«Потапов-фест»: опережая время – интервью с арт-директором Псковского театра драмы Андреем Прониным

26 ноября в Псковском театре драмы стартует «Потапов-фест» - фестиваль, посвященный творчеству известного якутского режиссера театра и кино, ученика легендарного Марка Захарова, одного из самых востребованных, творчески одержимых и парадоксальных режиссеров сегодняшней России Сергея Потапова.

Андрей Пронин.

Как родился эксклюзивный формат мини-фестивалей Псковского театра драмы, как фестиваль одного режиссера превратился в шестидневный мультикультурный форум искусств и как зрителю сориентироваться в афише и не пропустить нечто эксклюзивное – в интервью с арт-директором Псковского театра драмы Андреем Прониным.

         Фестиваль одного художника

Сергей Потапов.

– Андрей Львович, «Потапов-фест» – фестиваль вокруг творчества одного режиссера, ныне живущего и созидающего, – это, можно сказать, уникальная вещь. Как возникла идея «Потапов-феста»? 

– «Потапов-фест» появился по идее художественного руководителя нашего театра Дмитрия Месхиева. Весной мы уже провели мини-фестиваль, посвященный драматургу Дмитрию Данилову, и возникло такое ощущение, что мы придумали некий эксклюзивный, необычный формат. Персонажи, которым посвящены оба эти фестиваля, – люди яркие и талантливые, но фестивали их имени, может, и появятся, но спустя тридцать-пятьдесят лет, а мы, можно сказать, решили опередить время и совершить тематическое погружение в творчество наших незаурядных современников. Надеюсь, на этом практика подобных фестивалей в нашем театре не закончится.

Кроме прочего, так как мы теперь являемся частью Национального драматического театра России и реализуем программу сотрудничества с режиссерами из национальных регионов, то особенно уместным показалось посвятить «Потапов-фест» не только замечательному режиссеру Сергею Потапову, который выпускает у нас «Зойкину квартиру», но еще и искусству национальных регионов, национальных театров.

– Как формировалась программа фестиваля? Почему выбор пал именно на эти фильмы, спектакли, как в афише возникли концерты? 

– Программа формировалась с учетом пожеланий самого Сергея. Он сам отобрал фильмы, которые будут показаны на фестивале, сам предложил пригласить Валентину Романову-Чыскыырай, уникальную якутскую певицу, которая была его однокурсницей по актерскому училищу. И он же предложил пригласить театр «Гулун», в котором им была недавно поставлена пьеса Семена Ермолаева «hуума».

Северные танцы, и не только танцы

 

Сцена из спектакля "hуума".

– Театр «Гулун» из Якутска представит на псковской сцене две свои работы – и драматический спектакль «hуума», и концерт песни и танца народов Севера. Что это за коллектив?

Театр «Гулун» это такое специфическое, очень интересное культурное образование в Якутии, это театр малочисленных коренных народов Севера. Помимо якутов, которые представляют собой титульную нацию, в Якутии есть еще немало коренных народов – эвены, эвенки, чукчи, юкагиры и другие. Они даже более древнее, автохтонное население якутских земель. И театр «Гулун» занимается культурным наследием не только якутов, но и этих этносов. Те зрители, которые посетят спектакль «hуума», увидят в спектакле образы эвенской мифологии, там даже звучат какие-то реплики на эвенском языке, один из персонажей этого спектакля старый эвен… 

Необычно происхождение театра «Гулун»: он возник из музыкального ансамбля, из ансамбля песни и танца. И привезет театр не только спектакль «hуума», но и большой, яркий концерт, в котором будут как якутские напевы и танцы, так и впечатляющие танцы малочисленных народов Якутии. Это будет темпераментное зрелище, которое, я думаю, заинтересует и любителей хореографии, и зрителей, предпочитающих нечто красивое и экзотическое. Такого в Пскове не было, и в обозримом будущем не предвидится.

Испанские предания и российская действительность.
Что покажет татарский театр?

 

Сцена из спектакля "Та, которую не ждали"

– Наверное, говорить о том, что это фестиваль только якутского искусства, неверно, потому что якутский коллектив не единственный участник «Потапов-феста». Как появился в программе Альметьевский татарский драматический театр?

Сначала на свет появился Сергей Владимирович Попков, наш прекрасный актер, заслуженный артист России (он родился в Альметьевске), а потом в соседний дом (это бывший Дом техники) переехал Альметьевский драматический театр. Такое интересное совпадение. Но вообще Альметьевский театр старше Сергея Владимировича: он возник в 1944 году.

