Новости / Публикации
Фото: Андрей Кокшаров. 8 и 9 ноября состоялась первая премьера театрального сезона в Пскове: тревожная, волнующая и парадоксальная. Сергей Чехов ищет ответ на вопрос, как устроена человеческая психика и как выглядит мысль. В этом спектакле подсознание человека обращается за помощью к самураям, но выиграют они бой с тревожной мыслью или нет – неизвестно. Каждый раз исход уникален. «Это конец или антракт?» - не могли понять зрители. Потому что у борьбы со страхами нет конца. ЧЕРВИ МЫСЛЕЙ На этом спектакле не дадут звонков, потому что он начнётся, как только вы сдадите вещи в гардероб. Отметить свой визит в театр фотографией в фойе с Пушкиным в этот раз не получится. Еще до назначенного часа «7САМУРАЕВ» откроются немой и при этом говорящей предысторией, рассказом о начале начал. Инсталляции в холлах иллюстрируют этакое сотворение мысли человеческой, ее внезапное, не за 7 дней, появление и укоренение в сознании. Фото: Андрей Кокшаров. Спектакль предваряет шесть перформансов и художественная экспозиция. В правом крыле – огромный экран, перед ним белая площадка. Внутри бездна, из которой выползают волосы – наши тревожные мысли. Локоны издали напоминают червяков, крепко присосавшихся и паразитирующих в нашем мозгу. Экран знакомит нас с первым героем истории Екатериной Красногировой. Остальные шесть – в левом крыле. Фото: Андрей Кокшаров. На эту постановку стоит приходить заранее, чтобы не пропустить "предисловие". В центре – снова эмбрионы наших страхов, облаченные в мерзкие запутанные волосы. На экранах без звука транслируют интервью актрис (Илона Гончар, Екатерина Миронова, Наталья Петрова, Ксения Соколова, Ксения Тишкова, Анна Шуваева, Дарья Чураева), рядом всегда деталь семикомпонентного пазла – японское слово, окруженное расшифровками, которые вплетают эти семь элементов в бесконечную паутину психических процессов. Кажется, благодаря столь подробному «вступлению» можно было понять намек на стилистику произведения и скоропостижно удалиться. Но нет – любит недогадливый псковский зритель спустя 15 минут от начала поднять полряда и поцокать к выходу. Итак, мысль родилась, а какая – откровенно расскажут героини спектакля. КАК ВЫГЛЯДИТ МЫСЛЬ? Фото: Андрей Кокшаров. Кто поможет нашему сознанию распутать клубок страшных мыслей? Обнажённая девушка с безупречным силуэтом, распущенными волосами и пластичным телом отлично подходит на эту роль. Поднимается «занавес» - белый лист с жирной дыркой-точкой посередине. У огромной непропорциональной густо-черной глыбы лежат друг на друге семь актрис в нюдовых облегающих комбинезонах с налипшими на них прядями волос. А вы думали, будут кимоно и чонмаж (традиционная прическа самураев)? А здесь даже катаны и клинки обнулены до свежих деревянных палок. Девушки на камеру выдадут пожирающие их переживания и вспомнят самые мерзкие ощущения. Смерть, страх, насилие, преступление, потери, одиночество. Популярным языком, тема спектакля – психологическая травма, действие – поиск способа перебороть ее. Воспоминание о шокирующем событии, по Чехову, кажется, сравнимо с попаданием этого противного клока волос из фойе вам в глотку. Только там может вырвать, а потрясение не вырвете. Фото: Андрей Кокшаров. А вы готовы признаться себе в своих страхах? «7САМУРАЕВ» Сергея Чехова – синтетическая иллюстрация жизни сознания, причем, скорее, женского, с его знаменитыми тараканами. Тяжеленный черный камень, который мы неотступно носим в себе, а вокруг него – голые девушки, непрерывно выдающие спутанные, обрывающиеся фразы, которые никогда не выстроятся ни в монолог, ни в диалог – только полилог без начала и конца. Если бы наши мысли можно было положить на весы, цифры были бы такими же, как у этого неподъемного валуна. ВЫКЛЮЧИТЕ ИНТЕЛЛЕКТ Что делать тем, у кого в голове не беседуют обнаженные дамы и не танцуют самураи, то есть тем, у кого спектакль не вызывает ровно никакого отклика? Вариант побега мы уже обсудили, следующий – соцсети и игры на смартфоне. Мужская часть зрителей отреагировала совершенно, как в семейном быту: кто-то попытался проникнуться потоком женских переживаний, кто-то достал телефон. Людей, у которых рацио преобладает над эмоциями, минут через 20 настигнет отчаяние, но эстетическая красота спектакля не удержит на местах только близоруких. Сильные грудные певучие голоса актрис, потусторонние звуки, движения женских