Женский акцент: наша Маша
Когда Мария Кузьмина выпархивает на сцену Псковского драмтеатра, кажется, что это Жар-птица заблудилась в псковских снегах.
«Я по национальности русская», - уверенно заявляет Мария. В это едва ли можно поверить, глядя на ее оливковую кожу и кудри-пружинки. Но Мария говорит чистую правду. Ее историей Псковская Лента Новостей завершает цикл публикаций «Женский акцент» о псковичках разных национальностей, вносящих вклад в развитие региона.
Генофонд
Сколько национальностей объединились, чтобы получилась семья Кузьминых, Мария точно сказать не может. В роду есть эстонцы и болгары, латыши и финны. Мама Елена идентифицирует себя в большей степени еврейкой, папа Дмитрий - татарином. А Мария чувствует себя русской. Она - старшая из десяти детей. Имена родители начали давать в пушкинском духе: «Машка, Сашка, ...», но потом «сбились» на Пашу, Настю, Диму, Ксюшу, Борю, Даню и сразу двух Коль. В семье их называют не иначе как Николай Первый и Николай Второй. Только Мария в генетической рулетке выиграла внешность прапрадеда алжирских кровей. Легким ветерком с Магриба пронесся он по генеалогическому древу. Его интересную историю семейные предания не сохранили. Наверняка, пушкинского в ней не меньше.
Девушку часто спрашивают, как отреагировал отец, когда мама принесла из роддома младенца с яркой внешностью.
«Я с папой никогда не разговаривала об этом, - пожимает Мария плечами. - Но я знаю, что я любимица папы, желанный ребенок».
Ни с одной из своих светловолосых сестер она не согласилась бы поменяться внешностью. Говорит, что даже когда выпрямляет волосы, не чувствует себя - собой. «Отбеливать кожу, как Майкл Джексон, не собираюсь, не представляю себя с другой внешностью».
С сестрами.
Не менее часто просят потрогать волосы. Кудрям Марии позавидует каждая любительница химической завивки. Сейчас они до плеч, но было время - отросли до пояса. Это тоже выигрыш в генетическую рулетку. Обычно женщины с африканскими корнями не отращивают длинные локоны. Не потому, что не хотят, а потому, что их не промыть, не расчесать, слишком жесткие. Мария вспоминает свою подругу-кенийку, которая вынуждена была выделять на мытье головы буквально целый день. А смесь генов нашей героини смягчила африканскую жесткость. Ей достаточно после мытья нанести бальзам и прочесать волосы пятерней.
Повышенное внимание к своей внешности Мария превратила в игру. Не раз она слышала, как люди, желающие познакомиться, обсуждали, на каком языке к ней обратиться. И наслаждалась реакцией, отвечая на их приветствие: «Здравствуйте, меня зовут зовут Мария».
Иногда внимание переходит границы. Прошлым летом Маша ждала у Летнего сада подругу, и пока та не пришла, отбивалась от агрессивных попыток познакомиться, предпринятых каким-то чрезмерно очарованным парнем. От конфликта ушла в прямом смысле слова. Подобную историю может рассказать девушка любой национальности. Но вряд ли к кому-то еще на улице подходили незнакомые люди с желанием сфотографироваться. Такими просьбами псковичи Машу удивили, когда она, коренная москвичка, переехала в Псков в 2014 году.
Магия театра
До переезда Кузьмины не раз отдыхали в Псковской области. А потом решили, зачем снимать дом, если можно построить свой. Так и сделали в Палкинском районе, разом поправив демографию региона. Теперь мама-медик и папа - специалист по внешнеэкономической деятельности, разводят коз и овец. Глава семьи работает удаленно, а мама не только на хозяйстве, но и занимается образованием детей. Младшему пока 13 лет, Кузьмины-школьники находятся на семейном обучении.
До переезда в Псков Маша получила в Москве диплом фельдшера-акушера, во время учебы успела поработать по профессии. В Пскове решила, что для продвижения в медицине по административной линии полезно будет получить диплом юриста, и окончила местный университет. Но от генов убежать не смогла.
Маша хорошо рисует, это от мамы. В школьные годы на каникулах по месяцу жила в нескольких монастырях, где изучала иконопись. Закономерный итог - знакомство в Пскове с главным художником театра драмы Александром Стройло. Летом 2019 года она помогала оформлять эскиз спектакля «Нави Волырк, капитанский сын», позже для сайта театра снимала артистов в образах из постановки.
Заслуженный артист России Сергей Попков, исполнивший главную роль в эскизе спектакля «Нави Волырк, капитанский сын», в объективе Марии Кузьминой.
Следующим летом выяснилось, что для Маши в театре есть постоянная работа. Так акушер-юрист превратилась в помощника режиссера. Пушкинские отголоски в судьбе привели ее в театр имени Пушкина.
Кто такой помощник режиссера? Лучше всего на этот вопрос ответил коллега Маши Александр Артемьев, приславший ей в первый рабочий день сообщение:
Сейчас на сайте театра в описании двенадцати постановок можно встретить фразу «Спектакль ведет Мария Кузьмина». Во время «своих» представлений она наблюдает за действием из-за кулис, координируя работу всех служб, создающих для зрителей магию театра. В том числе, она задействована в создании «золотомасочных» работ псковской драмы. «Ревизора», взявший награду в 2020 году, она перехватила после другого помрежа, первый опыт ведения спектакля - и сразу для жюри премии. Также «в наследство» досталась «Река Потудань», номинированная годом ранее. Несколько дней назад стало известно, что «Морфий» в этом сезоне представлен в семи номинациях, в этом спектакле Мария Кузьмина стала реквизитором.
И сама выходит на сцену в постановке худрука Дмитрия Месхиева «Сережа очень тупой» в роли березки и лейтенанта.
В декабре этого года в театре намечена премьера «Пигмалиона» в постановке Дамира Салимзянова, публика снова увидит Машу в одной из ролей. А еще она стала очень симпатичным лицом театра, вручая силуэты стройловских зайчиков участникам Пушкинского театрального фестиваля.
Работа в театре дала Маше понимание, чем российская полиция отличается от заокеанской. Она напоминает, что движение black live matters зародилось из борьбы афроамериканцев с полицией за свои права. Девушка однажды столкнулась с нарядом российской полиции на площади Ленина. Она возвращалась с поздней репетиции и стояла в растерянности, опоздав на последний автобус. Маша выглядит моложе своих 29 лет, ее хрупкую фигурку вполне можно принять за подростковую. Вот полицейские и спросили документики, напомнив про комендантский час для несовершеннолетних. А потом на патрульной машине отвезли до дома.
«Все, что нужно: не забывать, что Россия - многонациональная страна. Терпимее быть друг к другу, любить ближнего, - напоминает девушка истины, вроде бы, прописные, но и правда часто забытые. - Хотелось бы, чтобы всем жилось без притеснений. Могу говорить только за себя. Я в России точно не страдаю, я получила образование, у меня счастливая семья, работаю там, где хочу работать».
Израильский паспорт Маша может получить хоть завтра. Но выбирает остаться дома. Получать заряд умиротворения в Мальской долине. Пить «Кофе с Кикоиным». Отсыпаться по выходным в родительском доме. Напоминать себе закрыть пробел в путешествиях, объехать те уголки страны, где еще не была. Выбирать Россию и связывать с ней свое будущее.
Юлия Магера
Источник: Псковская Лента Новостей