловно, жизнеспособен, имеет культурные и экономические перспективы, если, конечно, будет подобающим образом технически и материально оснащен.

Позади годы неустанного движения. Каким театру быть дальше? Об этом узнаем в XXI веке.