тел в облегающих костюмах, выверенные стойки самураев и рисунок действий с мечом... Если после первой части вы не стали думать о смерти и одиночестве, значит, у вас осталось больше места для ощущения красоты творимого действа. Фото: Андрей Кокшаров. Актрисы несколько месяцев тренировались с "японскими мечами". Сначала думаешь, что семь девушек на сцене – семь потоков сознаний разных людей, переживших ошеломляющие события: смерть матери или самоубийство подруги, насилие или убийство человека. Потом подозреваешь, что все это произошло в жизни одного героя. Потом заходишь в аналитический тупик и вспоминаешь, что ты на спектакле Чехова, где стоит выбросить к чертям традиционную систему координат с характерами да завязкой. Если вы, как эти девушки, запишите на GoPro все свои мысли за один день, вряд ли выстроится такой целенький и гармоничный характер. В основе спектакля не лежит текст или фразы из фильма, а реплики героинь родились из жизни, из серии интервью творческой команды спектакля. «Мне неинтересно обслуживать готовый текст» – отметил режиссер перед премьерой. БОЙ ОКОНЧЕН, НО ЭТО ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ И что делать, когда твой мозг превращается в белое замкнутое пространство, в котором живут и беседуют семь девушек? Как говорится: сделайте глубокий вдох и попытайтесь выкинуть из головы все проблемы. Направьте в раздираемую распрями мыслей деревню самураев и ждите исхода. Лист-занавес поднимается в третий раз. В этом эпизоде актрисы надевают одежду хоть немного похожую на костюм воина – черные майки по диагонали порезанные в битве. Танец с японскими мечами окончен. Камень взорван. Зал наполняется дымом. Начинается опера. Та самая, генеративная, которая соберёт причудливые звуки, бульканье, гудение, сопровождающие реплики женщин, и их сильные и чистые голоса. Заклинающая, невероятной красоты, песня звучит в финальной части постановки. Фото: Андрей Кокшаров. Борьба со страхами - бесконечный цикл. Что это: победа или поражение? Камень подорван, но остался стоять, песня звучит, но не просветляет. Опустившийся занавес ставит точку. Бой проигран, но война продолжается. «Каждый раз спектакль будет уникальным», – предупреждает автор. Актрисы свободны в расстановке реплик и издают разные звуки. И в следующий раз нас может ждать победа, а в другой раз – смерть. ГЛУХОСЛЕПЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ Кстати говоря, не только семь «самураев» населяют постановку. На протяжении всего спектакля по обеим сторонам спиной к зрителям на креслах сидят два старика (Виктор Яковлев и Юрий Новохижин). У них перед глазами экраны, показывающие сцену, но глаза их заклеены. На мониторе только камень и белая пустота. Возможно, они – аллегория посторонних людей, которые всегда глухослепы по отношению к окружающим. Возможно, это аллегория немого судии, который ниспослал человеку столько страданий и наблюдает за результатами своего «эксперимента». А, возможно, перед нами те самые люди, у которых в головах борются семь самураев не на жизнь, а на смерть, а они, как слепые котята, ждут, чтобы кто-то показал им, куда идти. Фото: Андрей Кокшаров. Смотрю, но не вижу. Почерк Сергея Чехова тверд и узнаваем, вкус и эстетизм на высоте. Рука не поднимается написать: «Если это не ваш режиссер, то не ходите на спектакль». Вы можете пропустить «Очень громкую премьеру» или «Каштанку», весьма симпатичные и хорошие спектакли. На «7САМУРАЯХ» пусть ничего не поймете, но приобщитесь к современному театру, к художественности 21 века. Елизавета Славятинская
Под ним - наяву это или во сне? -
Голос шепчет молитвы
(Басё) Спектакль «7САМУРАЕВ», премьера которого состоялась 8 ноября на Большой сцене сцене Псковского драматического театра, - это классическое трехстрочное хокку, развернутое на полтора часа. Эмоциональное, предельно эстетизированное, философское высказывание-символ, которое каждый волен понимать как хочет. В меру своего жизненного опыта. Если вы прочитали хокку и тут же забыли о нем - это не хокку. Постановку Сергея Чехова забыть вряд ли получится. И не до конца понятно, комплимент это или предупреждение. Замшелый могильный камень Генеративная опера - так определил жанр своей новой постановки режиссер - родилась из серии интервью, в которых актрисы театра делились личным опытом, рассказывали истории из собственной жизни, отвечали на серию придуманных