К вам едет рецензент, или трагедия в 5 действиях

"В Пскове разразился скандал из-за откровенных сцен в спектакле «Ревизор» в местном драмтеатре", "«Не по Гоголю»: в екатеринбургском ТЮЗе детям показали изнасилование" - пестрят заголовки новости об одном и том же спектакле-  "Ревизоре", петербургского режиссёра Петра Шеришевского, поставленном в Пушкинском театре города Пскова. "Хорошие сапоги. Надо брать". В смысле смотреть. Но Театр Малыщицкого, где Шеришевский главреж, не показывает эту постановку, псковичи и псковитянки к нам не едут.. Значит.. Неспроста я только что писал, что с недавних пор "Ласточки" летают в Псков по удобному расписанию...





Поехал я, конечно, не из-за громких заголовков. Про изнасилование уральских детей своими родителями (игнорирующих возрастную маркировку18+) вообще узнал уже после резервирования билетов. Шеришевский - один из моих любимых режиссёров; я просмотрел почти все его постановки в Малыщицкого и хотелось нового.

Псков осенний прекрасен, повторюсь я. Пушкинский театр оказался совсем не "театром с колонами". Построен местным архитектором Эдуардом Гермейером (это его первая самостоятельная постройка) с элементами модерна. Замечательно, не провинциально.



Про интерьеры и удобство зрительного зала поговорим отдельно в рубрике Театр2ТочкиЗрения. Сейчас важно отметить, что сцена находится высоко и это мешает обзору, возможно, как минимум с передней половины зала. В "Ревизоре" ситуация с обзором намеренно усугубляется тем, что режиссёр запрятал актёров в самую глубь сцены, а чтобы видно было ещё хуже на переднем плане расположил всякие сетки и конструкции. Сразу стало понятно, что такое в камерном открытом с 3-ех сторон зале Малыщицкого такую сценографию не реализовать.


И чтобы зритель видел постановку использовали видеокамеры. Оператор, кстати, тоже активно участвовал в мизансценах - смело выходя на передний план и перекрывая актёров. 4 экрана над сценой показывали что там происходит.



Большую часть спектакля я недоумевал над этим решением. Это походило на торжество формы над смыслом. Видеотрансляция была только техническим решением, более того технически не идеальным инструментом - может из-за неверных настроек экспозиции или малого динамического диапазона матрицы камеры, картинка была часто в сильных пересветах.И немного мыльная. Последнее может быть и творческой задумкой, потому что актёров окружали кривые зеркала, часто формируя искажённые комические картины.



И только ближе к середине спектакля, режиссёр трансляции стал выхватывать крупными планами отдельных героев пьесы, акцентируя внимание зрителя на их переживаниях, мимики, реакциях. Актёров много в некоторых сценах, поэтому такой кинематографический ход кажется уместным и интересным. Пётр Шерешевский вообще склонен к кинематографу - в «Гамлет.еХistenZ» тоже камера пусть и неглавный, но активный игрок.



И, конечно, в финале - раздавленное позором лицо Марьи Антоновны над сценой и всем происходящим на ней балаганом. очень красноречивое яркое и точное решение.



Шерешевский перенёс действие "Ревизора" в наше время, что само по себе не оригинально. Текст и сцены изменены минимально, поэтому стиль речи в современных костюмах выглядит забавным. Но в фильме "Борис Годунов" Владимира Мирзоева этот момент ещё забавней, например. Конечно, сцены многие были переосмыслены, интерьеры изменены. Добчинский и Бобчинский вообще стали близнецами диджеями собственной группы The Rift. На экране в антракте был написан перевод - прореха, ошибка, дыра. Намёк понятен.



Держиморда - обычный полицейский.



Унтер офицерская жена - ведущая телешоу и помимо своей истории интервьюирует представителей малого бизнеса и слесаршу. И так далее. Находок, альтернативного видения, подтекcта много. Это интересно.




Музыка интересная и неожиданная - Городничий распевает "Берёзы" любимой группы Президента Путина. Финальная пирушка проходит в спортивных костюмах (намёк на Bosco di ciliegi которые у чиновников стали практически 2-м стандартом одежды) под "На лабутенах". Свет ставил сам Шерешевский. Сцен с ярким световым решением немного. Но, они есть.


Хлестакова сыграл Александр Петров! Нет, шучу - но, думается что Петров был бы 100% попаданием. Сыграл роль Камиль Хардин и сделал это отлично.



Городничий - Евгений Терских. Тоже прекрасен. Вообще все играют отлично. Полный перечень актёров на странице спектакля.



И что в итоге? А в итоге получилась трагедия....
Что такое "Ревизор" для нашего времени? Сатирическая пьеса. Комедия над нерадивыми чиновниками, фельетон, "Фитиль". Во времена фраз "обещать - не значит жениться" и даже "секс не повод для знакомства" глубина трагедии дочки городничего, к которой посватались, а потом публично осмеяли и оскорбили не видна. А ведь это реальная Трагедия. И Шерешевский усиливает её с учётом современных норм морали, доведя действие до изнасилования. Родители отдают дочку столичному высокопоставленному мажору в угоду собственной карьере и положению в обществе. В 19 веке это значит сосватали, сейчас положили в постель. И когда ситуация вскрывается в публичном информационном пространстве, это иначе как изнасилованием и огромной трагедией не назовёшь. И на последних сценах спектакля эта трагедия оглушает. Очень сильно поставлено.



Изнасилование показано условно, ещё можно увидеть голый зад Хлестакова, поэтому стоит возрастной ценз 18+. Эти сцены уместны, вопросов к ним нет, но... я бы хотел, чтобы, например, в нашем ТЮЗе показали бы лайт версию этого спектакля с цензом хотя бы 16+. Объясню почему. Накануне я объявил об открытии рубрики "театр школьнику" и писал: "Сначала я был уверен, что эта {театральная постановка} должна быть обязательно добротной классической постановкой, строго следующая букве и духу книги. Однако, опыт показал, что это совсем не обязательно." "Ревизор" Шерешевского это как раз пример, когда альтернативная постановка показывает суть спектакля едва ли не точнее классической. Кроме того, спектакль развивает фантазию, показывает интересные художественные приёмы. Моим друзьям захотелось после просмотра перечитать первоисточник - это тоже хороший показатель.



По рейтингу "Золотой Апельсин" получается такая картина
Сценарий, сюжет - 10 из 10
Режиссура - 9 из 10 кинематографичность оправдана не во всех сценах.
Актёры - 10 из 10
Свет - 6 из 6
Звук - 6 из 6
Декорации, реквизит, костюмы - 5 из 6.
Средний балл - 9,6 долек из 10. Зал долго аплодировал на поклонах. Современная и сильная постановка хрестоматийной пьесы, в которой драма превалирует над сатирой

Источник: Ильдар Бабиков

Дата публикации: 11 октября 2019

30 марта 2024
11:00
суббота
30 марта 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
3 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Пигмалион»

Большая сцена