Железная леди с улыбкой мадонны

«Псковская правда – Вече» пришла в гости к женщине без границ – в творческом плане.

Досье «ПП»: Елена Шишло, режиссер Псковского академического театра драмы им. Пушкина, создатель и режиссер народного образцового театра «Бенефис». Родом из Днепропетровска. По первому образованию актриса, по второму, полученному в Высшем театральном училище им. Щукина,  – режиссер. Мама взрослого сына и дочки-школьницы. Обожает бирюзу. Любимый отдых – неделя на пляже у моря, под жарким солнцем.

Вдоль за «Киевским»

Есть на кухне у Елены Шишло секретное место. Всяк входящий его не видит – дверью прикрыто. Зато за дверью, да на белых обоях…  Да-да, приятно оставить автограф там, где это делать не положено. Вот и оставляют. Тут, собственно, все жизненные приоритеты нашей героини – от дочкиного признания в любви до хулиганистого «Мать мафии» от артистов ее «Бенефиса», с промежуточным заявлением «Готовит великолепно!».

 А почему «Мать мафии»?

–  Команда «Бенефиса» вроде как мафия. А я у них – «мать». Они мне даже удостоверение с таким названием подарили!

А роскошные розы, стоящие тут же, в кухне, недавно вручил сын Дима. Приехал на праздники на два дня. А мама в запарке – городской праздник режиссировала, не до мелочей вроде 8-часового сна. Перед отъездом, оторвав маму на часок от работы, сын подарил цветы со словами: «Это тебе за труды!».

Дмитрию тоже предстоит не самый простой труд. Сын – будущий врач, второкурсник Петербургского государственного медицинского университета. Первый медик в роду будет. Настя собирается идти по маминым стопам – стать актрисой.

– У нее такой же боевой характер, она такая же вредная, как я, – смеется Елена. – Моя мама в детстве часто пеняла мне, что я слишком упряма. Как-то меня отправили за «Киевским» тортом. Я обошла весь Днепропетровск и к вечеру приехала-таки именно с «Киевским». У подъезда меня встречали родители и сестра. Передумали за несколько часов невесть что…  Зато при поступлении в вуз мое упрямство сыграло решающую роль!

А дело в том, что ее мудрая мама настаивала: «Алена, иди после школы в медицинский!». Причем и факультет конкретный советовала – санитарно-гигиенический. 17-летняя Лена спорила-спорила, а потом взяла свой паспорт, деньги, уехала в Киев и подала документы в театральный институт на актерский факультет. К последнему вступительному экзамену мама уже переживала за дочь, будто эта стезя была родительским выбором.

– Я бы, конечно, и на санэпидстанции организовала бы творческий процесс,  – смеется Елена. – Но лучше, когда это происходит в театре.

 

На край света

Четыре года учебы, диплом. И свадьба. Курсант Днепропетровского ракетного училища из приятеля в женихи переквалифицировался незаметно для избранницы. Покорил целеустремленными планомерными ухаживаниями. На каждое свидание – цветы, а письма – исключительно в стихах…  Влюбилась, говорит, так, что готова была идти за суженым на край света!

Край света оказался не так далеко, но и не близко – в Острове, по месту службы новоиспеченного ракетчика. Родился сын, и семья возвратилась в Днепропетровск. Елена устроилась преподавателем в местном театральном училище. Неожиданно для коллег мэтр училища, завкафедрой мастерства актера Мария Пинская взяла молодого специалиста под свое крыло. Разглядела сквозь томность, красоту, нежность стальной характер. Постановила: «Леночка, вам нужно заниматься режиссурой!».

– Режиссерское кресло для меня оказалось интереснее актерского…

Про бокс и декламацию

В 1995 году по семейным обстоятельствам семья переехала в Псков.

– И мне пришлось начинать все с нуля… – подводит к рассказу об очередном этапе жизни хозяйка дома.

– А еще через пять лет родилась дочь! – подсказывает дочка Настя. Ну когда же, когда про нее заговорят? Да хоть сейчас.

Все, кто знал Елену Шишло в раннем детстве, глядя на Настю восклицают: «Алена, да ведь это ты!».  Внешнее сходство абсолютное. А внутренний потенциал Насти широк, как страна родная: хочет стать актрисой, обожает математику, намерена принять участие в телепроекте «Жестокие игры», лупит стену в боксерских перчатках, ставит химические опыты…

– Один раз я взяла сахар, соль, положила туда монетку и все подожгла, – ангельски улыбаясь, рассказывает синеглазая феечка. – Было интересно, какая реакция произойдет.

И подожгла, разумеется, в центре гостиной на новом линолеуме.

– Нет, по счастью, на балконе,  – вспоминает мама. – А помнишь, Настя, как ты из нескольких коробков спичек решила фейерверк устроить?

И еще вспомнили – как в прошлом году девятилетнее чадо позвонило из летнего лагеря: «Мама, я иду после дискотеки, меня провожает мальчик!».  Сон как рукой сняло –  через час мама примчалась в лагерь!