заранее вопросов, описывали свои чувства и мысли вокруг темы спектакля и не только. Именно эти интервью превратились в итоге в звучащий текст. В своих интервью Сергей Чехов неоднократно говорил, что главная тема «7САМУРАЕВ» - невозможность идеального результата: «любая система, как бы она ни была хорошо подготовлена, что бы мы ни знали о ее свойствах, как бы мы ни подготовили каждую деталь, когда она начнет функционировать, в ней появятся отклонения от первоначального плана». Собственно, эта история произошла и с самой постановкой: она не о множественности возможных событийных комбинаций, а о Страхе с большой буквы Сэ. Семь женщин-самураев рассказывают о том, чего боятся, что при этом чувствуют, что делают. Они ищут корни «предчувствия беды» и сражаются с ними при помощи слов, боевых мечей и - в дыму и вспышках света - японского речитативного пения. Страх смерти и болезней, потери родных и друзей, одиночества и насилия, боязнь неизвестности и перемен, катастроф и терактов - десятки реальных историй разворачиваются перед пораженным зрителем, поначалу не понимающим, как реагировать на то, что он слышит со сцены. К тому же манера произнесения реплик требует от публики определенного стоицизма: монотонная речь, с постоянными повторами-рефренами и регулярным подчеркиванием носового звука «н» поначалу «бесят» (воспользуемся лексиконом постановки). Интересно, что каждый самурай транслирует свою манифестацию на камеру Go-Pro. Казалось бы, их эфир должен бы транслироваться на мониторы, выставленные пред очи двух стариков, которые пристально наблюдают за спектаклем. Однако на протяжении всей постановки народный артист РФ Юрий Новохижин, заслуженный артист РФ Виктор Яковлев видят на экранах лишь огромный черный камень, вокруг которого и разворачиваются полные драматизма истории страхов. Под ним - наяву это или во сне? Страх - это искаженный двойник наших желаний и возможностей: мы мечтаем обрести свободу - и боимся летать, мечтаем о любви - и боимся близости. Поэтому важнейшей стратегией жизни восточного человека является отказ от привязанностей и желаний. Если речь идет о самурае, то «Путь воина есть решительное, окончательное и абсолютное принятие смерти» - так учил прославленный японский ронин Миямото Мусаси. Среди сформулированных им принципов воинского искусства есть то, что определяется как «тело камня». Сам Мусаси так разъяснял его: «Когда ты, наконец, овладеешь воинским искусством, ты сумеешь уподобить своё тело камню, мириады вещей не смогут коснуться тебя». Чтобы наглядно объяснить непонятливому воину этот принцип, он позвал своего ученика и приказал ему без всяких объяснений сделать себе харакири. Ученик, не медля ни секунды, вытащил меч, встал на колени и уже поднес остриё к животу. Но в последний момент Мусаси остановил его руку и сказал: «Вот оно – тело камня». Тело камня в постановке Сергея Чехова организует пространство, дисциплинирует повествование, дает пример для подражания и аккумулирует энергию страха, преображая его в дым. Черный камень на сцене - это и обугленное в пожаре страстей человеческое сердце, и немой судия, и незыблемые устои, на самом деле готовые рухнуть в любой момент, и метеорит, явившийся из небесного пространства, «оттуда». Наверное, поэтому экран двух стариков отражает только камень. Это вещь в себе, не нуждающаяся в восприятии и оценке, не имеющая никакого отношения к семи чувствам. Лететь? Да пожалуйста! Быть разбитым? Ничего страшного! Голос шепчет молитвы Но псковский зритель отнюдь не каменный, поэтому не смог избежать оценочных суждений относительно спектакля и остаться простым созерцателем происходящего. Кто-то выразил свое отношение к постановке спешным побегом, кто-то посвятил эти полтора часа изучению соцсетей, благо Интернет ловит в театре идеально, кто-то пол-спектакля громко пытался выяснить, почему самураи - волосатые женщины. Но все же большинство зрителей заинтересованно наблюдали за перформансом (особенное внимание вызвала третья часть: слабонервным обладателям музыкального слуха, близкого к идеальному, просьба не беспокоиться). Вот лишь несколько отзывов, услышанных нами в зале по завершению спектакля: «Я ничего не поняла, но это прекрасно» «Я не против экспериментов, но хочется какого-то сюжета» «Я в восторге, это история о том, до чего нас могут довести наши мысли» «Таким и должен быть театр - разным, не