Пушкин, Гоголь и наши дни

Пушкинский фестиваль предложил зрителям спектакли по произведениям классиков и современников

Сцена из спектакля Кирилла Вытоптова «Барышня-крестьянка (вариации)». Фото: пресс-служба Пушкинского театрального фестиваля

В Пскове завершился XXVIII Пушкинский театральный фестиваль, вторая его часть, зимняя. Первую провели осенью, в сентябре. Необычный формат сложился «благодаря» пандемии и локдаунам.

Были представлены постановки из Москвы, Петербурга, Пскова, Севастополя, Красноярского края, по произведениям русских классиков - Пушкина, Гоголя, а также по пьесам популярных современных драматургов – Дмитрия Данилова, братьев Пресняковых.

РАМТ (Российский академический молодежный театр под руководством Алексея Бородина, Москва) сыграл веселый и лиричный спектакль «Барышня-крестьянка (вариации)». Поставил его по мотивам повести Пушкина режиссер Кирилл Вытоптов, ученик Олега Кудряшова. На прошлый Пушкинский фестиваль привозили спектакль Вытоптова «Слово о полку Игореве», созданный им в московском Театре на Бронной.

«В основе пушкинской повести лежит анекдот с переодеванием барышни в крестьянку. В нашем спектакле местом действия становится женская пошивочная мастерская, своеобразная «девичья», где постоянно менять облик, как говорится, сам бог велел. Стихия игры захватывает молодых людей, томящихся от скуки и замкнутости, становится местом счастливых встреч и ловушкой одновременно, помогает понять что-то про любовь и себя настоящих», – рассказал режиссер.

Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина предложил недавнюю премьеру –спектакль «Пленные духи» выпустил Айрат Абушахманов, главный режиссер Башкирского академического театра драмы им. Мажита Гафури. Озорная «филологическая комедия», «почти анекдот» - по пьесе братьев Пресняковых - выводит на сцену поэтов Блока и Белого, гениев Серебряного века, великого химика Менделеева и его дочь Любу.

Сцена из спектакля Айрата Абушахманова «Пленные духи»Фото: пресс-служба Пушкинского театрального фестиваля

«Театр ненормативной пластики» из Петербурга привез в Псков спектакль «Интервью В.», посвященный великому русскому шансонье Александру Вертинскому. Моноспектакль актера Сергея Азеева в постановке режиссера Романа Кагановича выдвинут на премию «Золотая маска-2022» в трех номинациях.

- Когда мы создавали спектакль, использовали книгу «Дорогой длинною…» (стихи и песни, рассказы, размышления и воспоминания артиста), письма Вертинского, - поделился Сергей Азеев. - Спектакль выпустили осенью 2020 года, во время пандемии. У нас независимый театр, собирались дома и репетировали. И в Петербурге, и в других городах во время поездок.

Почему вдруг такой интерес сегодня к Вертинскому? Театры обращаются к личности певца, можно вспомнить спектакль-долгожитель Сергея Федотова «Александр Вертинский. Желтое танго». И спектакль-концерт корифея Александринского театра Николая Мартона «Вертинский. Русский Пьеро». Наконец, сериал, который у всех сейчас на слуху.

Роман Каганович: Мне кажется, интерес к Вертинскому был всегда, просто сейчас сместился ракурс взгляда на него: он стал уже не певцом, исполнителем романсов, а великим человеком эпохи.

Севастопольский театр юного зрителя показал спектакль «Нос» Гоголя, выпущенный петербургским режиссером Яной Туминой. Как считают в СевТюзе, «это спектакль для родителей, которые хотят показать ребенку сложный, современный и по-настоящему художественный театр». Постановка уже отмечена Гран-при IV фестиваля севастопольских театров «ТОН-2021», а также зрительским главным призом, стала номинантом Национальной премии спектаклей для детей «Арлекин» (Петербург, 2022).

