Новости / Публикации

25 сентября 2020 На Пушкинском фестивале в Пскове открылась режиссерская лаборатория В Пскове продолжается Пушкинский театральный фестиваль. Фото: Вадим Боченков / Пресс-служба Пушкинского театрального фестиваля Кипит жизнь на Основной и Малой сценах Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина, организатора форума. И даже на прилегающих к театру улицах. Актеры читают Пушкина, исполняют романсы на его стихи. Фольклорный ансамбль "Веретье" из деревни Тямша Псковского района два вечера играет под открытым небом спектакль "Все тайное становится...", в основе которого пушкинская баллада "Жених" (сам поэт назвал это произведение "простонародной сказкой"). На входе в театр зрителям измеряют температуру, просят надеть медицинскую маску. На фестивальной афише - заяц в маске. Даже зверек! А при чем тут заяц? Это символ фестиваля. Есть такая легенда. Заяц, перебежавший дорогу Пушкину, тем самым спас ему жизнь. Поэт решил уехать из Михайловского. И тут в дороге плохой знак. Из суеверия Александр Сергеевич, направлявшийся в Петербург, повернул обратно. А в это время на Сенатской площади произошло восстание декабристов. Так заяц спас поэта от участия в восстании и от дальнейшей печальной судьбы декабристов. На этом фестивале нет жюри, не присуждают премии "за лучшее...". Каждый коллектив, участник программы, получает диплом. Да не обычный, в рамочке под стеклом, а довольно оригинальный - в форме силуэта зайца. Ироническую эмблему Пушкинского фестиваля придумал главный художник Псковского театра драмы Александр Стройло. Стилизована она под гравюру XIX века, причем под дамский портрет. А заяц в маске на афише - это потому что он боится заразиться! Сыграв моноспектакль "Пиковая дама", народный артист России, вахтанговец Евгений Князев обратился к зрителям, приветствовавших его овацией, стоя: - Я ехал в Псков с волнением: сколько "Пиковых дам"здесь сыграно - уеду не солоно хлебавши… Спасибо вам за то, что не побоялись прийти в театр. Высочайшая литература помогает жить в наше непростое время. Как говорил наш учитель Юрий Михайлович Овшаров, "нужно окружать себя шедеврами". Корреспондент "РГ" расспросила об особенностях XXVII Пушкинского фестиваля его арт-директора Андрея Пронина, также арт-директора Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина. Многие фестивали нынче отменены или перенесены на следующий год, часть проходит в онлайн-формате. Вы же поступили по-другому: весной провели онлайн-фестиваль, а теперь и оффлайн. Две разных программы. Составить их было нелегко? Андрей Пронин: Составлять программу всегда приятно. Онлайн-программа формировалась во время карантина. В ней было 22 спектакля. Часть из них труднодоступных, которых уже нет в репертуаре. Как, например, "Тарас Бульба" Андрея Жолдака или "Шинель" Тимофея Кулябина. Нынешнюю сентябрьскую программу мы планировали осуществить в мае. Из-за эпидемиологической обстановки перенесли ее на осень, с некоторыми изъятиями, правда. Жизнь внесла коррективы. Скажем, хотели пригласить Белорусский театр кукол, сейчас по многим причинам не можем сделать это. Вы рассматриваете заявки театров на участие в фестивале или сами формируете программу? Андрей Пронин: Заявки, конечно, поступают. Но программу составляю я и утверждает ее генеральный продюсер фестиваля Дмитрий Месхиев. Если театры предлагают спектакли по произведениям Пушкина, мы придирчиво смотрим их, и если они интересные, вписываются в концепцию фестиваля, то мы их берем. Но все-таки это не заявочный фестиваль. Каждый год он имеет определенную концепцию. Нынче, например, такую - "От древнерусского эпоса - до городского романса". Приглашены театры из Москвы, Петербурга, Краснодара, Петрозаводска. Нам важно показать псковским зрителям постановки крупных столичных театров. Но стараемся соблюдать баланс столичных и региональных театров. Режиссерская лаборатория названа "Школьная классика: новый ракурс". Расскажите о ней. Андрей Пронин: Приглашены три московских режиссера. Самый молодой - Александр Плотников, ученик Камы