совсем понятным». «А как правильно - кУхонный или кухОнный?» (девушки обсуждали реплику одной из героинь о том, как она хотела кого-то зарезать ножом) Но самым популярным, наверное, стал финальный вопрос: «А спектакль закончился?» Потому что традиционных штампов завершенности - выхода на сцену, поклонов, оваций, корзин с цветами, харакири в конце концов - ничего этого не было. Оставалось ощущение какого-то внезапного антракта. Зрители долго не расходились и все чего-то ждали. Но, посоветовавшись на общем консилиуме (ощущение растерянности, оказывается, очень объединяет людей!), решили: спектакль окончен! И догадались: да ведь белый экран с черным кругом, опустившийся перед сценой, - это чистый лист, на котором поставлена точка. Блаженны творцы, ибо не страшатся остаться непонятыми. Далекий зов кукушки
Напрасно прозвучал. Ведь в наши дни
Перевелись поэты
(Басё). Елена Никитина
Фото Андрея Кокшарова 8 ноября труппа Псковского академического театра драмы представила публике первую премьеру в новом сезоне - спектакль «7 самураев» в постановке режиссёра Сергея Чехова. Он известен псковской и не только псковской публике по «Реке Потудань», номинированной по итогам 2018 года на «Золотую маску». Пространство спектакля «7 самураев» начало поглощать зрителей ещё до начала постановки. В боковых фойе театра разместились большие инсталляции. Одна из них – огромный белый помост с воронкой посередине и экраном, на который было выведено безмолвное видео с девушкой. Другая инсталляция обрамлялась не то высохшими коконами, не то эмбрионами и сопровождалась звуками прямо откуда-то из коллективного бессознательного. Дополнить и преобразовать звуковой ряд мог кто угодно, достаточно было поныть что-нибудь в стоящий здесь же микрофон. В ожидании действа публика, растворяясь в тягучем саунде, неспешно кочевала из одного крыла театра в другое и обратно. Не понимать происходящее не воспрещалось, можно было просто чувствовать.
Инсталляция "7 самураев"
Фото: Ольга Машкарина Накануне премьеры Сергей Чехов рассказал, что номинально спектакль поставлен по мотивам фильма японского режиссёра Акиры Куросавы «Семь самураев» (1954). Помимо названия кино и спектакль связывают некоторые структурные характеристики. И здесь, и там семь самураев, и здесь, и там они защищают: или крестьян от захватчиков, или себя от собственных страхов. Плюс несколько палок в роли катан и пара выкриков со сцены на японском. На этом, пожалуй, всё. Но и бес с ними с самураями. Во-первых, это (происходящее на сцене) красиво. Не зря художественный руководитель театра Дмитрий Месхиев похвалил хороший вкус Сергея Чехова и отметил стильное обрамление всех его спектаклей. Всё и в самом деле так: звук, свет, движения и голоса всех семи актрис создавали удивительную атмосферу. Во-вторых, (выкручиваю ручку снобизма на максимум) не ходите на этот спектакль, если вы в восторге от «Очень громкой премьеры» или чего-то подобного. В «7 самураях» нет ни понятного сюжета, ни готовых пояснений, ни заранее известных эмоций, которые должны испытывать сидящие в зале. «Что увидит зритель… Возможно, каждый увидит абсолютно не то, что в итоге задумал режиссёр, и вот как раз это будет хорошо», - говорил Месхиев, анонсируя постановку журналистам. Более точной формулировки не подберёшь. Здесь как с конфетами «Берти Боттс», которые Гарри Поттер поедал по пути в Хогвартс, - никогда не узнаешь какой вкус попадётся, пока не попробуешь сам. Для каждого сластёны конфеты имеют разный вкус. «Надеюсь, получится создать спектакль, который будет не спектаклем, а средой, в которую зритель попадает и начинает чувствовать что-то своё», - так презентовал предстоящую постановку сам Сергей Чехов. В результате мне показалось, что я попала в кабинет к психотерапевту, где семь девушек (Илона Гончар, Екатерина Красногирова, Екатерина Миронова, Наталья Петрова, Ксения Соколова, Анна Шуваева, Дарья Чураева) в попытке наладить отношения с собой и с миром пытаются проговорить, пропеть и продекламировать страхи, которые мешают им жить, довлеют над ними, как этот чёрный камень, все полтора часа нависающий над сценой. Это спектакль-депрессия, спектакль-исповедь, спектакль-борьба, спектакль об огромном множестве страхов и угроз. Они или существуют в реальности, или только плод болезненного воображения и печального опыта? Как бы то ни было, эти страхи ослепляют и не дают жить.