– Ну что же, растем, – синхронно улыбаются две одинаковые с лица,  маленькая и большая.

А ведь очень долго Елена думала, что остановится на одном ребенке. Есть Димка, и ладно. Бессонные ночи, пеленки – надо ли повторять? Изменить планы заставила тяжелая болезнь пятилетнего сына. Питерский онколог, сделавший все, чтобы Димкин недуг исчез навсегда, сказал Елене: «Вам нужно родить второго. Вы настолько сконцентрированы на сыне, что сойдете с ума».

– Я захотела девочку. Диме было 11, когда в 2000-м году на свет появилась Анастасия.

А несколькими годами позже исчерпал себя родительский союз. Новые отношения, говорит Елена, построены на взаимопонимании и взаимном оберегании. Все остальное – секрет.

«Она и до министра дойдет!»

Возвращаемся на 15 лет назад, когда молодая семья переехала в Псков.

– Псковский педагогический комплекс – моя творческая родина, замес, на котором я выросла. Меня поддерживала команда во главе с директором Любовью Николаевой. Заместитель мэра Иван Калинин выделил нам ставки – то есть фактически мы стали муниципальной структурой!

«Бенефис» отплатил сторицей – со всяческих фестивалей, и российского, и международного уровня, вез и везет до сих пор лауреатские звания. Прославляет Псков.

Кстати, после первых фестивалей с участием псковского школьного театра молодого режиссера пригласили учиться в престижную «Щуку», Высшее театральное училище имени Щукина, –  отшлифовать талант. Сын-подросток, дочке годик, ну куда тут учиться? Но она понимала – второго шанса не будет.

– Руководителю курса Михаилу Борисову я сразу не понравилась (читатели знают грозного Борисова как милейшего ведущего передачи «Русское лото» –  ред). Он потом вспоминал мой надменный самоуверенный взгляд. С амбициями, да еще женщина, да еще в режиссеры собралась…  А мой «надменный взгляд» – это была самозащита!

Ей было настолько страшно на вступительных экзаменах, что однажды во время показа мизансцены она вышла на сцену…  с собственной дамской сумочкой через плечо. Испереживалась настолько, что совершенно забыла о ней! Эта оплошность смягчила Борисова: значит, абитуриентка – отнюдь не железная леди.

Первый курс студентка Шишло провела в рыданиях – то Борисову не так, это… Несколько раз порывалась уйти из вуза. «Ты должна держать удар»,  – воспитывал наставник. Из серии «Тяжело в учении – легко в бою». Зато после вручения заветных корочек, указав на выпускницу Шишло, Борисов заявил: «Она умеет все. Не удивлюсь, если она станет министром культуры!».  Кстати, из 22-х поступивших закончили обучение десять человек – семь мужчин и три представительницы слабого пола. Ну не женская это профессия – режиссером быть!

– После этого учебного заведения, мне кажется, можно все – хоть в космос лететь! Такая там подготовка.

Женщина без границ

 И что насчет космоса?

– Мне тогда, на момент выпуска, был интересен профессиональный театр. И уже пять лет я работаю в Пушкинском театре – опыт бесценный. В молодежном коллективе я загоняла ребят в режиссерские рамки. А в театре я иду от актеров. Потому что актеры – Свекольников, Яковлев, Новохижин – это творческая индивидуальность. Соответственно, соглашаюсь на компромиссы. Мне иногда говорят: «Нужно быть жестче». Если жесткость поможет результату – да ради Бога. А жесткость ради жесткости мне неинтересна.

Как вы выбираете пьесу для постановки?

– Я должна почувствовать ее кожей. Влюбиться в нее.

А в какой ваш спектакль, как вам кажется, влюбился зритель?

– «Женщины без границ». В пьесе было несколько откровенных сцен, и я взяла на себя смелость адаптировать постановку, купировать некоторые моменты…  На премьерный спектакль приехал автор «Женщин» писатель Юрий Поляков. Я предупредила его: первое действие будет не таким, как он думает…  И спряталась – боялась авторской реакции! Поляков назвал спектакль лучшей из постановок его «Женщин». Хотя и «Касатка», и «Ретро», и «Белый», и «Дорогая Памела» дороги и мне, и, кажется, зрителю.

В нынешний День Победы сценой для Елены Шишло стала Октябрьская площадь в Пскове. Ей, режиссеру городского праздника в честь 9 Мая, предстояло решить грандиозную задачу – как веселить народ на площади с полудня до самого вечера?

Идею предложил заместитель главы администрации Пскова Александр Вологжанин.

Задачу выполнили!

Когда вы чувствуете драйв – в начале пути  или под занавес?

– Когда мою работу принимает зритель. Тогда я ликую. Неуверенность – отличное качество для творческого человека. Уверенность во всем – это патология.

То есть бывает, что вы ночью просыпаетесь с мыслями – вот то переделать, это заменить…

– Да я иногда и не засыпаю!

А если бьют, если руки опускаются?

– Бывало такое, и не раз, были очень тяжелые времена. Лучшее лекарство – работа. Это точно.

Источник: Псковская правда, 19.05.2010