Гинкаса. И два более опытных - Кирилл Вытоптов, Никита Кобелев, ученики Олега Кудряшова. Они обратились к текстам русской классики, рекомендованным для обязательного или углубленного изучения в средней школе. Произведения выбирали сами режиссеры: Вытоптов - "Рассказ о семи повешенных" Леонида Андреева, Кобелев - рассказ "Четыре дня" Всеволода Гаршина, Плотников - избранные главы первого и второго тома "Войны и мира" Льва Толстого. Эскизы спектаклей создаются с актерами Псковского театра драмы за пять дней, в режиме творческого штурма, артистам нелегко, они нервничают… Оценивать их работы будут маститые критики. Кроме того, проголосовать за понравившийся эскиз могут и зрители - при помощи купончика, который им дадут на входе в зал. Мы пригласили на просмотры школьных учителей, преподавателей Псковского университета, студентов-филологов. Будут обсуждения, и эскиз, получивший самые высокие баллы, после доработки войдет в репертуар нашего театра, как уже полноценный спектакль.
24 сентября 2020 Артист Александринского театра Николай Мартон выступил в Пскове с моноспектаклем о Вертинском Сегодня, 23 сентября, народный артист России, актер Александринского театра Николай Мартон представил публике Пушкинского театрального фестиваля моноспектакль «Вертинский. Русский Пьеро», передаёт корреспондент Псковского агентства информации.
24 сентября 2020 В бананово-лимонном Пскове О воздух декаданса, замешанный на сладкой мечте о рае вперемешку с горьким чувством финала, беспомощный всхлип блоковского балаганчика, старых патефонных пластинок и надломленных судеб, низложенных до сплетен о Прекрасной Даме Любе и ее русских вассалах. Уловить нотки упоительного аромата Серебряного века - это чудо. Возможность вдохнуть его полной грудью - чудо вдвойне. Такой подарок псковичам сделал народный артист России, ведущий актер Александринского театра Николай Сергеевич Мартон, представивший в рамках XXVII Пушкинского фестиваля концерт-спектакль «Вертинский. Русский Пьеро».
23 сентября 2020 Из человека в куклы и обратно: карельский спектакль «О рыбаке и рыбке» заставил плакать взрослых Спектакль «О рыбаке и рыбке» (режиссер Яна Тумина) не совсем театр кукол, или не только. Спектакль «О рыбаке и рыбке» (режиссер Яна Тумина) не совсем театр кукол, или не только. Это театр звука, театр света и темноты, театр осязания (через актера, соприкасающегося с объектами) – театр полного погружения в ощущения. После эксцентричной «Пиковой дамы» краснодарского театра XXVII Пушкинский театральный фестиваль заставил плакать взрослых и замирать детей – во второй день фестиваля псковская публика познакомилась с карельским театром кукол для взрослых, очень взрослых и детей. Некукольный театр На сцене колышется синее море, слышится плеск волн под умиротворяющую мелодию, по волнам плывет старик-рыбак. Всего 30 секунд – и куклы превращаются в людей, что ни на есть живых: таких, что с душой. Пушкинские старик со старухой в своей любви друг к другу совсем молодые и как дети непосредственные (актеры Олег Романов и Марина Збуржинская). На обоих серо-коричневые лохмотья и кофты, напоминающие рыбацкую сеть. Но зрителю нет дела, во что они одеты. Главное, что светятся изнутри. Скриншот из видео из YouTube-канала ТКД Псковской области. - Я пряду, пряду, - напевает старуха. - А я рыбу ловлю, рыбу ловлю, - вторит ей старик. Они вместе хватают выпрыгивающую рыбку, бросаются в объятия и кутаются в рыбацкие сети и укрываются от дождя корытом. Не воображаемого дождя, а настоящего – из воды. Так что слышно, как струя разбивается о дно, и чувствуются капли, все-таки попавшие на кожу. Вот и золотая рыбка, перекатываясь по синим волнам, голосом ангела-ребенка предлагает старику любой выкуп. Он берет в руки этот золотой сгусток света. Что на самом деле в руках у Олега Романова, не разглядеть, да и не надо. Ведь это известно даже детям – золотая рыбка. Но зачем старику выкуп? У него есть то, что дороже золота. Что тебе надо, грешный человече? Впервые звучит песня, а если точнее – духовный стих. «Что тебе надо, грешный