На сцене ожили парадоксы и чудеса, фантастический мир великого комедиографа, где «все не то, чем кажется». И Петербург, и Невский проспект, по которому разгуливает Нос. Странное происшествие: у чиновника Ковалева пропал … нос (не часы, перчатки или ботинки). В то же время цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в хлебе чей-то нос и выкидывает его в Неву…

- Сочиненный жанр – трагическая буффонада - открылся в процессе работы: экспрессия и пессимизм, яркость и мрачность, все на стыке, мы искали соответствий гоголевской атмосфере и смыслам и попали в такой способ острого буффонного существования людей и предметов, в котором все же звучит трагический пессимизм Гоголя, - рассказала Яна Тумина.

С нетерпением ждали псковичи спектакль Олега Липовецкого «Мертвые души. Второй том» в театре «Поиск» (Красноярский край, Лесосибирск). Несколько лет назад первый том «Мертвых душ» в постановке этого режиссера произвел фурор на Пушкинском фестивале, потом спектакль поехал по фестивалям, получил номинацию на «Золотую маску»… Теперь - продолжение спектакля и фантазия на тему, какой могла бы быть эта история, если бы ее не уничтожил огонь (как известно, Гоголь сжег рукопись). Инсценировка второго тома сделана Липовецким на основе сохранившихся черновиков писателя. Также использованы его письма к друзьям, воспоминания современников и реконструкция писателя Юрия Авакяна.

Были на фестивале лекции театроведов: «Русская классика на сибирской сцене: премьеры 2020/ 2021», «Пушкин в зрительном зале». Открылась выставка театральных плакатов и афиш художника и дизайнера Ксении Люстиковой. Автор сотрудничает с российскими театрами, ее театральные афиши можно увидеть в Москве, Петербурге, Новосибирске, Иркутске, Воронеже, Томске, Красноярске и других городах. На вернисаже представлено более 50 работ.

Сцена из спектакля Дмитрия Месхиева «Сережа очень тупой» Фото: пресс-служба Пушкинского театрального фестиваля

Завершился фестиваль премьерой на Малой сцене Псковского театра драмы – «Сережа очень тупой», постановкой художественного руководителя Дмитрия Месхиева. На спектакле присутствовал автор пьесы Дмитрий Данилов (он же автор пьес «Человек из Подольска», «Свидетельские показания»). По просьбе «Года литературы» драматург оценил увиденное:

Трактовка Дмитрия Месхиева была для меня в какой-то степени неожиданной, но при этом она мне понравилась, я принял этот спектакль с радостью. Мне очень нравится, что сохранена неоднозначность концовки, что в целом режиссер бережно и уважительно отнесся к тексту, я это ценю. Отмечу прекрасную работу артистов и сценографию замечательного художника Александра Стройло. В общем, по-моему, это хороший спектакль.

К слову

Фото: пресс-служба Пушкинского театрального фестиваля

Пушкинский театральный фестиваль - неконкурсный. Всем участникам вручают оригинальный диплом в форме силуэта зайца. Заяц – эмблема фестиваля. Есть легенда о зайце, перебежавшем дорогу Пушкину и тем самым спасшим поэта от участия в декабре 1825 года в восстании на Сенатской площади и от дальнейшей печальной судьбы декабристов. Из суеверия (плохая примета!) Александр Сергеевич, направлявшийся в Петербург, повернул обратно, в Михайловское. В 2000 году в месте роковой встречи торжественно открыли памятник зайцу - верстовой столб с надписью «До Сенатской площади осталось 416 верст» и с фигурой сидящего на нем зайца.

Следующий Пушкинский фестиваль планируют провести в Пскове осенью 2022 года.

Автор: Светлана Мазурова

Источник: Интернет-портал «ГодЛитературы.РФ»

Дата публикации: 21 декабря 2021

25 апреля 2024
19:00
четверг
16+

«Говорит Москва»

Перенос на 5 июня
Новый зал