Новости / Публикации

2 апреля 2021 Феномен Есенина В чем загадка успеха Есенина у читателей? В преддверии премьеры поэтического спектакля «Бессонница» театр драмы размышляет о феномене Сергея Есенина.
1 апреля 2021 Демонстрация демонов «Я демона послал в товарищи ему,
 Чтоб спящих он будил и звал их, и тревожил.
 А вы, сыны Господни, в простоте
Возрадуйтесь живой и вечной красоте...»
«Фауст», Иоганн Вольфганг фон Гёте (перевод Д.Мережковского). Если отталкиваться от названия выставки «Демонология нашего района», то можно зайти очень далеко и заблудиться. Демонология - это описание поведения демонов, их изучение. А ещё - описание обрядов по вызову демонов и их подчинению. То есть речь идёт о чём-то сверхъестественном. Если не бояться зайти очень далеко, то можно, например, вспомнить, что когда-то в русских деревнях считалось: демоны способны вселяться в кукол, и это значит, что если нарисуешь им глаза, то куклы оживут. А если нарисуешь рот, то появятся нахлебники. Кукол придётся кормить. А посмотришь куклам в глаза, то они возьмут и завладеют душой смотрящего. Священники советовали вместо глаз вышивать на лице куклы крест. Вот такая демонология и борьба с демонами. У кукол, созданных Ириной Москвиной, всё на месте - и глаза, и рот... Кажется, что и душа тоже есть. Впрочем, судя по выставке в псковской театральной галерее «Цех», это не совсем куклы. Скорее, это композиции. Ирина Москвина помимо прочего ещё и прозаик, и иллюстратор книг. С книгами связаны и её куклы. В этих работах есть сюжет, история, предыстория... Кукла-Мандельштам, помещённая в приоткрытый чемодан, немедленно заставляет вспомнить мандельштамовские строки: «Я человек эпохи Москвошвея, - Смотрите, как на мне топорщится пиджак...» Но и без этого знания композиция создаёт определённое настроение. Важное место на выставке занимают цитаты из прозы Москвиной. Листы с отрывками развешаны на стенах неподалёку от её причудливых книжных иллюстраций.  «Однажды мы видели, как достаточно высоко в небесах летел стремительно прозрачный полиэтиленовый пакетик, - говорится в рассказе «Полиэтиленовый пакетик, душа картофельного мешка». - ГонИм ветрами. Типа тех, что в универсамах намотаны коллективной кишкой на такие бобины. Но этот был явно оторван от коллектива и от бобины, он летел один, одинок, прозрачен, почти не различим в вышине, выше верхних этажей, трепеща, являя сквозь себя небеса и воздух, и солнце , и облака. Как соответственно антитеза несвободе и связанности. Мы решили тогда, что пакетик был когда-то другим. Он был когда-то огромным грубым заскорузлым мешком, мешошищем, из какой-то холстины, что ли...»). В 2013 году только что назначенный руководителем псковского театра драмы Василий Сенин пригласил в Псков французский театр Non Nova  (Нант). В Пскове несколько раз показали спектакль «Послеполуденный отдых фена». Состав участников спектакля был необычен. На сцене находился Жан-Луи Уврар, восемь фенов и множество полиэтиленовых пакетов. Фены создавали ветер, звучала музыка Дебюсси, пакеты летали. Неизбежно возник вопрос: «Может ли пакет переиграть живого актёра?» * Выставка «Демонология нашего района» как часть театрального фестиваля «Данилов-фест» - это несколько спектаклей одновременно. И вопросы после её посещения возникают схожие: может ли кукла переиграть живого актёра?.. Да, может - при условии, что в неё первоначально вдохнули жизнь. Придумали историю, характер, создали декорации, обеспечили красоту... Для хорошей игры не требуются ширма, нити, трости и кукловод. Кукла может быть неподвижной и молчаливой. Тем не менее, она будет действовать и говорить.  И вот уже «Св. Франциск Ассизский рассказывает котикам про Рождество». Скрипач, как ему и положено, сидит на крыше и играет. Если хорошо прислушаться, то можно уловить мелодию. Как говорит у Пушкина в «Каменном госте» Донна Анна: «Вы сущий демон. Сколько бедных женщин Вы погубили?» Но демоны не только губят души. Во всяком случае, практическая демонология настаивает: демоны поддаются укрощению. А некоторые изначально предназначены для того, чтобы люди не искали покоя.  Покой - смертелен. Герои кукольных композиций Ирины Москвиной - явно не от мира сего. В том смысле, что выглядят они несовременно. Созданы они в новом тысячелетии, но словно бы пришли (прилетели) из прошлого, а то и из позапрошлого века. «Прилетели» - подходящее слово. Их, как  тот же полиэтиленовый пакетик, пригнал сюда, в Псков, попутный ветер. Выражения их лиц - мечтательны, печальны, задумчивы, то есть человечны.  Им хочется сочувствовать.  Это важно. Алексей Семёнов *А. Семёнов. Западный ветер.
30 марта 2021 Данилов очень крутой Обзор на «Данилов-фест», прошедший в Псковском театре драмы в марте, от Александра Донецкого в блоге журнала «Театр.».
30 марта 2024
11:00
суббота
30 марта 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
3 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Пигмалион»

Большая сцена