Сказка моей мечты: театр Елены Камбуровой представил псковичам пушкинское Зазеркалье
Псковская лента новостей о спектакле Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой «Нянины сказки» на Пушкинском театральном фестивале.
Фото: пресс-служба Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина
Елену Камбурову в нашей стране знают по многим песням. Но эта, из фильма «Раба любви», на слова Натальи Кончаловской и музыку Эдуарда Артемьева, особенно любима поклонниками артистки. Звучит она и в постановке «Нянины сказки», которую Театр музыки и поэзии под управлением Елены Камбуровой представил на юбилейном Пушкинском театральном фестивале.Я вдаль гляжу с надеждой...Где же ты, моя мечта?Где же ты, мечта?
Именно тема мечты – сокровенной, личной – связывает воедино нити произведений, из которых сплетается общая ткань спектакля. Это не только знакомые всем с детства истории о царе Салтане, мертвой царевне и золотой рыбке, но и менее известная пушкинская «Сказка о медведихе», и – внезапно – «Гадкий утенок» Андерсена.
Зрителю предлагают посмотреть на классические тексты сквозь сложную систему зеркал-отражений. Одна сказка становится отражением другой, неожиданно рифмуясь и открывая простые, казалось бы, истины («добрым молодцам урок»). Сценическое пространство, организованное статичными и движущимися зеркалами, бликует, мерцает, сияет, сворачивается в черные дыры и светлые тоннели. «Всю правду доложи», – требуют герои от своих и чужих отражений. Так зеркала превращаются в способ познания себя и мира, разницы между чужим и своим, внешним и внутренним, обманом и истиной.
Сказочным помощником в постановке становится музыка. Народные колыбельные напевы, в которые уплывает зачарованный царь Салтан, потрясающие партии заморских гостей (особенно в японском прочтении), появление дядьки Черномора на фоне узнаваемого мотива из фильма «Профессионал», – насколько творчески и с юмором продумана партитура этого спектакля! В музыкальную палитру включены и классические «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского в аранжировке для 4 голосов и струнного квартета, Ария Царевны Лебедь из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», авторские композиции Олега Синкина.
Все композиции задают спектаклю особый выстроенный ритм: юмористические моменты сменяются философскими, сентиментальные зарисовки чередуются со сценами максимально эмоциональными. Режиссер Гульназ Балпеисова не дает зрителю заскучать ни на минуту, заставляя плакать и смеяться, размышлять и удивляться.
Сказка о гадком утенке, которая, на первый взгляд, выламывается из общего корпуса текстов, организующих спектакль, в такой системе координат неожиданно воспринимается как органичная пушкинскому миру. Самая очевидная перекличка – в образах лебедя и Царевны-невесты князя Гвидона. Есть в сказке Андерсена и свое зеркало - гладь воды, которая показывает «утенку» его истинное лицо. Оно совершенно отлично от того, каким увидел гадкого питомца Птичий двор, заставляя крякать и кланяться - быть «как все», соответствовать чужим мечтам и идеалам.
К слову, очень похоже на уток из высшего света ведет себя старуха, которая навязывает желания бесхарактерному старику. Так же поступает и князь Гвидон, озвучивая свои (читай ткачихи, портнихи и сватьи бабы Бабарихи) мечты царевне Лебеди. Однако счастья все богатства мира не приносят, так как в их основе – ложь. Кульминацией потерь становится финал первого акта: все на сцене летит к чертям – даже высоченный книжный стеллаж. Очень эффектно! А клининг в антракте – уже не просто уборка, а очищение, катарсис с пылесосом.
Мерилом правды и истинных желаний в спектакле выступает любовь. Ведь настоящее стремление старика и старухи – быть рядом. И Гвидон, все «хотелки» которого сбываются, на самом деле стремится лишь к одному – увидеть отца. Только найдя себя, герои достигают истины – любви, зримым символом которой становится огромный красный свитер, в который вдвоем укутываются герои сказки о золотой рыбке.
Казалось бы, тексты Пушкина уже читаны-перечитаны, играны-переиграны. Однако «Нянины сказки» Театра музыки и поэзии под управлением Елены Камбуровой невероятно свежи и необычны. Световая и цветовая оркестровка спектакля, необычное решение сценического облика его персонажей не оставили псковских зрителей равнодушными. Как и увлекательный поиск ответа на экзистенциальный и совсем не сказочный вопрос «Как остаться собой – рядом с другими».
Елена Никитина
Источник: Псковская Лента Новостей