«Это тонкая, сильная, несентиментальная баллада о любви, совершенно платоновская…»

Театральный критик Жанна Зарецкая о спектакле «Река Потудань»

Мой тренд в этом году – крепкие театральные команды. Которых мало, но которые сильно вдохновляют, питают, растут над собой, затягивают в свои пространства и сюжеты. Вот еще одна такая команда – команда Псковского драматического театра им. Пушкина. В обычном режиме об ее новостях мы узнаем по преимуществу от Андрея Пронина, но зато часто и подробнейшим образом, даже иронизируем по поводу Андреевой нарочитости. Но вот впервые за 25 лет театр отправился на гастроли в столицы – Петербург и Москву. А я в свою очередь отправилась на Новую сцену Александринки на спектакль «Потудань» Сергея Чехова – и он затянул меня, как в речную воронку минуты с десятой и не отпускал ни на мгновение до самого конца. Я рада за молодого режиссера Чехова Сергей Чехов, который, вслушавшись в певучий текст Платонова и позвав в команду композитора Владимира Бочарова, создал свою режиссерскую контрапунктную пластико-визуально-музыкальную партитуру. И она работает, она тянет свою тему – тему, которую Платонов сформулировал как «измученность бессмысленностью жизни», как попытку «понять, что же есть существование людей - это серьёзно и нарочно?». И тема эта звучит постольку, поскольку актеры вместе с режиссером прорываются в миф (а они прорываются!) с его простыми, но мощными образами-архетипами.

Тут есть Отец, он же – Рок, судьба, старый сторож, давший Никите работу на базаре в Кантемировке – уникальная актерская и человеческая, природная сила актера Новохижина тут куда как кстати, незаменима. Есть Мать, она же Смерть – не страшная, спокойная, тихая, зовущая без слов - Надежда Чепайкина. Виктор Яковлев и Денис Золотарев – две ипостаси «бедного, малограмотного, демобилизованного человека» Никиты, который, обретя смысл бытия в любви, не смог его в себя вобрать, стать великим, а стал маленьким и беспомощным скитальцем. Работа Виктора Яковлева (бОльшую часть времени Никиту играет он) – сдержанная, вдумчивая, аутентичная, медитативная заставляет вглядываться в этого первозданного героя, сочувствовать ему всеми силами зрительской души, воспринимать его поиски как его личную одиссею, понятную, узнаваемую, желать ему земного счастья с его Любой, которой Илона Гончар, актриса и хореограф театра, подарила такой красноречивый, исчерпывающий, внятный язык тела, с такой целомудренной платоновской эротикой, который вот Ася Волошина сравнивает с альфабетом Пины Бауш, и я, пожалуй, с ней соглашусь.

Пять актеров/героев (из которых на сцене одновременно – не больше четырех) обретаются в прямоугольной коробке, развернутой к зрителю своим нутром - ее придумала художник Анастасия Юдина. Пространства для движений почти нет: вдоль задней стенки стоят еще и четыре кресла – очевидно, по ассоциации с теми креслами, которые стояли в доме у учительницы, неслучившейся невесты отца Никиты. Герои то усаживаются в них, то выталкиваются из мимолетного комфорта-уюта на узкую дорогу-топинку вдоль кресел. На ней они сталкиваются, сходятся, расходятся, толкают один другого, помогают подняться, – и каждое столкновение, каждый взгляд – драматичны, остро-содержательны. И ни на секунду не останавливается течение реки Потудань, которая просачивается во все щели, журчит на стенах и на полу, и не дает успокоиться, омещаниться, напоминает о бренности жизни и ценности любви. Это в самом деле тонкая, сильная, несентимантальная баллада о любви, совершенно платоновская, которая могла бы украсить афишу воронежского Платоновского фестиваля, поэтому отмечаю здесь Михаил Бычков.

А сама жду приглашения на Пушкинский фестиваль, и поэтому нацепила на грудь эмблему прошлого Пушкинского – белого зайца. И искренне желаю театру, обретшего нового прекрасного директора – Людмила Цишковская - необходимого и достаточного финансирования. Дорогой мой друг и компаньон Андрей Пронин, спасибо тебе за твою веру в театр – конкретный и вообще, неутомимость, непрерывную генерацию новых проектов и идей. Пусть и дальше у всей вашей команды всё получается

Дата публикации: 1 октября 2018

30 марта 2024
11:00
суббота
31 марта 2024
11:00
воскресенье
31 марта 2024
19:00
воскресенье
12+

«Не спать!»

Перенос на 2 апреля
Новый зал
3 апреля 2024
19:00
среда
16+

«Пигмалион»

Большая сцена
4 апреля 2024
19:00
четверг
18+

«Сережа очень тупой»

Малая сцена