Альметьевский татарский драматический театр – один из самых сильных национальных театров России и один из самых сильных провинциальных театров страны. Всех, кто интересуется настоящим, хорошим театром, всех, кто хочет увидеть образцовую, эталонную актерскую игру, я приглашаю на спектакли этого театра. В альметьевской труппе – удивительные мастера, чего стоит одна только Мадина Гайнуллина, заслуженная артистка Татарстана (она играет главные роли в обоих спектаклях), замечательные Наиля Назипова, Рафик Тагиров, Динар Хуснутдинов – практически всех звезд этого театра увидят гости фестиваля.

– При этом спектакль Сергея Потапова «Та, которую не ждали» основан не на якутском материале?

Спектакль «Та, которую не ждали» Потапов поставил по пьесе Алехандро Касоны – испанского драматурга, чуть менее известного, чем Федерико Гарсиа Лорка, но из того же «поколения 1927 года». Это писатели Испании, которые обращались к исконному, национальному искусству – к легендам, преданиям, обрядам. И пьеса «Утренняя фея», по мотивам которой поставлен спектакль, тоже вдохновлена испанской легендой, и совершенно не удивительно, что одним из персонажей в ней становится Смерть. В испанских преданиях и сказках Смерть – частый персонаж, причем персонаж этот не такой страшный: Смерть (ее в спектакле играет Мадина Гайнуллина) женственна, у нее есть свои проблемы, она страдает от одиночества, она бы тоже хотела полюбить. Эту красивую и довольно редкую в России испанскую пьесу при помощи замечательного хореографа Алины Мустаевой и виртуозов альметьевской труппы Потапов превращает в элегантный, темпераментный и страстный спектакль, который будет интересен самой широкой публике.

Всё лучшее – в Псков

 

Сцена из спектакля "Магазин"

– Второй спектакль альметьевского театра, в отличие от поэтичной испанской легенды, затрагивает остросоциальные темы. Возможность показать на псковской сцене спектакль «Магазин» – большая удача? И как этот показ соотносится с «Потапов-фестом»?

Спектакль «Магазин» к Потапову отношения не имеет, но мы попросили альметьевский театр привезти его заодно, потому что это действительно один из лучших спектаклей, которые сегодня есть в российском репертуаре, и недаром он у нас идет под лейблом «Лучшие спектакли России в Пскове». Он номинировался на «Золотую маску», он победил на фестивале театров малых городов в Тобольске, ездил в Армению на фестиваль Highfest. Это необыкновенно удачная работа режиссера Эдуарда Шахова и хореографа Алины Мустаевой, которая, кстати, в следующем году будет работать в нашем театре на одном из детских спектаклей. Они сумели вывести страшную пьесу Олжаса Жанайдарова о казашке Карлыгаш, попавшей в рабство в Москве к хозяйке магазина Зияш, такую, казалось бы, сугубо социальную историю на уровень высокой поэзии, и, в общем, даже испанские предания этой поэзии могут позавидовать.

Актрисы эту историю буквально протанцовывают. Это спектакль хореографически насыщенный, спектакль с ритмизованной речью, с великолепно поставленным актерским дыханием, спектакль, требующий от опытной артистки Мадины Гайнуллиной и молодой актрисы Диляры Ибатуллиной больших усилий. В нем есть и какие-то обобщения, связанные с нашим сегодняшним обществом, есть и обобщения философские, которые касаются непростой природы бытия и человека в целом. Всем тем, кто считает себя в какой-то мере интеллектуалами и интересуется театром, я бы настоятельно рекомендовал этот спектакль не пропустить, потому что это действительно искусство высшего класса. 

– «Лучшие спектакли России в Пскове», что это за лейбл? Это новый проект Псковского драматического театра?

–  Это такой долгоиграющий проект, который мы с художественным руководителем театра мечтаем запустить. В прошлый раз, когда мы уже договорились о показе двух спектаклей – «Топливо» Семена Александровского и спектакля Яны Туминой из Улан-Удэ «И звали его Домино», помешала пандемия, но мы надеемся, что в дальнейшем, время от времени, мы будем привозить и показывать в Пскове какие-то выдающиеся спектакли. Трудно предсказать, насколько обильным и регулярным будет присутствие этого проекта в нашей афише, но мы верим, что всё получится.

