Антивоенная пьеса о войне: Ксения Степанычева – о «Днях Победы», штампах о ветеранах и советском детстве

В основе спектакля «Дни Победы» – одноименная пьеса драматурга Ксении Степанычевой, которая собрала невымышленные истории ветеранов Великой Отечественной войны.

Драматург Ксения Степанычева

«Я написала не военную пьесу, я написала антивоенную пьесу», – рассказывает о своем тексте «Дни Победы» драматург Ксения Степанычева. Говоря о Великой Отечественной войне, сложно не удариться в пафос, не закопаться в штампах и не подменить свои чувства общепринятыми формулировками. У нее это получилось. Как создавалась пьеса «Дни Победы» – невымышленные монологи о войне, – рассказала Псковскому театру драмы автор.

– Ксения, ранее в интервью вы говорили, что «Дни Победы» – это самый важный для вас текст. Сейчас, 10 лет спустя после написания пьесы, она по-прежнему занимает значимое место в вашей творческой биографии?

– Пожалуй, да. Эта пьеса для меня очень важна. Я положила на ее создание столько сил, сколько ни на какую другую пьесу. Много времени и энергии ушло на сбор предварительного материала, немало на его обработку. Такого не было ни разу, ни с одним текстом.

– «Дни Победы» – единственная ваша пьеса, написанная на документальной основе. Это серия монологов о войне. Почему тема войны требовала именно такой базы?

– Я всегда знала, что однажды напишу пьесу о войне. Но какую? Писать сюжетную вещь из серии «Партизаны на допросе в гестапо» мне не хотелось. Хотелось углубиться в эту тему и приблизиться к ощущениям людей, которые это пережили. И поэтому я решила собрать документальные свидетельства и создать персонажей не из моих фантазий (что было бы плоско и неубедительно), а взять за основу реальных людей и настоящие истории.

– Пьеса закольцована. Она начинается с рассказа вашей бабушки о Дне Победы и заканчивается послесловием о ее судьбе. Вероятно, беседы с ней и натолкнули вас на мысль об этой работе?

Первый монолог так и появился: однажды я просто решила записать рассказ бабушки о том, как она встретила День Победы. Потом я захотела найти кого-то еще, кто может рассказать мне свою историю. А потом поняла, что разговора о Дне Победы недостаточно – чтобы понять, чем для этих людей было 9 мая 1945 года, надо, чтобы каждый из них рассказал, чего ему это стоило.

– Почему это все-таки текст о Победе, а не текст о войне? Почему это «Дни Победы»?

Знаете, я всегда поправляю людей, которые говорят, что я написала военную пьесу. Я написала не военную пьесу, я написала антивоенную пьесу. Да, это текст о страданиях людей, о том, как они прошли через это, но самое главное, несмотря на весь ужас, выжили и сохранили себя.

У многих есть в сознании ошибочный штамп, что есть такие специальные люди ветераны. Это такие бабушки и дедушки, у которых самое главное, что было в жизни – это война. И их роль теперь – прийти и рассказать нам про это. А ведь после войны они жили длинную, сложную жизнь. И мне важно было сказать о том, что они не только ветераны, а что они люди. Что они не только прошли через войну, но потом прожили целую человеческую жизнь, восстанавливали страну из руин, рожали детей, а их дети родили нас.

– Кто герои вашей пьесы, как вы их искали? И сколько времени ушло на общение с ветеранами?

На сбор материала у меня ушло несколько лет, найти героев было сложно. Мне хотелось передать максимально объемную картину войны, показать и мужчин, и женщин, и на фронте, и в тылу, показать, как люди пережили блокаду Ленинграда, оккупацию, бои. В каждом конкретном случае я приходила к человеку не один раз, мы по несколько часов общались, и нужно было убедить человека мне довериться.

Особая техническая сложность состояла в том, что мои герои – это они же, только молодые. А у пожилых людей специфический темп речи, манера говорить, и нужно было, сохранив то важное и интересное, что они рассказали, преобразовать их слова в речь молодой женщины, молодого мужчины или даже мальчика-подростка.

Борис и Антонина Степанычевы

– Вы сказали, что всегда знали, что однажды напишете пьесу о войне. Возможно, большую роль сыграло то, что у вас династия военных: ваш дедушка, о котором говорит в пьесе Тоня, – летчик, и ваш отец тоже офицер?

Да, конечно, я родилась в семье военных, до 16 лет мы жили по военным гарнизонам. Моими друзьями были дети военных. Понимаете, я же обычный советский ребенок, я выросла на книгах и фильмах о войне, на песнях Высоцкого и Окуджавы. Если что-то для меня и было литературным образцом, если я чего-то хотела добиться в своей пьесе, то это того эффекта подлинности, который возникает от песен Окуджавы и Высоцкого. Я помню военные фильмы, я помню даже свои первые подростковые впечатления, например, от фильма «Проверка на дорогах» Алексея Германа. Для меня это один из лучших фильмов о войне.

– Получается, что «Дни Победы» – это очень личное и задушевное. Не появляется ли у вас тревога, когда за эту пьесу берется режиссер?

Я знала, что пишу пьесу для театра. Я прекрасно понимала, что она сложна и по форме, и по содержанию и что, возможно, никто и никогда не рискнет ее поставить, но, тем не менее, мне хотелось бы увидеть ее на сцене. У этой пьесы своеобразная судьба: я несколько лет ее писала, в 2010 году она была опубликована в журнале «Современная драматургия», и только через шесть лет ее впервые поставили в Магнитогорском театре драмы. Теперь, спустя еще пять лет, будет вторая ее постановка в Пскове. Планировалось, что в мае прошлого года несколько театров поставят «Дни Победы», но из-за пандемии все сорвалось, отложилось, но сегодня Псков вернулся к этой идее, что меня, конечно, очень радует.

– Все ваши пьесы удивительно разнятся по жанру, по стилистике, вы пишете детские сказки, взрослые комедии, фантасмагории, детективы, сценарии к фильмам («…в стиле Jazz» и «Weekend» Станислава Говорухина). «Дни Победы» – это ваша единственная пьеса о войне?

– Да, и для меня это был серьезный вызов. Я как драматург имею два основных достоинства – чувство юмора и легкий, естественный диалог, поэтому пишу в основном комедии, а здесь мне хотелось написать что-то серьезное, уйти от развлекательности. Как автору мне интересно каждый раз писать что-то новое, для меня каждая пьеса – это приключение. Если я чему-то научилась в прошлом тексте, то в новом мне хочется попробовать что-то другое. И это была первая и пока последняя попытка погружения в эту тему и работы на стыке документального и художественного.

– Есть ли у вас уже наметки будущего приключения, новой пьесы? Над чем вы сейчас работаете?

Кроме того, что каждая пьеса становится для меня новым приключением, мне не хочется писать ерунду, мне хочется писать что-то важное лично для себя. В юности сразу вспыхиваешь от любой идеи и бросаешься писать, а с возрастом тщательнее обдумываешь замысел и пытаешься найти что-то по-настоящему важное. Поэтому сейчас я, можно сказать, занимаюсь тем, что жду, пока придет подходящий замысел, хорошая идея.

Документальный секстет «Дни Победы» Псковский театр драмы представит 23, 25, 27 и 28 февраля.

Беседовала Елизавета Славятинская.

Дата публикации: 15 февраля 2021


Notice: Undefined variable: afisha in /var/www/drampush/data/www/drampush.ru/use/afisha_today.php on line 32
20 апреля 2024
15:00
суббота
20 апреля 2024
19:00
суббота
18+

«Бовари»

Малая сцена