Наталья Петрова. Фото Андрея Кокшарова «7 самураев» получился максимально женским и максимально жутким спектаклем. Некоторые страхи, озвученные девушками в виде отрывочных словосочетаний и предложений, пожалуй, даже слишком совпадали с собственными переживаниями зрительниц. А когда кто-то с такой ювелирной точностью выдёргивает из головы твои мысли (да ещё со сцены) одновременно становится и очень не по себе, и очень круто. Допускаю, что мужчины спектакль не поймут. Для них это препарирование ужаса покажется какой-то странной дичью, поэтому развлекаться придётся рассматриванием женских прелестей в полупрозрачных облегающих трико. Может, поэтому (как символ непонимания) в полном безмолвии, спиной к залу, с невидящими глазами, обращёнными в сторону пустующих экранов, на протяжении всего действа как раз и сидели двое мужчин (Юрий Новохижин и Виктор Яковлев).
Виктор Яковлев. Фото Андрея Кокшарова «7 самураев» - пугающе точный и подробный атлас женских страхов: «мама болеет, мама не берёт трубку, я еду-еду-еду…», «подруга не вернулась домой», «тёмные гаражи, я, он, убегаю», «он меня бьёт, я возьму нож…», «куда мне идти», «ребёнок начал задыхаться», «остаться одной, нет, лучше потерпеть, нет, не лучше», «полный автобус, что в сумке у этого подозрительного человека», «автомобильная… дети остались одни, без родителей». И ко всем эти страхам подводится общий знаменатель в виде одного из любимейших женских вопросов: «Что дальше?», то есть «Как жить дальше?»
Фото Андрея Кокшарова Потом девушки, как истинные самураи, успокаиваются, пытаются свои страхи «продышать», затем берут в руки «катаны» и по очереди разрезают ими воздух у чёрного камня-клубка угроз, и, наконец, готовые на всё, но похоже окончательно запутавшиеся (из камня в этот момент валит густой непроглядный дым), с «клинками» танто у животов нараспев уговаривают себя: «Я ничего не боюсь». Занавес. Точка. В смысле точка на занавесе – как будто вместо надписи The end. На самом деле финал открыт, следовало бы поставить многоточие: мы или справляемся со своими страхами, или они справляются с нами. Как будет на этот раз - неизвестно.
Фото Андрея Кокшарова Даю стопроцентную гарантию, что в Пскове у «Самураев» аншлагов не будет. Солд-аут не случился даже в день премьеры. Более того люди уходили из зала, не дождавшись «финальных титров». Ставить такой спектакль на большой сцене – определённо вызов псковскому консерватизму, но по-другому никак: это не камерная постановка, на малой сцене ей будет тесно.
Илона Гончар. Фото Андрея Кокшарова Вместо послесловия. Дмитрий Месхиев: «Идти на эксперименты – это не риск, а моя обязанность. Только так театр будет развиваться. Конечно, несложно поставить десяток коммерческих пьесок, девять из которых будут комедиями, но тогда театр умрёт как место культурной силы в регионе, поэтому я сознательно дал согласие на творческий эксперимент Сергея Чехова. Не всем нужен лёгкий жанр, хиханьки и хаханьки со сцены». Ольга Машкарина
20 апреля 2024
11:00
суббота
0+
«Невероятные приключения голубя Петра»
Маленький театрNotice: Undefined variable: afisha in /var/www/drampush/data/www/drampush.ru/use/afisha_today.php on line 32
20 апреля 2024
15:00
суббота
12+
Камерный концерт солистов Мариинского театра
Большая сцена21 апреля 2024
13:00
воскресенье
0+
«Невероятные приключения голубя Петра»
Маленький театр21 апреля 2024
19:00
воскресенье
12+
«Соседи»
Большая сцена21 апреля 2024
19:00
воскресенье