человече?» - как бы обращаются к старику откуда-то с неба. А ему и не нужно ни злато, ни серебро, ему – лишь бы старуха была рядом (словами другого классика: «Чтобы дома кто-то ждал»). Скриншот из видео из YouTube-канала ТКД Псковской области. Легкая музыка сменяется аритмичными, нагнетающими барабанами: старуха узнает, что муж продешевил. Мечтая о «скатерти-самобранке», старуха звереет и деревенеет. Актеры снова превращаются в кукол, и старуха-деревяшка пока еще человеческим голосом требует достать ей новое корыто, а потом избу («Много ли в корыте корысти?»), а потом возвести ее в дворянки, а потом – в царицы… С каждым витком этого превращения героиня расчеловечивается и окарикатуривается. Под разливистый аккордеон ее лицо превращается в маску, режиссер лишает ее речи и оставляет ей только писк. Из людей – в куклы Сначала между героями встает изба-корыто. Старуха оказывается внутри, старик – снаружи. Они крутятся-вертятся, но встретиться уже не смогут. В избе появляется маленькое окошко, которое с новым приступом жадности будет увеличиваться и разрастется до черной дыры. А пока там даже есть маленькое сердечко, но уже очень маленькое, скукоженное. Фото: Юлия Утышева. В следующий раз корыто разрастется до дворца и одновременно – до одеяния дворянки. Наша старуха предстает в красных черевичках и запудренным до умопомрачения лицом. Лицо превращается в маску, в говорящий, загребущий рот. Окружающим остается закидывать туда золотые орешки, как кукле-щелкунчику. Аккордеон залихватски разливается, старуха-дворянка открывает пузо, и Марина Збуржинская, не особо скрываясь от зрителя, начинает кукольный спектакль. Ведь между людьми так не должно быть. Старик становится марионеткой (и только для рыбки остается человеком), а старуха – бездушной деревяшкой. И вот после очередного похода старика к рыбке жена его становится царицей с золотым нимбом и шикарным кандибобером на голове. Ей, ненасытной, враз заливают в рот целый кувшин вина и пихают курицу. По сравнению с маленьким куколкой-старичком она кажется великаншей, которая загораживает ему проход своими когтистыми лапами, пока он не исполнит новое ее желание. Фото: Юлия Утышева. А он исполняет. Не хочется говорить «с покорностью», «по глупости», «повинуясь». Старик Яны Туминой – очень философичный старик. Именно ему является золотая рыбка, его сопровождает путеводная звезда, свет, музыка, он плывет в своем корыте по воздуху, как будто знает, куда в этой жизни плыть, как будто знает, что за падением следует возрождение, а за грехом – раскаяние. Моря больше нет «Моря больше нет», - сказала маленькая псковичка на спектакле. Сверкают молнии, бушует ветер, старик захлебывается в поднявшихся волнах. «Ну что тебе еще надо, грешный человече?» - как будто вопрошает рыбка после безумного желания старухи стать владычицей морской. И только сидя у разбитого корыта, старуха понимает, что «ни злата, ни серебра, ни златого одеяния» ей не надо. Она приходит с тихим раскаянием к своему старику, садится рядышком и плачет. Две разломленные половинки соединяются, на небе загораются звезды. Влюбленные старик и старуха Яны Туминой не останутся у разбитого корыта, потому что останутся друг у друга. Скриншот из видео из YouTube-канала ТКД Псковской области. «Ёмкий и краткий пушкинский текст раскрывается как история о страстях и покаянии, о пути человека к Богу и о пути человека — через Бога — к человеку, поскольку именно “человек есть мера всех вещей”», - говорится в анонсе. Вот такой недетский детский спектакль, который стоит смотреть и чувствовать, нещадно отбрасывая параллели, которые навязывает интеллект. Мысль сама придет в сердце и выльется вместе со слезами, как у автора этого текста. Лиза Славятинская
20 апреля 2024
11:00
суббота

Notice: Undefined variable: afisha in /var/www/drampush/data/www/drampush.ru/use/afisha_today.php on line 32
20 апреля 2024
15:00
суббота
21 апреля 2024
13:00
воскресенье
21 апреля 2024
19:00
воскресенье
12+

«Соседи»

Большая сцена
23 апреля 2024
19:00
вторник
12+

«Соседи»

Большая сцена