– К слову, спектакли будут играться на национальных языках – на якутском и татарском. В чем преимущество просмотра спектаклей на иностранном языке для зрителей? Есть предчувствие, что зрители немного побаиваются непривычного формата. 

В спектаклях на иностранном языке нет ничего страшного, у нас будет синхронный аудиоперевод, который позволит всё расслышать и всё понять. И не помешают никакие проблемы акустики зала. Даже если вы плохо слышите, в этом случае гарантированно разберете весь текст. Ну и формата этого зачем бояться? Театров на свете много, далеко не все из них играют по-русски, но разве это может быть препятствием для нашей дружбы и гастролей?

Почему Потапов?

Сергей Потапов. Фото с sobaka.ru

– Вернемся к личности Сергея Потапова. Какие аспекты его творческой биографии послужили толчком к созданию «Потапов-феста» – шестидневного фестиваля искусств?

Сергей Потапов – это, действительно, один из самых ярких режиссеров-националов в России. Сергей Потапов имеет прямое отношение к якутскому театру, к тому театру, который в его нынешнем виде создан выдающимся деятелем якутской сцены Андреем Саввичем Борисовым; и как ученик Марка Анатольевича Захарова (причем любимый ученик) связан с московской театральной школой.

С одной стороны, Потапов чувствует это коренное, этническое. Он никогда не посвящает свои спектакли каким-то сиюминутным, социальным вопросам, для него немыслимо поставить политический памфлет – нет, он размышляет о боге, о смысле жизни, об аде и рае. С другой стороны, от Захарова он перенял задор, готовность взрывать какие-то устоявшиеся театральные формы, способность к переосмыслению классики, некоторую даже эстрадность в подходе к режиссуре. Эта режиссерская смелость Марка Захарова, его острое чувство современности парадоксальным образом сплавляются у Сергея с верностью заповедной архаике. Такой оригинальный коктейль, который оценили в самых разных театрах, потому что Потапов популярен и востребован не только в Якутии и не только в России: его спектакль «Оборотень» по произведению эстонского национального классика Августа Кицберга пользовался огромным успехом и был сочтен эталонной постановкой этого национального эстонского материала, с большим успехом прошел его «Ричард III» в Таллине, Потапов свой и для театра «Балтийский дом», где он поставил несколько спектаклей, и для Хорватского национального театра, и для театров Казахстана. Я смотрел его «Вишневый сад» в городе Нурсултан, где Петя Трофимов в своем монологе говорил буквально следующее: «Аня, весь Казахстан – наш сад».

Подобные сюрпризы, я думаю, ждут нас и в «Зойкиной квартире», но одновременно с этим, я уверен, вы оцените внимание режиссера к автору. И здесь это, конечно, будет Булгаков, даже если режиссер говорит в интервью обратное, но Булгаков в неожиданной и достаточно своеобразной авторской интерпретации.

- И, наконец, «Зойкина квартира»  псковская премьера Сергея Потапова, работа над которой стала поводом для «Потапов-феста». Насколько мне известно, это история не одного театрального сезона - театр давно хотел, чтобы это название появилось в репертуаре?

Это, скорее, было связано именно с Потаповым. Когда три года назад мы стали выбирать пьесу, Сергей бомбардировал таким количеством названий, что нужно было на чем-то остановиться. Он уже много и успешно работал с Булгаковым, в частности, в Минусинске поставил замечательный спектакль «Последние дни» по произведению Булгакова. Тем более что в этом году юбилей Булгакова, а в Пскове как-то этого автора особенно никогда не ставили, было всего два спектакля и очень давно, поэтому, мне кажется, что это будет определенный прорыв псковского театра к драматургии Михаила Афанасьевича.

 

Мини-фестиваль «Потапов-фест» пройдет в Псковском театре драмы с 26 ноября по 1 декабря. С программой фестиваля можно ознакомиться здесь: https://drampush.ru/festivals/potapovFest.

Организаторы мероприятия: региональное отделение ООГО «Российский фонд культуры» в Псковской области, Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина (филиал Национального драматического театра России), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

Дата публикации: 25 ноября 2021

26 апреля 2024
19:00
пятница
18+

«Смерть Тарелкина»

Большая сцена
27 апреля 2024
13:00
суббота
29 апреля 2024
13:00
понедельник
12+

«Метель»

Малая сцена
30 апреля 2024
19:00
вторник
18+

ПРЕМЬЕРА. «Мой не мой»

Большая сцена
4 мая 2024
19:00
суббота
12+

«Фламенко»

Новый зал