Столкновение быта и волшебства

Премьера апреля:режиссер ТЕАТР.DOC поставила на Малой сцене пьесу о псковичах

16 и 17 апреля на Малой сцене Псковского драмтеатра состоится премьера спектакля московского режиссера Варвары Фаэр «Банщик».

Необычность постановки заключается в том, что в основу ее легло не литературное произведение, а настоящие, непридуманные истории жителей города. В течение нескольких месяцев актеры общались с псковичами, записывали с ними интервью, которые в итоге стали полноценной пьесой.

О своем главном послании к зрителю, где искать чудеса и почему так важно думать самостоятельно – рассказывает режиссер спектакля Варвара Фаэр.

Варвара, на каком этапе сейчас находится работа над спектаклем?

- Пьеса написана, название есть, декорации изготавливаются. Все действие происходит в одной из городских общественных бань. Есть главный герой – банщик, который занимается своими обязанностями: им не то чтобы помыкают, но он такой «мальчик на побегушках».  Мы слышим обрывки диалогов, которые касаются города Пскова,  присутствуют и проститутки, и правоохранительные органы, и одна активная сектантка, и военный. Это такой большой и общий диалог, где всплывают самые разные точки зрения. Сам банщик – он наблюдатель, и отталкиваясь от того, что он слышит, он высказывает своё мнение и создаёт свою атмосферу. И она очень отличается от того быта, с которым он постоянно сталкивается. Это столкновение двух атмосфер – волшебной и бытовой.

Автор и режиссер постановки Варвара Фаэр сотрудничает с «Театром.doc» фактически с момента его возникновения в 2002 году. Фото: WakeUpR

Сейчас нам предстоит работа с художником. Существенное значение имеет художественный образ, поскольку мы имеем дело с необычным, очень красочным миром на первый взгляд незаметного и совершенно незначительного человека, который в городе Пскове работает банщиком. 

Как Вам персонажи,  которых находили наши актёры? Что нового Вы узнали о людях?

- Мы взяли намного больше интервью, чем вошло в пьесу. И я увидела, что у людей в голове очень большая каша. Многие люди работают чтобы есть, и едят, чтобы работать. И главный герой моей пьесы говорит об этом, что люди разучились думать, они только принимают (или не принимают) чьё-либо мнение. За них думает интернет, телевизор и у них только две кнопки –принимаю или не принимаю. Самостоятельного мышления очень мало, к сожалению.  То есть это та фаза, когда люди перестают быть людьми, а превращаются в биомассу. Они могут обладать каким-то очень хорошими человеческими чертами, быть добрыми, пытаться идти навстречу, но при этом не умеют думать и оценить ситуацию самостоятельно.

При подготовке пьесы актёры выступали еще и в роли журналистов. Как Вы оцениваете их работу?

- Я бы не сказала, что они выступали в роли журналистов, я считаю, это была часть их актёрской работы, а я, как драматург, руководила их вопросами. Задача артистов была сориентироваться в ситуации, может быть, немножко дополнить, но получить информацию на эту тему.  Все оказались очень трудолюбивы и много времени потратили на расшифровку интервью, которая была не журналистской, а авторской, то есть со всеми оговорками, вздохами, запинками, словами-паразитами, матом. Для чего?  Для того чтобы актёр мог сканировать своего персонажа, начал понимать, как этот человек мыслит, ходит, дышит, как он смотрит, про что он живет.  И как я смотрю по актёрским этюдам – это удалось. 

Репетиция спектакля «Банщик».

Насколько будет широк срез псковского общества? Чем этот спектакль будет интересен зрителю?              

- Охватить полностью, сделать целую псковскую социологию в рамках театра невозможно.  И потом Псков, как и вся Россия, очень разноплановый. Люди, которые что-то из себя представляют, интересные люди, они ведь очень разные, как и вся Россия. А вот тема нашего спектакля типична для всей страны: люди живут своей жизнью, проблемами, пытаются уделять внимание друг другу, вникать в проблемы друг друга, а на самом деле не замечают сокровища, которое рядом с ними. Они не могут представить, что человек, который моет полы в бане, может оказаться незаурядной личностью и откровенным гением. Для них он просто банщик. И наша задача расширить представление людей, о том, что все возможно, и найти такого банщика в городе Пскове – это чудо, и думаю, это чудо не единственное.

Я хочу сказать – замечайте чудесное. Замечайте других людей, они ведь очень неожиданные. В самой блеклой (на первый взгляд) сфере может оказаться человек начитанный, насмотренный, с богатейшим внутренним миром, выражающийся невероятным шукшинским языком, с философским взглядом на мир, который попадает в абсолютно каждого российского человека.  И это мое послание к зрителю – будьте внимательны.

Для Вас, как режиссера ТЕАТР.DOC , делавшего много спектаклей в стиле вербатим, псковская тема — это  новая грань? Или что-то уже привычное, понятное?

- Столкновение с новыми людьми – это, конечно, всегда что-то новое. Каждую постановку ты делаешь как в первый раз. Возникает много вопросов и задумываешься, что это за люди, с которыми ты снова встретился, и пытаешься их принять в свое сердце.   

Спектакль «Банщик», 16 и 17 апреля, Малая сцена, 19 часов. 

Купить билеты можно здесь либо в кассах театра. 

                                

Дата публикации: 31 марта 2015